Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Жизнь человека, искренне обратившегося к Богу, меняется. Но вот насколько радикально? И в чем в первую очередь эти перемены должны проявляться? Об этом Спаситель говорит ученикам в отрывке из 17 и 18 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 17.
24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;
27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.
Глава 18.
1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
Внимательное чтение Евангелия позволяет увидеть в жизни Иисуса Христа определенную двойственность. В одних случаях, Он совершает поступки, в которых подтверждает социальные нормы общества своего времени, в других внешним образом совершенно им противоречит, а иногда даже вызывает гнев слушателей. Например, в одном случае отрок Иисус пребывает в храме и беседует с книжниками и старейшинами, в то время как Мария и Иосиф переживают и повсюду его ищут. В другом он явным образом заботится о матери, поручая ее любимому ученику. Однажды он поручает исцеляемым пойти и показаться священникам, при этом есть масса примеров, когда при исцелении он не говорит исцеляемым куда-то идти и кого-то о чем-то спрашивать. В сегодняшнем чтении мы слышим историю о том, как Христос совместно с Петром заплатил храмовый налог, то есть соблюл норму общественного поведения.
Если мы внимательно посмотрим на формирование общественных норм в Библии, мы увидим, что они меняются в зависимости от состояния людей. В раю одни, после потопа другие, в Синайском законодательстве третьи. Это совсем не значит, что Бог меняется и всякий раз ждет от людей чего-то нового. Бог всегда один и тот же и ждет от людей исполнения Своего замысла. Однако люди разные и идут к Божественному замыслу по-разному. Именно разница их духовных состояний объясняет разность заповедей.
Для своего времени израильтяне находились на самом высоком духовном уровне. Они знали истинного Бога и старались исполнять Его заповеди. Но почему они это делали? Да потому что Бог обещал им возвысить их над всеми народами, сохранять их от всякого зла и направлять на истинный путь. Но разве так ведут себя настоящие сыновья? Разве ищут выгоды в отношениях с отцом?
В свою очередь Христос настраивает учеников на подлинно сыновние отношения, в которых храмовый налог перестает быть формой обязанности и становится свободным даром на храм. Мы видим, что формально Христос и Петр просто платят налог и это выглядит как исполнение общественной нормы, но мотивация у их поступка совершенно иная и от формальных отношений с Богом они чувствуют себя совершенно свободными. И вот в момент разговора о том, что они должны отличаться особенными, свободными и бескорыстными отношениями с Богом, ученики спрашивают его, кто оказывается самым значимым и важным в Царстве небесном.
Что значит этот вопрос, как не то, что по сути, они ничем не отличаются от остальных и так же ищут вполне обычных вещей: значимости и власти. И что же отвечает им Спаситель? Если не обратитесь, то есть не покаетесь и не будете как это дитя, вы вообще ни в какое царство не войдете. Если вы сыны Божии, какой статус вам еще нужен. А если вы пришли к Богу за статусом — кто вы Ему? Итак, умалитесь, и будьте как дитя, которое не ищет статусов и положений, но ищет только того, чтобы быть с Отцом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееСогласно закону Ветхого Завета, изложенному в книге Исход, каждый израильтянин старше двадцати лет должен был платить налог на содержание Иерусалимского храма. В самой книге Исход этот закон сформулирован так: «Всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля <...> приношение Господу; всякий, поступающий в исчисление от двадцати лет и выше, должен давать приношение Господу; богатый не больше и бедный не меньше полсикля должны давать в приношение Господу, для выкупа душ ваших» (Исх. 30:13–15). В этом тексте книги Исход мы видим сразу два важных момента: во-первых, в нем идёт речь о регулярной переписи израильтян, а во-вторых, о храмовом налоге, который распространяется на всех участвовавших в переписи взрослых людей.
Из Евангелия мы знаем, что Христос Спаситель и Его семья участвовали в переписи, именно поэтому Он и родился не в Галилее, где в последствии вырос, а в Вифлееме, правда, та перепись была инициирована не религиозными властями Израиля, а императором Августом, и касалась она всей Римской империи. Но из самого того факта, что Христос с семьёй участвовали в гражданской переписи, можно сделать вывод, что они не уклонялись и от исчисления израильского народа по заповеданному книгой Исход принципу, как не уклонялись и от подати на Иерусалимский храм, поэтому не совсем понятен вопрос тех людей, которые собирали дидрахмы, ведь в этом вопросе явным образом звучит некоторое сомнение. Впрочем, самое интересное начинается позже, и состоит оно в вопросе Христа, адресованном апостолу Петру: «Как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?». Совершенно очевидно, что этот вопрос прозвучал в контексте подати на храм, но понимать его можно несколькими способами. К примеру, под «своими сынами» можно понимать подданных Римской империи, которые платили меньше налогов, чем жители оккупированных Римом территорий, а можно понимать и собственных царских детей, так, как это понимал святитель Иоанн Златоуст. Далее в своём комментарии святитель Иоанн несколько продлил мысль Христа Спасителя и написал так: «Если цари земные не берут подати с сыновей своих, но с чужих, то тем более Я должен быть свободен от требования их, Царь и Сын Царя — не земного, а Небесного».
Но несмотря на все это, Христос соглашается отдать требуемые сборщиками податей деньги. Он поступал так всякий раз, когда дело касалось установлений уже изжившего себя закона Ветхого Завета, Господь, разными способами указывая на несостоятельность закона применительно к Нему Самому, ни разу не отказался от исполнения этого закона. Такой подход позднее был принят и Церковью: Церковь никогда и нигде не выступала против внешних по отношению к Ней законов, за исключением тех случаев, когда законы входили в явное противоречие с христианскими установлениями. Таким образом Церковь призывает поступать и всех своих чад.
Читать далееВ отрывке, который мы только что услышали иудеи подходят к апостолу Петру вопросом: будет ли Его Учитель, то есть Христос, платить налог на храм. Такой взнос раз в год должен был делать каждый еврей. Эти деньги шли на содержание духовенства Иерусалимского храма, а также на различные нужды, связанные с отправлением богослужений. Очевидно, что вопрос этот задан был не с проста. Если Господь откажется платить налог, будет лишний повод обвинить Его в богохульстве. В ответ Христос произносит небольшую притчу, смысл которой сводится к простой мысли: царь никогда не будет брать налог со своих близких, тем более, со своих детей. Ведь налоги и собираются для того, чтобы содержать царя и его родственников. Поскольку Христос и является тем, кому посвящен храм, а апостолы — Его любимые ученики и дети, они также, как дети царя, свободны от налога. И все же Христос не противится этой обязанности. Весьма важно обратить внимание на причину. Он платит налог, чтобы никого не соблазнить. То есть не вызвать лишних кривотолков. Чтобы не дать иудеям повод обвинить Его в нарушении установленных обычаев и не спровоцировать таким образом ненужный конфликт.
Посмотрите, как Господь бережно относится к тем, кто считает Его Своим недругом. Он всегда знает, когда упрекнуть их, оспорить их неверные взгляды, но, вместе с тем, прекрасно понимает, когда не стоит этого делать. Когда лучше выполнить то, что не имеет особого смысла для Него и Его учеников, но является принципиально важным для людей, которые просто не доросли до того, чтобы стать Его последователями. Это, безусловно, важный сигнал для всех, кто хочет стать подлинным учеником Христа. Ведь церковное общество очень многослойно. Замечательно об этом в свое время сказал апостол Иоанн Богослов. Обращаясь в своем послании к христианам, он делит их на несколько категорий: «дети, отроки, юноши, отцы». И к каждым обращается с особыми словами наставления. Христианские толкователи утверждают, что речь не обязательно идет о естественном возрасте, но в первую очередь о духовно-нравственном состоянии. Есть те, кто только пришел в храм или же провел в нем всю свою жизнь, но в силу особенностей характера, духовной проницательности, остается все еще духовным младенцем, ребенком. Вся суть церковной жизни сводится для него в исполнении формальных инструкций и ритуалов. И напротив, обязательно, в каждой общине есть те, кто достиг большего духовного совершенства и которые в силу своего духовного опыта и внутренней свободы понимают условность некоторых традиционных установлений. Четко видят их иерархию и порой, даже готовы отступить от буквы формальных предписаний ради смысла происходящего. Сегодня Христос говорит нам, что делать это необходимо с большой осторожностью. Чтобы наша свобода не соблазнила тех, кто не обладает ей в достаточной степени. Постараемся об этом не забывать. Ведь Господь именно там, где в сердце человека живет милость и снисхождение к нашим близким, которые по причине своего духовного несовершенства и немощи подобны еще маленьким детям.
Читать далее
священник Стефан Домусчи