Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Христиан нередко обвиняют в черно-белом мышлении и чрезмерном упрощении. Но действительно ли это так? Приблизиться к ответу помогает отрывок из 21 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня во время божественной литургии. Давайте его послушаем.
Глава 21.
28 А ка́к вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.
29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.
30 И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.
31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,
32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.
Итак, в сегодняшнем чтении мы слышим притчу об отце и его сыновьях. Как и в рассказе о блудном сыне в сегодняшней истории сыновей двое и они, каждый по-своему, совершают выбор, определяющий их отношения с отцом.
Притча очень небольшая, но при этом герои показаны живыми и духовно подвижными. У каждого из них есть собственные представления о своих отношениях с отцом. Исходя из них они реагируют на его поручение. Возможно, у старшего были более близкие отношения с отцом, и он позволяет себе отказаться от его поручения. Младший видит себя послушным и со всем почтением готов послужить отцу. Но что происходит дальше? Они сталкиваются с необходимостью реальных действий. И именно тут, а не в их фантазиях, происходит настоящий выбор и формирование реальных, а не просто выдуманных отношений с отцом. Старший — понимает, что настоящая близость не в том, чтобы с наглостью отказывать отцу, а в том, чтобы действительно ему послужить, в то время как младший — послушный с формальной точки зрения, отказывается от помощи, потому что в реальных и глубоких отношениях он не заинтересован.
По походу притчи в сыновьях происходит внутренняя перемена, факт которой очень важен. Отец поставил перед ними задачу, на которую они по-разному отреагировали. Однако важна оказалась не первая реакция, но внутренняя перемена и реальный ответ делом, который о ней свидетельствовал. Именно так выстраиваются и наши отношения с Богом. Мы слышим о Нем и нам открываются заповеди, на которые мы по-разному реагируем. Кто-то отказывается их исполнять, но сам отказ пробуждает его совесть, и он исправляется. Другой, согласившись с ними формально, не исполняет их по-настоящему, удовлетворяясь формальными отношениями.
Кажется все более-менее очевидно, однако это только видимость. На самом деле нам сложно себе представить, насколько провокационно звучал вывод, который делает Христос. Сказать, что мытари и блудницы идут в Царство Божие вперед книжников и фарисеев — это оскорбить самых благочестивых и внешне правильных людей. Полбеды, если бы Он сказал что-то доброе о других благочестивых людях — саддукеях, зелотах... Но Он похвалил грешников. Не за сами грехи, конечно, но за готовность осознать свое состояние и исправиться.
В русском языке есть замечательная пословица: «Цыплят по осени считают». Она означает очень простую истину: жизнь человека — процесс, и пока мы живы, мы можем измениться. Однако пословица имеет еще одно значение: итог все равно будет вполне конкретный и определенный. Человек может менять свое решение, соглашаясь или не соглашаясь с Богом. Его решения могут быть сложными и противоречивыми, но итог все равно будет. Хороший или плохой, но однозначный — человек займет либо Божью сторону, либо останется на своей собственной стороне, снедаемый эгоизмом и своеволием. Когда христиан обвиняют в черно-белом мышлении, имеют ввиду, что они все упрощают и не хотят видеть сложности жизни и разнообразия жизненных путей. На самом деле это несправедливо. Христиане все это прекрасно видят. Да и как не видеть, если в Евангелии есть обратившиеся мытари и блудницы. Другое дело, что христиане при всех сложностях жизненного пути, не забывают, что итог будет простой — либо ты остался со своим эгоизмом, либо выбрал сторону Божью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееХристова притча, которую мы только что услышали, нам очень понятна, нечто подобное случается в наших семьях довольно часто. Но в ту эпоху, в которую жил Спаситель, и в том народе, среди Которого Он проповедовал, подобное поведение детей было абсолютно недопустимо, а потому и невозможно. Отцы семейств были абсолютными хозяевами в своих домах, они были своего рода монархами, их воля не обсуждалась, ослушаться их никому из детей не пришло бы в голову. Такое отношение к родителям сохранилось и в некоторых традиционных культурах по сей день, но абсолютное большинство сегодня живёт, конечно, по совершенно иным принципам.
Тем удивительнее звучит эта Христова притча, ведь Господь обращал ее к тем людям, которые не были знакомы с современными нам семейными реалиями. Можно догадаться, почему Спаситель использует столь сильный для того времени образ: непослушание отцу ничем не отличалось от непослушания Богу. Из притчи мы понимаем, что не слушаться можно как минимум двумя различными способами: можно не слушаться на словах, и можно не слушаться на деле. Если выйти за рамки описанной в притче истории и обратиться к тому, что она описывает, мы поймём: речь идёт о двух категориях людей, первую из которых составляют те, кто на словах почитает Бога, но при этом не исполняет Его заповедей, а вторые — это те самые евангельские отверженные приличным обществом мытари, блудницы и язычники, которые по своему внешнему виду и поведению кажутся бесконечно далёкими от соблюдения каких бы то ни было норм библейской этики, но при этом их сердца открыты Богу, они, встретив Христа, начинают исполнять то, что Он им говорит.
Господь произнёс эту притчу применительно к конкретной ситуации и адресовал Он ее конкретным людям. Но дело в том, что не принявшие Христа иудеи вовсе не были какими-то особенными людьми, они точно такие же, как и все другие люди. А потому абсолютно любой человек может оказаться на их месте. Вопрос, который ставит перед каждым из нас эта притча, довольно простой: что для нас важнее — форма или суть? За тысячелетия своего существования христианство выработало определенные формы благочестия, которые включают в себя массу самых разных элементов — от богослужения до одежды и языка общения между христианами. Все это можно постараться хорошо изучить, погрузиться в эту традицию и начать считать, что это и есть христианство, что жизнь в традиции и есть та жизнь, которая способна привести человека в Христово Царство. Проблема же состоит в том, что точно также думали о себе самих и иудеи времён земной жизни Спасителя. Они тоже полагали, что соблюдение внешних традиционных форм благочестия и есть залог благополучной вечности. Оказалось, что это не так. Традиция и ее формы — сами по себе бесспорно нужны и без сомнения прекрасны, но они не должны заменять собой живое личное общение со Христом Спасителем, которое выражается не в том, что и как мы говорим, а в том, что и как мы делаем.
Читать далееКто такие мытари и блудницы для обычного иудея? Люди, которые сознательно избрали путь греха и нечестия — и тем самым обрекли себя быть презираемыми со стороны большей части общества. А мытари? Предатели, которые пользуясь моментом оккупации Иудеи римскими войсками предпочли воспользоваться ситуацией ради собственной выгоды. И блудницы, и мытари — понятия нарицательные, однозначно негативные. Почему же вдруг они удостаиваются столь высокой оценки со стороны Иисуса? Нет ли в этом глубинного противоречия?
Весь вопрос, как мы видим из текста, заключается в вере. Правильные во всех смыслах фарисеи, встретившись с загадочным пророком и харизматиком по имени Иоанн, который не стеснялся эпатировать народ своим образом жизни и категоричностью суждений, не приняли его — он слишком сильно выбивался из традиционных представлений о том, каким должен был быть пророк. А вот мытарям и блудницам проповедь Иоанна о покаянии очень понравилась: ведь, в отличие от нормативной праведности фарисеев, для которой и мытари, и блудницы были безнадёжно осуждены на вечные мучения, Иоанн давал надежду! И, уцепившись за эту неожиданную надежду, в этих казавшихся до предела порочных людях вдруг запускался настолько мощный процесс переосмысления своей жизни, обновления отношений с Богом — что их покаяние, словно цунами, сносило весь налёт ошибок, грехов, предательств! История обращения Левия-мытаря и блудниц, описанных в Евангелии, тому яркое подтверждение!
Какому важному для христианина навыку учит нас сегодняшнее чтение? Никогда не использовать нечестие другого в качестве опоры для собственного благочестия — хотя это очень даже приятно и крайне привлекательно: смотришь на погрязшего в грехах человека, тебе противно до тошноты от той атмосферы распущенности и безбожия, которая вокруг него распространяется, — и где-то в глубине души зреет фарисейская благодарность: ох, спасибо Тебе, Господи, что я не таков! Ведь никто из нас пока не дошёл до финиша — и, кто знает, возможно на самом последнем круге эти люди вдруг вырвутся вперед — а мы так и останемся со своей самодостаточностью в самом хвосте! И чтобы этого не произошло, надо раз и навсегда запретить себе оценивать и себя, и других! Единственное, что следует нам делать — следовать завершающим словам богослужебного прошения: «сами себе, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим!» Вот тогда и не будет никакого искушения выискивать грехи в окружающих, чтобы оттолкнуться от них ради собственной мнимой праведности!
Читать далее
священник Стефан Домусчи