Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 1-8

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Марка, Глава 1

01 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,

02 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

03 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

04 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

05 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

06 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

07 И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;

08 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

Читать далее
Евангелие от Марка, Глава 1

01 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,

02 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

03 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

04 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

05 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

06 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

07 И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;

08 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

Толкование дня
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым и таким родным?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В теплице мира я не одинок.
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть,
Узора милого не зачеркнуть.
Эти строки принадлежат Осипу Мандельштаму. Вдумчивый слушатель услышит в них рассуждение о том, как в нашей жизни переплетаются временное и вечное. И какое место в этих отношениях занимает человек. Мы находимся на границе этих двух реальностей. Тело стареет и умирает, а вечная душа продолжает жить, поскольку принадлежит вечности. Сегодняшнее евангельское чтение говорит нам о соприкосновении двух миров — Божественного и человеческого. Апостол Марк начинает свое повествование со слов — «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божьего». Это не просто надписание текста или начальное предложение. Апостол Марк возвещает наступление новой главы в истории нашего мира. Ведь частью сотворенной вселенной становится воплотившийся Господь. Сын Божий рождается на земле. С Его появлением человечеству возвращается утраченная радость. Грех Адама и Евы изгнал благодать Бога. И вот она вернулась. Опустевшая форма вновь наполнилась радостным содержанием. По древу мироздания заструились живительные соки. Ветви приобрели силы, почки набухли, появилась листва и цветы. Благоухание Райского сада вновь распространилось по земле. Рождение Христа оказало влияние не только на глобальную историю. Оно имеет отношение к каждому из нас. Апостол Марк пишет — «Начало Евангелия», но не говорит о его конце. Эти слова блестяще объяснял швейцарский богослов Карл Барт, когда указывал — Евангелие зазвучало благодаря Сыну Божьему. Данное событие не зависело от нас. Но Христос не желает оставаться в одиночестве. Он приглашает нас присоединиться к Нему, стать частью удивительного хора Бога. Песнь этого хора — Евангелие. Оно дано нам Небом, но призвано дать жизнь земле. Слово Божие проникает в структуру мироздания, освящает его, смывает лишнее, очищает лучшее. То же происходит с верующим в Бога человеком. Таинственный узор жизни приобретает для него совершенно удивительный смысл — оказывается продолжением Евангелия Божия. Начало его было возвещено миру Иисусом Христом, продолжение же Он доверяет писать каждому из нас!

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.
John_the_Baptist_in_the_desert
Иоанн Предтеча в пустыне с ангелом. Миниатюра Елисаветградского Евангелия, конец XVI — начало XVII века

Чтение, которое мы сегодня услышали — представляет собой первые восемь стихов Евангелия от Марка. Евангелист пишет: Начало Евангелия Сына Божьего«. Странно, мы открыли Евангелие от Марка, а не Евангелие от Иисуса, странно, почему это так? Однако это вовсе не странно и не случайно. Дело в том, что Евангелие как благая весть — это не столько история о том, что Бог для нас сделал, рассказанная теми, кто был этому свидетелями... Христос — Сам является благой вестью Бога Отца в мире. Не случайно Он говорит апостолам: «Как послал меня Отец, так Я посылаю вас». Христос послан в мир Отцом -  мы, христиане, посланы в мир Христом. И именно поэтому Марк, говоря о написанном, не приписывает себе авторства, но говорит о том, что в подлинном смысле вся благая весть Нового Завета — это весть Иисуса Христа. Весть о том, что Он Сын Божий, что в Нём и через Него Бог примиряет с Собою мир.

И всё же, сегодняшнее чтение ещё не о Христе, не о Его победе, но скорее о том, что должно произойти для того, чтобы Благая весть была лучше услышана и как можно больше людей оказалось к ней расположено и причастно.

Бог через пророка говорит, что Он посылает ангела или вестника Своего, который приготовил бы Его пришествие.

Проповедь Иоанна, а как мы понимаем этим вестником Божиим был именно он, была голосом звучащим в пустыне, но голосом обращённым к городу, к людям, к тем, кто способен услышать. Указание на то, что место его проповеди — «пустыня» может показаться простым, чуть ли не географическим уточнением, но на самом деле это не так. Образ пустыни — это образ выхода за пределы обжитого, привычного пространства. Чтобы прийти в обетованную землю Авраам идёт через пустыню. Так же поступает и Моисей, который ведёт народ Божий через пустыню в течение сорока лет. И вот Иоанн проповедует в пустыне... Кажется, не лучше ли было бы проповедовать в городе, в Храме, так чтобы его услышали и сразу обратили бы на него внимание. Но он проповедует именно в пустыне... И для того, чтобы его услышать, надо покинуть город, выйти из той самой пресловутой зоны комфорта, о которой сегодня столько говорится.

Для чего Авраам ушёл в пустыню? Для того, чтобы лишиться всего, что поддерживало в нём прежнюю жизнь, чтобы лишиться основы и оказаться странником, каким был Адам, после того, как покинул рай. Ведь именно тот, кто потерял на земле своё место, кто оставил его — именно тот может найти место Божье, тот место Божье может обрести как своё собственное. И так, Иоанн не приходит к людям, но зовёт их к себе. Зовёт тех, кто готов к усилию, тех, кто хотя бы заинтересовался его проповедью. Уже в этой, такой незначительной детали, есть указание на то, что Бог не только идёт к нам Сам, но и ждёт нашего движения навстречу.

Но почему Ему вообще понадобился Предтеча? Разве Бог во Христе не был способен обратить к себе тысячи? Конечно, мог и делал это... Но служение Иоанна демонстрирует ещё одну важную истину: Бог нередко устраивает всё так, чтобы люди могли помогать людям. Он мог бы сотворить много чудес, но главным чудом оказывается открытость нашего сердца. Эта истина актуальна во всякое время. Казалось бы, времена Евангельской проповеди давно прошли, но мы и сегодня можем продолжать дело Иоанна Крестителя в мире. Мы и сегодня можем стать предтечами перед Христом, теми, кто откроет Его другим людям.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Незадолго до выхода Христа Спасителя на общественное служение и вообще на той границе, которую в науке называют межзаветным периодом, то есть две тысячи лет назад в Израиле была во всех смыслах непростая ситуация. Можно довольно много и подробно говорить про политическое положение Израиля той поры, но для нас значительно важнее то, что тогда народ был лишен пророческого голоса. Пророческого не в смысле прорицания о будущем, а в смысле провозвещения воли Божией в конкретной исторической ситуации. Периодически появлялись люди, которые выдавали себя за пророков. Но их жизнь не соответствовала их учению. И вот появляется Иоанн Креститель. Можно себе представить, какое необыкновенное впечатление должна была производить личность Крестителя и его весть в смутной, тревожной исторической обстановке тогдашнего Израиля. Наконец снова явился пророк, который жизнью доказывал свое звание. Наконец ощутилось действенное присутствие Бога в истории и современности. Иоанн крестит водой, но Другой, более великий, Тот, что будет крестить Святым Духом и Огнем, — стоит уже на пороге. Апостол и евангелист Марк, похоже, отнюдь не преувеличивал, когда писал: «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк 1:5). Неотъемлемой частью Иоаннова крещения была исповедь — признание содеянных грехов. Иудаизм тех времен знал общее, совместное исповедание, для чего использовались определенные устойчивые формулы, но допускалось и сугубо личное покаяние, в котором перечислялись все отдельные прегрешения. Теперь же речь шла о подлинном преодолении прежней греховной сущности, об обращении к новой жизни.

Это обновление наглядно проявляется в Иоанновом обряде крещения. В нем присутствует, с одной стороны, символика смерти: за погружением в воду скрывается символ смертоносного потопа, который все уничтожает и разрушает. Вообще, океан воспринимался древним сознанием как постоянная угроза земле, как стихийный поток, который может поглотить все живое. Аналогичную символику заключал в себе и образ реки. Вместе с тем водная стихия являет собой и символ жизни: можно вспомнить великие реки Нил, Евфрат и Тигр, которые представляют собой важные жизненные артерии. Точно так же и Иордан воспринимался — и воспринимается по сей день — жителями окрестных земель как источник жизни. В таинстве Крещения происходит очищение, освобождение от скверны прошлого, отягчающей жизнь и замутняющей ее, то есть речь идет о новом начале — в конечном счете о смерти и воскресении, о новом рождении. Конечно, все это найдет свое окончательное развитие лишь в христианском богословии крещения, но его общий смысл уже заложен в схождении в Иордан и выходе из него по призыву Пророка и Предтечи Господня Иоанна.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Вряд ли можно встретить человека, которому никогда не приходила мысль о существовании Бога, или который не слышал о Нем от других людей. Задумавшись об этом сам, или благодаря кому-то другому, каждый решает для себя как с этой мыслью быть: отвергнуть как безосновательную и глупую выдумку или прислушаться, почувствовав некоторый отклик в самом себе или даже доверившись другому.

Есть такие неудобные мысли, которые не могут быть просто отброшены, они, даже если внешне человеку не интересны и он делает вид что ему все равно, на самом деле требуют внутреннего ответа, да или нет, есть или нет. Число людей, которые искренне уверены, что Бога нет не так велико, как может показаться. Гораздо чаще, мы имеем дело с атеизмом, который рождается не из доказательств или их отсутствия, но из нежелания быть религиозным, из того, что Бог неудобен. Хотя наличие такого нежелания у людей прискорбно, его нельзя назвать самым опасным. Это может показаться странным, но бытовой атеизм, еще опаснее. Обычный атеист, осмыслена его позиция или нет, ошибается, но он честен с собою. Хуже, когда человек называет себя верующим, но живет так как будто Бога нет. Не всегда это осмысленная позиция, иногда человек думает, что он верит в Бога, но если при этом он не предпринимает даже минимальных усилий, чтобы следовать этим своим словам, если хотя бы в самых важных делах не учитывает Его волю, значит для него Бога нет, что бы он ни говорил.

Почему же Бог может оказаться неудобен? Дело в том, что мы воспринимаем себя и других людей как некоторую норму о человеке. По себе и другим мы судим о том, каким должен быть человек... На самом деле, норма о человеке открыта нам Богом, потому что только Бог знает какими Он нас задумывал, в то время как мы этого не знаем и не помним... Кроме того, он не оставил нас в неведении, но открыл нам нечто о нас самих. Нечто такое, что далеко не всегда согласуется с нашими желаниями, а иногда даже, как нам кажется, выходит за рамки наших возможностей.

Сегодняшнее чтение как раз и говорит нам о том, что человек должен измениться, чтобы стать способным к восприятию Бога. Конечно, в нем нет подробного описания того, как должен измениться человек – обо всем этом подробнее будет сказано дальше… Но Иоанн, который неслучайно названн Предтечей говорит: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте пути Его. Это значит, что христианином невозможно стать просто так, с наскока, формально, по-настоящему оно приобретается только усилием.

С чего же начать? Иоанн начал с того, что призвал людей к покаянию. Это знакомое слово, которое внутренне многим не нравится. И не нравится потому, что если говорить о нем всерьез, придется меняться. Пока христианство удобно, многие готовы его слушать, но как только оно вмешивается в реальную жизнь – сразу начинаются проблемы. Только тот, кто не побоится этих проблем, кто увидит в них возможность к росту, кто увидит за столкновением с собой – свободу от своих слабостей… Только тот и сможет сделать прямой, дорогу к своему сердцу.

Читать далее
14.01.2020вторник