Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 24-27, Глава 18, стихи 1-4. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 24-27

Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 1-4

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В отрывке, который мы только что услышали иудеи подходят к апостолу Петру вопросом: будет ли Его Учитель, то есть Христос, платить налог на храм. Такой взнос раз в год должен был делать каждый еврей. Эти деньги шли на содержание духовенства Иерусалимского храма, а также на различные нужды, связанные с отправлением богослужений. Очевидно, что вопрос этот задан был не с проста. Если Господь откажется платить налог, будет лишний повод обвинить Его в богохульстве. В ответ Христос произносит небольшую притчу, смысл которой сводится к простой мысли: царь никогда не будет брать налог со своих близких, тем более, со своих детей. Ведь налоги и собираются для того, чтобы содержать царя и его родственников. Поскольку Христос и является тем, кому посвящен храм, а апостолы — Его любимые ученики и дети, они также, как дети царя, свободны от налога. И все же Христос не противится этой обязанности. Весьма важно обратить внимание на причину. Он платит налог, чтобы никого не соблазнить. То есть не вызвать лишних кривотолков. Чтобы не дать иудеям повод обвинить Его в нарушении установленных обычаев и не спровоцировать таким образом ненужный конфликт.

Посмотрите, как Господь бережно относится к тем, кто считает Его Своим недругом. Он всегда знает, когда упрекнуть их, оспорить их неверные взгляды, но, вместе с тем, прекрасно понимает, когда не стоит этого делать. Когда лучше выполнить то, что не имеет особого смысла для Него и Его учеников, но является принципиально важным для людей, которые просто не доросли до того, чтобы стать Его последователями. Это, безусловно, важный сигнал для всех, кто хочет стать подлинным учеником Христа. Ведь церковное общество очень многослойно. Замечательно об этом в свое время сказал апостол Иоанн Богослов. Обращаясь в своем послании к христианам, он делит их на несколько категорий: «дети, отроки, юноши, отцы». И к каждым обращается с особыми словами наставления. Христианские толкователи утверждают, что речь не обязательно идет о естественном возрасте, но в первую очередь о духовно-нравственном состоянии. Есть те, кто только пришел в храм или же провел в нем всю свою жизнь, но в силу особенностей характера, духовной проницательности, остается все еще духовным младенцем, ребенком. Вся суть церковной жизни сводится для него в исполнении формальных инструкций и ритуалов. И напротив, обязательно, в каждой общине есть те, кто достиг большего духовного совершенства и которые в силу своего духовного опыта и внутренней свободы понимают условность некоторых традиционных установлений. Четко видят их иерархию и порой, даже готовы отступить от буквы формальных предписаний ради смысла происходящего. Сегодня Христос говорит нам, что делать это необходимо с большой осторожностью. Чтобы наша свобода не соблазнила тех, кто не обладает ей в достаточной степени. Постараемся об этом не забывать. Ведь Господь именно там, где в сердце человека живет милость и снисхождение к нашим близким, которые по причине своего духовного несовершенства и немощи подобны еще маленьким детям.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!