Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 28-32. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 28-32

28 А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.

29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.

30 И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.

31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,

32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Христиан нередко обвиняют в черно-белом мышлении и чрезмерном упрощении. Но действительно ли это так? Приблизиться к ответу помогает отрывок из 21 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня во время божественной литургии. Давайте его послушаем.

Глава 21.

28 А ка́к вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.

29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.

30 И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.

31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,

32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Итак, в сегодняшнем чтении мы слышим притчу об отце и его сыновьях. Как и в рассказе о блудном сыне в сегодняшней истории сыновей двое и они, каждый по-своему, совершают выбор, определяющий их отношения с отцом.

Притча очень небольшая, но при этом герои показаны живыми и духовно подвижными. У каждого из них есть собственные представления о своих отношениях с отцом. Исходя из них они реагируют на его поручение. Возможно, у старшего были более близкие отношения с отцом, и он позволяет себе отказаться от его поручения. Младший видит себя послушным и со всем почтением готов послужить отцу. Но что происходит дальше? Они сталкиваются с необходимостью реальных действий. И именно тут, а не в их фантазиях, происходит настоящий выбор и формирование реальных, а не просто выдуманных отношений с отцом. Старший — понимает, что настоящая близость не в том, чтобы с наглостью отказывать отцу, а в том, чтобы действительно ему послужить, в то время как младший — послушный с формальной точки зрения, отказывается от помощи, потому что в реальных и глубоких отношениях он не заинтересован.

По походу притчи в сыновьях происходит внутренняя перемена, факт которой очень важен. Отец поставил перед ними задачу, на которую они по-разному отреагировали. Однако важна оказалась не первая реакция, но внутренняя перемена и реальный ответ делом, который о ней свидетельствовал. Именно так выстраиваются и наши отношения с Богом. Мы слышим о Нем и нам открываются заповеди, на которые мы по-разному реагируем. Кто-то отказывается их исполнять, но сам отказ пробуждает его совесть, и он исправляется. Другой, согласившись с ними формально, не исполняет их по-настоящему, удовлетворяясь формальными отношениями.

Кажется все более-менее очевидно, однако это только видимость. На самом деле нам сложно себе представить, насколько провокационно звучал вывод, который делает Христос. Сказать, что мытари и блудницы идут в Царство Божие вперед книжников и фарисеев — это оскорбить самых благочестивых и внешне правильных людей. Полбеды, если бы Он сказал что-то доброе о других благочестивых людях — саддукеях, зелотах... Но Он похвалил грешников. Не за сами грехи, конечно, но за готовность осознать свое состояние и исправиться.

В русском языке есть замечательная пословица: «Цыплят по осени считают». Она означает очень простую истину: жизнь человека — процесс, и пока мы живы, мы можем измениться. Однако пословица имеет еще одно значение: итог все равно будет вполне конкретный и определенный. Человек может менять свое решение, соглашаясь или не соглашаясь с Богом. Его решения могут быть сложными и противоречивыми, но итог все равно будет. Хороший или плохой, но однозначный — человек займет либо Божью сторону, либо останется на своей собственной стороне, снедаемый эгоизмом и своеволием. Когда христиан обвиняют в черно-белом мышлении, имеют ввиду, что они все упрощают и не хотят видеть сложности жизни и разнообразия жизненных путей. На самом деле это несправедливо. Христиане все это прекрасно видят. Да и как не видеть, если в Евангелии есть обратившиеся мытари и блудницы. Другое дело, что христиане при всех сложностях жизненного пути, не забывают, что итог будет простой — либо ты остался со своим эгоизмом, либо выбрал сторону Божью.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!