Евангелие от Матфея, Глава 2, стихи 13-23
История бегства в Египет Святого семейства — очень поучительная. Особенно для тех глубоко религиозных людей, которые уверены, что когда они с Богом, — им всё по плечу. Казалось бы: при таком явном благорасположении Бога к Пречистой Деве, неужели Он, Творец Неба и земли, всего видимого и невидимого бытия, не мог чудесным образом сохранить Иисуса от грядущего избиения младенцев? Допустить, что у Пречистой Девы было недостаточно веры — язык не поворачивается: кто другой, кроме Неё, смог настолько доверить свою жизнь Богу? После всех невероятных событий, связанных с Рождением Иисуса, — явления ангельских воинств, чудесной звезды, издалека пришедших восточных мудрецов — и вдруг — такое малодушное бегство? Что именно хочет сказать нам Евангелие этой яркой историей?
Очень важный навык, который отличает христианина от неверующего — это навык смиренного принятия своей ограниченности. Конечно, никто не запретит мечтать, что когда будет достаточно веры — и горы одним словом сдвинем без проблем — но в реальности святое семейство ночью — да, да, именно ночью — чтобы никто не заметил — бежит в Египет. Перед нами разворачивается картина невероятного диапазона — от Безмужнего зачатия — до тайного и скрытного бегства.
И широта этого диапазона убеждает нас в одном: для Бога любая точка этой протяжённости — от чуда-пречудного до будней-пребудничных — имеет совершенно одинаковое значение! В любой точке Он действует совершенно равнозначно и полноценно: нет у Бога «не Его» мест, «не Его» времён, «не Его» ситуаций. «Не Его» — могут быть только существа, способные сказать Ему решительное «Нет!» — то есть люди и ангелы. И наше «Нет!» — вовсе не обязательно должно быть таким, как у Ивана Карамазова — с его пафосным глобальным «возвращением билета», чаще всего наши «нет» — очень маленькие. Кто-то позвонил невовремя — а наше «нет!» уже выскочило в виде недовольства. Где-то пропустили нас, не обратив внимание, — наше «нет!» начинает червоточинкой вгрызаться в сердце обидой и домыслами. Ребёнок забыл взять в школу сменку — наше «нет!» уже бурлит возмущением, ропотом и руганью — как будто мы сами в детстве никогда и ничего не забывали! И чем больше у человека самости — которая стремится всё собой заполнить — тем площадь соприкосновения с реальной жизнью будет больше, и ровно настолько же больше будет и пробоин от наших «нет!»
Я вспоминаю случай из одного патерика (историй из жизни монахов ранней Церкви) — когда два монаха никак не могли взять в толк, как люди ссорятся друг с другом. И один другому говорит: ну вот смотри, я тебе говорю: «Дай мне твой хлеб!» — а другой ему сразу же: «На, держи!» Так и не смогли они поссориться даже в «пилотном режиме» — потому что давно привыкли волю Божию и пользу другого предпочитать своему горделивому «Нет!»
А ведь и Иосиф мог бы сказать Ангелу — «Нет! Я лучше знаю, как и куда отправляться с новорождённым — ведь у нас особые, исключительные отношения с Самим Господом Богом!» — и вот тогда, несомненно, вся история развернулась бы совершенно иначе. Но он говорит решительное «Да!» — ни мало не смущаясь предстоящей скрытностью и бесславностью побега.
Учиться отлавливать наши вредные «Нет!» — и полюбить благословенные «Да!» — вот к чему зовёт нас сегодня Евангелие!