Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM
Волхвы

Евангелие от Матфея, Глава 2, стихи 13-23

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Матфея, Глава 2
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ о бегстве из Вифлеема в Египет. Оно совершается по повелению ангела, предупреждающего Иосифа о смертельной опасности для младенца Иисуса. Узнав от волхвов время появления звезды и осознав, что они не выдадут ему местонахождения младенца, Ирод повелел убить всех младенцев мужского пола, которые более-менее совпадали со Иисусом по месту рождения и возрасту. Он очень дорожил своей властью и страх её потерять породил крайнюю жестокость.

Конечно, эта трагичная история не может не вызывать вопросов. Я помню, как однажды меня спросили о том, как я оцениваю с нравственной точки зрения предупреждение только одних родителей и спасение только одного младенца, в то время как другие младенцы погибли... И я ответил очень просто. Если посмотреть на эту историю отдельно, в отрыве от евангельского повествования, она, без сомнения, выглядит безнравственно. У Бога было много возможностей остановить Ирода. Он мог наслать болезнь на него или на его войско, как это бывало с некоторыми правителями в рамках ветхозаветной истории. Ангел мог предупредить остальных и те могли попытаться спастись бегством... Да много чего можно придумать для того, чтобы изменить ужасный ход истории... истории мира, который во зле лежит. Но Бог ничего подобного не делает. Как не делал много раз до этого и не сделает после. И только если увидеть происходящее в контексте истории спасения, становится понятна логика Божественного замысла. Человек бесконечно важен для Него, но в самом человеке важна свободная воля. С помощью насилия можно выдрессировать зверушку, но нельзя сделать так, чтобы тебя полюбили. И Бог рождается младенцем, которого можно убить вместе со всеми, можно отвезти в Египет и спрятать там на время. Он свободно подчиняется логике человеческой жизни, чтобы вырасти и дать человеку возможность жить иначе. Он мог бы остановить Ирода с помощью чуда, но, во-первых, сразу возникает вопрос почему только Ирода? И, во-вторых, спасая одних, других, третьих и вмешиваясь в историю, Бог не сохранил бы главного — свободы человека и поэтому Христос поступил иначе. Он вырос и проповедовал — приглашая людей к новым отношениям с Богом. Сам в Себе Своим послушанием Отцу Он показал, что такие отношения возможны, и наконец, Своей смертью и воскресением, Он сделал так, чтобы смерть, не только Вифлеемских младенцев, но и вообще всякая смерть, не была окончательной правдой о нашем мире. И если нас возмущает история жестокого убийства, и мы хотим, чтобы подобных историй было меньше, значит Его проповедь уже коснулась нашего сердца. Если же мы стали Его учениками, мы должны ощутить свою ответственность за то, чтобы зла в мире стало меньше и начать нам стоит с собственного сердца.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

История бегства в Египет Святого семейства — очень поучительная. Особенно для тех глубоко религиозных людей, которые уверены, что когда они с Богом, — им всё по плечу. Казалось бы: при таком явном благорасположении Бога к Пречистой Деве, неужели Он, Творец Неба и земли, всего видимого и невидимого бытия, не мог чудесным образом сохранить Иисуса от грядущего избиения младенцев? Допустить, что у Пречистой Девы было недостаточно веры — язык не поворачивается: кто другой, кроме Неё, смог настолько доверить свою жизнь Богу? После всех невероятных событий, связанных с Рождением Иисуса, — явления ангельских воинств, чудесной звезды, издалека пришедших восточных мудрецов — и вдруг — такое малодушное бегство? Что именно хочет сказать нам Евангелие этой яркой историей?

Очень важный навык, который отличает христианина от неверующего — это навык смиренного принятия своей ограниченности. Конечно, никто не запретит мечтать, что когда будет достаточно веры — и горы одним словом сдвинем без проблем — но в реальности святое семейство ночью — да, да, именно ночью — чтобы никто не заметил — бежит в Египет. Перед нами разворачивается картина невероятного диапазона — от Безмужнего зачатия — до тайного и скрытного бегства.

И широта этого диапазона убеждает нас в одном: для Бога любая точка этой протяжённости — от чуда-пречудного до будней-пребудничных — имеет совершенно одинаковое значение! В любой точке Он действует совершенно равнозначно и полноценно: нет у Бога «не Его» мест, «не Его» времён, «не Его» ситуаций. «Не Его» — могут быть только существа, способные сказать Ему решительное «Нет!» — то есть люди и ангелы. И наше «Нет!» — вовсе не обязательно должно быть таким, как у Ивана Карамазова — с его пафосным глобальным «возвращением билета», чаще всего наши «нет» — очень маленькие. Кто-то позвонил невовремя — а наше «нет!» уже выскочило в виде недовольства. Где-то пропустили нас, не обратив внимание, — наше «нет!» начинает червоточинкой вгрызаться в сердце обидой и домыслами. Ребёнок забыл взять в школу сменку — наше «нет!» уже бурлит возмущением, ропотом и руганью — как будто мы сами в детстве никогда и ничего не забывали! И чем больше у человека самости — которая стремится всё собой заполнить — тем площадь соприкосновения с реальной жизнью будет больше, и ровно настолько же больше будет и пробоин от наших «нет!»

Я вспоминаю случай из одного патерика (историй из жизни монахов ранней Церкви) — когда два монаха никак не могли взять в толк, как люди ссорятся друг с другом. И один другому говорит: ну вот смотри, я тебе говорю: «Дай мне твой хлеб!» — а другой ему сразу же: «На, держи!» Так и не смогли они поссориться даже в «пилотном режиме» — потому что давно привыкли волю Божию и пользу другого предпочитать своему горделивому «Нет!»

А ведь и Иосиф мог бы сказать Ангелу — «Нет! Я лучше знаю, как и куда отправляться с новорождённым — ведь у нас особые, исключительные отношения с Самим Господом Богом!» — и вот тогда, несомненно, вся история развернулась бы совершенно иначе. Но он говорит решительное «Да!» — ни мало не смущаясь предстоящей скрытностью и бесславностью побега.

Учиться отлавливать наши вредные «Нет!» — и полюбить благословенные «Да!» — вот к чему зовёт нас сегодня Евангелие!

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
09.01.2022воскресенье
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****