В сегодняшнем чтении мы слышим историю исцеления слепца Вартимея. Кто-нибудь скажет: обычный нищий, сидевший у ворот, которому посчастливилось оказаться в нужном месте в нужное время. Действительно, мы видим, что Христос совершает чудеса, но Он не делает этого нарочито выискивая по городам и весям всех слепых, хромых или умирающих. Решение самых разных внешних проблем для Него возможно, но цель всегда другая: решение проблем духовных.
Могут возразить, ведь о духовном исцелении Вартимея или ещё кого бы то ни было прямо не говорится. Максимум о том, что исцелённый человек пошёл за Христом по дороге, но мало ли чего он хотел, на что рассчитывал. Но в этом-то и есть главная черта духовных изменений, они никогда не навязываются, не прописываются с аптекарской точностью, не гарантированы, потому что совершаются в тайне сердца.
Вартимей сидит, собирая милостыню и вдруг слышит шум. Очевидно, он уже знает о том, что Христос может сотворить чудо, и что Он вероятный Мессия. Очевидно это потому, что ему достаточно услышать Имя Христа, для того чтобы начать кричать и просить исцеления, называя Его Сыном Давидовым, то есть используя мессианский титул.
Но ситуация оказывается интереснее, чем может показаться на первый взгляд, ведь в ещё большем исцелении нуждаются люди, которые идут вместе со Христом. Они зрячие и может быть даже формально тоже видят в Иисусе Мессию или пророка, но, по сути, внутренне они больны страшнее, чем слепец, потому что в очевидной ситуации человеческой боли они оказываются слепы и, значит, нуждаются в исцелении не меньше, чем Вартимей. Как же поступает Христос? Он ничего им не говорит, никак не обличает их бесчувствия, Спаситель просто останавливается и зовёт кричащего к себе. Очень важно обратить на это внимание. Когда родитель в доме или учитель в классе просто ведёт себя правильно, он уже, осознанно или неосознанно, учит своим примером, без всяких слов. И если для идущих со Христом люди делились на важных и неважных, значимых и незначимых, остановившись и призвав к себе страдающего человека, Спаситель показывает, что все люди равны, что все нуждаются в Божьей любви и заботе, что в каждом нужно увидеть личность. Исцеляет ли Он тех, кто идёт с ним рядом? Видимым образом, нет. Но Он показывает им пример, который может изменить их взгляд, Он заставляет их задуматься.
Однако вернёмся к Вартимею. Тот так кричит, так просит Христа о помощи, что совершенно ясно: он видит во Нём единственную надежду. Думает ли слепой о духовном исцелении? Возможно, ведь он не только зовёт Христа «Сын Давидов», но и называет «Учитель». Но, может быть, в этом смысле он уже духовно здоров, ведь неслучайно Спаситель говорит ему: «Вера твоя спасла тебя». Для того, чтобы спасти она уже должна быть, она уже действовала в Вартимее, когда он обращался за помощью.
Сегодня мы услышали удивительную историю о том, как слепой оказался зрячим, а зрячие слепыми и том, как Бог во Христе к каждому обращается по-своему. В свою очередь наше дело не судить других, но прислушиваться к обстоятельствам, через которые Господь обращается к каждому из нас.
Читать далееВ сегодняшнем чтении мы слышим историю об исцелении слепого человека по имени Вартимей. Он жил в Иерихоне и просил милостыню на одной из дорог, ведущих из города. Так совпало, что вчера звучала эта же история, но в изложении евангелиста Луки. Кто-нибудь скажет, что это странно — сообщать верующим практически тот же текст второй день подряд, но это дает нам прекрасную возможность, сделав акцент на разных подробностях, рассмотреть множество граней этой истории.
Большинство людей на земле видят. Кто-то хорошо, кто-то хуже, но большинству из нас эта способность позволяет заниматься тем, чем мы занимаемся. Представить только, что произойдет с нами, потеряй мы зрение, мы просто придем в ужас, ведь изменится вся наша жизнь. И это при том, что сегодня люди, которые лишены зрения, могут работать, учиться и отдыхать... Конечно, они ограничены в возможностях, но всё же с тем, как дело обстояло в древности, их жизнь не сравнить. Практически всё, что мог делать сын Тимея, — сидеть у дороги и собирать милостыню. Мы не знаем, была ли у него собственная семья, но совершенно очевидно, что занимать активную жизненную позицию он не мог... Конечно, у него были свои чувства, но своей жизни в полноте не было, ведь он нуждался в постоянной поддержке.
Что же происходит на дороге неподалеку от Иерихона? Почему Вартимей так кричит? Почему не стыдится тех, кто успокаивает его и заставляет молчать? Почему слепой так торопится, что сбрасывает верхнюю одежду? Да потому, что речь идет не просто о возвращении одной из способностей..., но о возвращении способности активно и полноценно жить. Судя по всему, он не был слепорождённым, а значит к нему возвращается его собственная жизнь.
И вот Вартимей стоит перед Христом и слышит вопрос: «Чего ты от меня хочешь»? «Учитель, чтобы мне прозреть», — отвечает слепец.
Когда он сидел у дороги и не понимал, что происходит, ему сказали, что мимо идет Иисус Назорей. Однако он не стал звать его этим именем, но обращает к нему мессианский титул «Сын Давидов», то есть он знает, о Ком идет речь. Иногда полагают, что такое обращение выдает политические ожидания, которые были в нем по отношению к Иисусу Христу. Однако обратим внимание на слово, которое Вартимей употребляет, когда обращается к Нему, стоя лицом к лицу. Он говорит: «Учитель, хочу, чтобы мне прозреть». Он понимает, что перед ним не просто чудотворец, и не только врач для его тела... Иисус — это тот, кто отрывает духовное зрение. И слепец действительно прозревает, не только в физическом плане, но и духовно. Он живет в Иерихоне, но после того, как к нему возвращается зрение, — идет за Иисусом. В этом случае становится важно, что по словам евангелиста Марка, в этот момент Спаситель идет уже из Иерихона и Вартимей идет вместе с Ним. Это совершенно поразительно и, как кажется, противоречит всему нашему опыту. Вартимей получил зрение. Куда же он должен был пойти в первую очередь? Не вернуться ли домой? Не обратиться ли к обычным делам? Это было бы для него совершенно естественным. Но он идет вслед за Христом, потому что сердце его полно благодарности и желания быть рядом с Ним.
Читать далее
священник Стефан Домусчи