Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 46-52
В сегодняшнем чтении мы слышим историю исцеления слепца Вартимея. Кто-нибудь скажет: обычный нищий, сидевший у ворот, которому посчастливилось оказаться в нужном месте в нужное время. Действительно, мы видим, что Христос совершает чудеса, но Он не делает этого нарочито выискивая по городам и весям всех слепых, хромых или умирающих. Решение самых разных внешних проблем для Него возможно, но цель всегда другая: решение проблем духовных.
Могут возразить, ведь о духовном исцелении Вартимея или ещё кого бы то ни было прямо не говорится. Максимум о том, что исцелённый человек пошёл за Христом по дороге, но мало ли чего он хотел, на что рассчитывал. Но в этом-то и есть главная черта духовных изменений, они никогда не навязываются, не прописываются с аптекарской точностью, не гарантированы, потому что совершаются в тайне сердца.
Вартимей сидит, собирая милостыню и вдруг слышит шум. Очевидно, он уже знает о том, что Христос может сотворить чудо, и что Он вероятный Мессия. Очевидно это потому, что ему достаточно услышать Имя Христа, для того чтобы начать кричать и просить исцеления, называя Его Сыном Давидовым, то есть используя мессианский титул.
Но ситуация оказывается интереснее, чем может показаться на первый взгляд, ведь в ещё большем исцелении нуждаются люди, которые идут вместе со Христом. Они зрячие и может быть даже формально тоже видят в Иисусе Мессию или пророка, но, по сути, внутренне они больны страшнее, чем слепец, потому что в очевидной ситуации человеческой боли они оказываются слепы и, значит, нуждаются в исцелении не меньше, чем Вартимей. Как же поступает Христос? Он ничего им не говорит, никак не обличает их бесчувствия, Спаситель просто останавливается и зовёт кричащего к себе. Очень важно обратить на это внимание. Когда родитель в доме или учитель в классе просто ведёт себя правильно, он уже, осознанно или неосознанно, учит своим примером, без всяких слов. И если для идущих со Христом люди делились на важных и неважных, значимых и незначимых, остановившись и призвав к себе страдающего человека, Спаситель показывает, что все люди равны, что все нуждаются в Божьей любви и заботе, что в каждом нужно увидеть личность. Исцеляет ли Он тех, кто идёт с ним рядом? Видимым образом, нет. Но Он показывает им пример, который может изменить их взгляд, Он заставляет их задуматься.
Однако вернёмся к Вартимею. Тот так кричит, так просит Христа о помощи, что совершенно ясно: он видит во Нём единственную надежду. Думает ли слепой о духовном исцелении? Возможно, ведь он не только зовёт Христа «Сын Давидов», но и называет «Учитель». Но, может быть, в этом смысле он уже духовно здоров, ведь неслучайно Спаситель говорит ему: «Вера твоя спасла тебя». Для того, чтобы спасти она уже должна быть, она уже действовала в Вартимее, когда он обращался за помощью.
Сегодня мы услышали удивительную историю о том, как слепой оказался зрячим, а зрячие слепыми и том, как Бог во Христе к каждому обращается по-своему. В свою очередь наше дело не судить других, но прислушиваться к обстоятельствам, через которые Господь обращается к каждому из нас.