Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Одна из претензий, которую нередко озвучивают противники христианства, — аполитичность Церкви. Почему Иисус, будучи ярким «лидером общественного мнения», не превратил свой мощный политический ресурс в реальную программу общественных изменений? Отрывок из 8-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах за богослужением, помогает понять глубже тему отстранённости христианства от любой политики.
Перед нами — встреча двух миров: офицер Рима, оккупант Иудеи — и бродячий харизматичный иудейский проповедник. Абсолютная, не знающая поблажек армейская дисциплина — и свободная, водимая лишь Духом, жизнь апостольской общины. Римское религиозное «всеядие», где любым богам, демонам, духам народов, включённых в состав Империи, всегда найдётся место — и непримиримый, категоричный до фанатизма, иудейский монотеизм. Казалось бы, разве может произойти что-то иное, кроме взрыва, при соприкосновении этих двух реальностей?
Но случай с исцелением слуги римского сотника — именно о том, как «об Христа» не только не происходит конфликт между этими столь отличными друг от друга мировоззрениями — но и, напротив — совершается какой-то немыслимый скачок, взаимопроникновение этих сфер друг в друга.
Если попробовать перенести этот эпизод в наши современные реалии, что скорее всего услышал бы сотник в ответ на свою просьбу? «В чужой монастырь со своим уставом не ходят! Ты кого тут учить решил, невежа языческий?..» Но реакция Христа — совсем иная: Он... дивится, искренне восхищается столь неожиданным применением армейской субординации к вопросам веры! И — «по вере твоей да будет!»
Как мы видим, Спаситель не пытается «взломать» культурный код оккупанта, «перетянуть» его идеологически или даже религиозно на «свою сторону»: нет, Он спокойно принимает инаковость, качественное отличие римского сотника — но и в этой инаковости прозревает ту глубину веры, которая и оказывается определяющей. Да, никакое содержание не существует само по себе, без формы — но и форма — лишь сосуд для содержимого!
Вот и ответ оппонентам христианства: Христова вера не боится никаких внешних форм, традиций, исторических и культурных реальностей. Куда ни посмотреть, где христианство дало крепкие корни и проросло веками, — мы не увидим совершенно тождественных, словно под копирку, обрядов, традиций, подходов. В этом плане христианство совершенно инклюзивно, оно не боится включать в свой круг непривычное, новое, порой, даже совершенно неожиданное. Потому что знает: там, где действует Дух Божий, неизбежно с течением времени произойдёт преображение форм: и даже армейская дисциплина может стать прекрасным фундаментом для формирования монашеского устава!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееДревние римляне славились своей рациональностью. Они стремились из всего извлечь пользу. Даже из религии, которую воспринимали как инструмент управления обществом. Данное обстоятельство стоит учитывать при обдумывании содержания отрывка из восьмой главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем этот текст.
Английский историк Гиббон пишет: «Различные религии, существовавшие в Римской империи, простые люди считали равно истинными, философы — равно ошибочными, а власти одинаково полезными». Именно в таком контексте Гиббон предлагает рассматривать прозвучавший отрывок из Евангелия от Матфея. Иными словами, для светского исследователя поступок римского сотника (центуриона) представлял собой не столько искреннее проявление веры в Сына Божьего, сколько следовал в русле довольно специфической общественно-государственной логики.
Данную логику можно представить себе примерно так. Сотник (не последний человек в военной и общественной иерархии Римской империи) услышал о великом проповеднике-чудотворце и решил воспользоваться его услугами. Чтобы и слугу вылечить, и новому религиозному движению добавить авторитетности. В том числе и для того, чтобы ещё больше расщепить изнутри и так уже совсем не монолитную структуру иудаизма. «Разделяй и властвуй», — как любили повторять римские завоеватели.
Но всё же — поступок сотника (даже при огромном желании) нельзя свести в меркантильную плоскость. В ином Евангелии — от Луки — при описании услышанных нами событий мы видим поразительную вещь. Об исцелении слуги сотника Христа сначала просит группа иудеев. Надо сказать, древние евреи всегда с большим подозрением относились даже к самым добрым поступкам язычников, никогда не доверяли иноверцам. Но, похоже, данного конкретного центуриона они действительно уважали и ценили. А потому отважились публично исполнить его просьбу, обратившись с ходатайством к Иисусу, Которого не особо любили.
Евангелие ничего не говорит нам о том, был ли центурион так называемым прозелитом — язычником, принявшим ветхозаветную религию. Но этот человек явным образом чувствовал, где находится истинный Бог. Иначе он вряд ли бы обратил внимание на проповедническую деятельность Христа. Нужно обязательно подчеркнуть ещё один момент — что именно подтолкнуло сотника обратиться с просьбой к Спасителю? Как кажется, главную роль сыграло искреннее, нелицемерное милосердие.
Слуга, за которого просил центурион, был рабом. В понимании людей того времени — фактически вещью. Больного, неспособного полноценно трудиться раба можно было спокойно выгнать, выкинуть как какой-нибудь ненужный в хозяйстве предмет. Но центурион проявил себя совершенно иначе. Он, как кажется, исчерпав возможности обычной медицины, не утратил окончательно надежды. И возложил её (надежду) на Бога, силу Которого он видел в словах и поступках Иисуса из Назарета. Сотник при этом отказался использовать свой служебный статус — он не приказывал, а просил у Христа о помощи с настоящим смирением.
В результате центурион был услышан и вознаграждён. Его пример имеет огромное значение для каждого из нас. Ведь поступок сотника демонстрирует — связующим звеном между нами и Богом может быть только любовь, которая просит о милости и не навязывает своего. Будем же следовать примеру благочестивого центуриона, становясь посредниками для Божественного милосердия, и Христос в ответ будет помогать нам и нашим ближним преодолевать трудности и скорби, которые нам неминуемо преподносит эта непростая жизнь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов