Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 13-28
В сегодняшнем чтении мы слышим, как Спаситель предупреждает учеников о тяготах последних времён. В наше время о конечности мира говорят как верующие, так и неверующие люди. Конечно, их подходы разнятся во многом, но самая существенная разница для обычного человека в том, что учёный говорит о прекращении существования земли с улыбкой, потому что, по его мнению, это произойдёт через миллиарды лет, и никому из его слушателей не грозит. Когда же христианин говорит о конце мира, он утверждает, что тот может произойти в любой момент и значит к нему необходимо быть готовым всегда.
Иногда можно услышать, что христиане должны относиться к концу света не так, как все остальные люди, ведь конец будет означать близкую встречу со Христом. По сути это, конечно, верно, но многих пугает не сам конец мира, сколько страдания, которые будут ему предшествовать. Жизнь людей и так тяжела, а к моменту конца всё ещё больше усугубится... Сострадая тем, кто будет жить в те дни, Христос в сегодняшнем чтении указывает на некоторые признаки конца, которые позволят людям подготовиться к испытаниям. Более того, Он советует молиться о том, чтобы обстоятельства, при которых всё начнётся, были для учеников наиболее удачными. При этом один совет обращает на себя особое внимание, и у современного читателя он может вызвать недоумение. Предупреждая учеников о грядущих страданиях, Иисус среди прочего говорит: «Молитесь, чтобы бегство ваше не было в субботу». Для большинства людей, даже вполне верующих, суббота мало чем отличается от прочих дней. То есть очевидно, что для кого-то этот день связан с богослужением, для кого-то это просто выходной, но в любом случае сам день не отличается от всех остальных настолько принципиально. Однако для современников Христа суббота была совершенно особенным днём, потому что в этот день надо было находиться в покое. Сегодня большинство христиан субботу так не воспринимают, но пророчество Иисуса одинаково относилось и к грядущему концу мира и к гонениям, которые предстояло пережить Его ближайшим ученикам. Имея в виду в первую очередь их, то есть тех, кто будет гоним вскоре после Его Вознесения и ещё будет соблюдать закон Моисеев во всей полноте, Спаситель понимает, что они, соблюдая субботу, не смогут уйти дальше положенного субботнего пути и будут настигнуты гонителями. И вот что интересно, в Его словах нет даже намёка на то, что они нарушат заповедь, что ради спасения жизни все средства хороши. Он не говорит: если придётся бежать в субботу — не обращайте на неё внимания, так как жизнь важнее. Ничего подобного. Молитесь, чтобы Вам не оказаться в такой тяжёлой ситуации. И это удивительно глубокий совет, который означает очень простую вещь: перед лицом смерти, гонений или любых возможных испытаний ученик не должен думать, что все средства для спасения хороши. Ведь настоящее спасение достигается только одним путём: исполнением воли Божией.