Смирение Бога и Его доверие человеку сложно постигнуть и осознать.
Бог, воплотившись, полностью доверил Себя людям. История Рождества Христова омрачена замыслом убийства Новорождённого Спасителя мира со стороны Ирода Великого, но Бог через откровение во сне повелел сначала восточным волхвам, а позднее и Иосифу действовать определённым образом, и эти люди сделали так, как восприняли это от Бога, благодаря чему жизнь Спасителя была сохранена, Он получил возможность вырасти и осуществить Свою великую Миссию по спасению человечества.
Интересно то, что Бог-Отец ради сохранения жизни Младенца не действовал какими-то сверхъестественными способами, Он лишь мягко предлагал людям определённые шаги, но при этом не вмешивался в историю какими-то иными путями, скажем, Он не отнял жизнь у Ирода тогда, когда царю пришло в голову охотиться за Богомладенцем. На протяжении всей дальнейшей евангельской истории мы видим нечто подобное: Бог позволяет людям действовать так, как они того хотят, а Христос ни разу не использовал Свою божественную власть для помощи Самому Себе, Он не перемещался чудесным образом из одного конца Израиля в другой, Он шёл теми же путями, что и все остальные люди, Он не создавал пищу из ничего ради собственного пропитания, но делал это для тех людей, которым неоткуда было взять еду.
Христос с самого начала и до конца доверял людям. Да, мы знаем, к чему это доверие Его привело — люди Его распяли, но вслед за Распятием было Воскресение, а это означает, что Бог, несмотря на Голгофу, не утратил доверия к человеку. И это поражает! Особенно если вспомнить о том, что мы сами в большинстве случаев оказываемся неспособны не только к доверию к ближним, но и к доверию Богу. Нам кажется, что люди могут предать и подвести, а Бог — не слышать, не видеть и потому не заметить нашу нужду, кажется, что путь абсолютного доверия кому бы то ни было — крайне опасен, а потому и глуп, мы думаем, что у нас всегда должна быть страховка, мы постоянно ищем запасные пути, и стараемся минимизировать риски.
Воплощённый Бог поступал иначе, Он доверял, доверял во всём и до конца. Его опыт показал, что без такого доверия не было бы и Воскресения, а если не было бы Воскресения, то не свершилась бы история нашего спасения, начавшаяся в убогом хлеву Вифлеема. А если это так, то и у нас нет иного пути, кроме пути доверия, в первую очередь, конечно, абсолютного, подобного детскому, доверия Богу, без этого не свершится наше воскресение, на которое мы уповаем, и которого чаем.
Читать далееВ сегодняшнем чтении мы слышим рассказ о том, как люди реагируют на весть о рождении Иисуса Христа. Ирод и те, кто его окружали, были этим событием очень встревожены, в то время как волхвы стремились поклониться новорождённому Царю. Уже эта первая реакция говорит о страшном противоречии, суть которого в том, что те, кто должны ждать Христа, — пугаются одной мысли о Его рождении, в то время как те, кто пока не знает истины, готовы поклониться и даже покориться Ему.
Мы слышим, как Ирод зовет первосвященников и книжников, чтобы понять, где мог родиться Христос. Его вопрос, если мы попробуем его обдумать, просто ужасен. В истории страны, которой он управляет, в разные времена рождалось не мало царей, но ни одно из этих рождений не было отмечено такими событиями... Именно поэтому Ирод прекрасно понимает, о чем идет речь. Примечательно, что он не спрашивает первосвященников о том, как они думают, может ли быть так, что наконец родился всеми ожидаемый Мессия, Тот, чей приход означает наступление дня Господнего, изменения жизни не только народа Божьего, но и всех людей вообще. Ирод сразу спрашивает о Христе. Потом он зовет волхвов, чтобы примерно понимать сколько времени могло пройти со времени рождения нового Царя. У него в голове постепенно формируется план, который поможет ему сохранить власть. В свою очередь волхвы, пусть даже ничего не знающие ни о едином Боге, ни о Мессии, предпринимают большие усилия, чтобы поклониться Христу. Они не просто звездочеты, но звездопоклонники. Однако Бог устраивает так, что звезда учит их истинному поклонению, и они оказываются готовы учиться.
Сегодняшнее чтение с удивительной глубиной указывает на неисповедимость путей Господних. Ирод, который остался в истории под названием Великий, который в течение многих лет реконструировал и украшал Иерусалимский храм, в итоге стал сознательно противиться торжеству Божьей правды. В отличие от него те, кого можно было назвать язычниками, оказались этой правде открыты и по-своему смогли послужить тому, чтобы она восторжествовала в мире.
Впрочем, чтение, которое мы услышали, — не только о людях, которые в самых благоприятных обстоятельствах могут грешить, и в самых неблагоприятных — поступать праведно. Это чтение — о Боге, который лежит в яслях. Он ничего не говорит, Он еще младенец... Нам может показаться, что Он в опасности... И всё же мы знаем, что тихо и кротко, пройдя через все испытания, Он одержит победу.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист