Евангелие от Матфея, Глава 2, стихи 13-23
В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ о бегстве из Вифлеема в Египет. Оно совершается по повелению ангела, предупреждающего Иосифа о смертельной опасности для младенца Иисуса. Узнав от волхвов время появления звезды и осознав, что они не выдадут ему местонахождения младенца, Ирод повелел убить всех младенцев мужского пола, которые более-менее совпадали со Иисусом по месту рождения и возрасту. Он очень дорожил своей властью и страх её потерять породил крайнюю жестокость.
Конечно, эта трагичная история не может не вызывать вопросов. Я помню, как однажды меня спросили о том, как я оцениваю с нравственной точки зрения предупреждение только одних родителей и спасение только одного младенца, в то время как другие младенцы погибли... И я ответил очень просто. Если посмотреть на эту историю отдельно, в отрыве от евангельского повествования, она, без сомнения, выглядит безнравственно. У Бога было много возможностей остановить Ирода. Он мог наслать болезнь на него или на его войско, как это бывало с некоторыми правителями в рамках ветхозаветной истории. Ангел мог предупредить остальных и те могли попытаться спастись бегством... Да много чего можно придумать для того, чтобы изменить ужасный ход истории... истории мира, который во зле лежит. Но Бог ничего подобного не делает. Как не делал много раз до этого и не сделает после. И только если увидеть происходящее в контексте истории спасения, становится понятна логика Божественного замысла. Человек бесконечно важен для Него, но в самом человеке важна свободная воля. С помощью насилия можно выдрессировать зверушку, но нельзя сделать так, чтобы тебя полюбили. И Бог рождается младенцем, которого можно убить вместе со всеми, можно отвезти в Египет и спрятать там на время. Он свободно подчиняется логике человеческой жизни, чтобы вырасти и дать человеку возможность жить иначе. Он мог бы остановить Ирода с помощью чуда, но, во-первых, сразу возникает вопрос почему только Ирода? И, во-вторых, спасая одних, других, третьих и вмешиваясь в историю, Бог не сохранил бы главного — свободы человека и поэтому Христос поступил иначе. Он вырос и проповедовал — приглашая людей к новым отношениям с Богом. Сам в Себе Своим послушанием Отцу Он показал, что такие отношения возможны, и наконец, Своей смертью и воскресением, Он сделал так, чтобы смерть, не только Вифлеемских младенцев, но и вообще всякая смерть, не была окончательной правдой о нашем мире. И если нас возмущает история жестокого убийства, и мы хотим, чтобы подобных историй было меньше, значит Его проповедь уже коснулась нашего сердца. Если же мы стали Его учениками, мы должны ощутить свою ответственность за то, чтобы зла в мире стало меньше и начать нам стоит с собственного сердца.