Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 24-27
Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 1-4
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Жизнь человека, искренне обратившегося к Богу, меняется. Но вот насколько радикально? И в чем в первую очередь эти перемены должны проявляться? Об этом Спаситель говорит ученикам в отрывке из 17 и 18 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 17.
24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;
27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.
Глава 18.
1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
Внимательное чтение Евангелия позволяет увидеть в жизни Иисуса Христа определенную двойственность. В одних случаях, Он совершает поступки, в которых подтверждает социальные нормы общества своего времени, в других внешним образом совершенно им противоречит, а иногда даже вызывает гнев слушателей. Например, в одном случае отрок Иисус пребывает в храме и беседует с книжниками и старейшинами, в то время как Мария и Иосиф переживают и повсюду его ищут. В другом он явным образом заботится о матери, поручая ее любимому ученику. Однажды он поручает исцеляемым пойти и показаться священникам, при этом есть масса примеров, когда при исцелении он не говорит исцеляемым куда-то идти и кого-то о чем-то спрашивать. В сегодняшнем чтении мы слышим историю о том, как Христос совместно с Петром заплатил храмовый налог, то есть соблюл норму общественного поведения.
Если мы внимательно посмотрим на формирование общественных норм в Библии, мы увидим, что они меняются в зависимости от состояния людей. В раю одни, после потопа другие, в Синайском законодательстве третьи. Это совсем не значит, что Бог меняется и всякий раз ждет от людей чего-то нового. Бог всегда один и тот же и ждет от людей исполнения Своего замысла. Однако люди разные и идут к Божественному замыслу по-разному. Именно разница их духовных состояний объясняет разность заповедей.
Для своего времени израильтяне находились на самом высоком духовном уровне. Они знали истинного Бога и старались исполнять Его заповеди. Но почему они это делали? Да потому что Бог обещал им возвысить их над всеми народами, сохранять их от всякого зла и направлять на истинный путь. Но разве так ведут себя настоящие сыновья? Разве ищут выгоды в отношениях с отцом?
В свою очередь Христос настраивает учеников на подлинно сыновние отношения, в которых храмовый налог перестает быть формой обязанности и становится свободным даром на храм. Мы видим, что формально Христос и Петр просто платят налог и это выглядит как исполнение общественной нормы, но мотивация у их поступка совершенно иная и от формальных отношений с Богом они чувствуют себя совершенно свободными. И вот в момент разговора о том, что они должны отличаться особенными, свободными и бескорыстными отношениями с Богом, ученики спрашивают его, кто оказывается самым значимым и важным в Царстве небесном.
Что значит этот вопрос, как не то, что по сути, они ничем не отличаются от остальных и так же ищут вполне обычных вещей: значимости и власти. И что же отвечает им Спаситель? Если не обратитесь, то есть не покаетесь и не будете как это дитя, вы вообще ни в какое царство не войдете. Если вы сыны Божии, какой статус вам еще нужен. А если вы пришли к Богу за статусом — кто вы Ему? Итак, умалитесь, и будьте как дитя, которое не ищет статусов и положений, но ищет только того, чтобы быть с Отцом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов