Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 28-32
Кто такие мытари и блудницы для обычного иудея? Люди, которые сознательно избрали путь греха и нечестия — и тем самым обрекли себя быть презираемыми со стороны большей части общества. А мытари? Предатели, которые пользуясь моментом оккупации Иудеи римскими войсками предпочли воспользоваться ситуацией ради собственной выгоды. И блудницы, и мытари — понятия нарицательные, однозначно негативные. Почему же вдруг они удостаиваются столь высокой оценки со стороны Иисуса? Нет ли в этом глубинного противоречия?
Весь вопрос, как мы видим из текста, заключается в вере. Правильные во всех смыслах фарисеи, встретившись с загадочным пророком и харизматиком по имени Иоанн, который не стеснялся эпатировать народ своим образом жизни и категоричностью суждений, не приняли его — он слишком сильно выбивался из традиционных представлений о том, каким должен был быть пророк. А вот мытарям и блудницам проповедь Иоанна о покаянии очень понравилась: ведь, в отличие от нормативной праведности фарисеев, для которой и мытари, и блудницы были безнадёжно осуждены на вечные мучения, Иоанн давал надежду! И, уцепившись за эту неожиданную надежду, в этих казавшихся до предела порочных людях вдруг запускался настолько мощный процесс переосмысления своей жизни, обновления отношений с Богом — что их покаяние, словно цунами, сносило весь налёт ошибок, грехов, предательств! История обращения Левия-мытаря и блудниц, описанных в Евангелии, тому яркое подтверждение!
Какому важному для христианина навыку учит нас сегодняшнее чтение? Никогда не использовать нечестие другого в качестве опоры для собственного благочестия — хотя это очень даже приятно и крайне привлекательно: смотришь на погрязшего в грехах человека, тебе противно до тошноты от той атмосферы распущенности и безбожия, которая вокруг него распространяется, — и где-то в глубине души зреет фарисейская благодарность: ох, спасибо Тебе, Господи, что я не таков! Ведь никто из нас пока не дошёл до финиша — и, кто знает, возможно на самом последнем круге эти люди вдруг вырвутся вперед — а мы так и останемся со своей самодостаточностью в самом хвосте! И чтобы этого не произошло, надо раз и навсегда запретить себе оценивать и себя, и других! Единственное, что следует нам делать — следовать завершающим словам богослужебного прошения: «сами себе, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим!» Вот тогда и не будет никакого искушения выискивать грехи в окружающих, чтобы оттолкнуться от них ради собственной мнимой праведности!