* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 1-8

01 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,

02 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

03 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

04 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

05 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

06 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

07 И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;

08 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.
John_the_Baptist_in_the_desert
Иоанн Предтеча в пустыне с ангелом. Миниатюра Елисаветградского Евангелия, конец XVI — начало XVII века

Чтение, которое мы сегодня услышали — представляет собой первые восемь стихов Евангелия от Марка. Евангелист пишет: Начало Евангелия Сына Божьего«. Странно, мы открыли Евангелие от Марка, а не Евангелие от Иисуса, странно, почему это так? Однако это вовсе не странно и не случайно. Дело в том, что Евангелие как благая весть — это не столько история о том, что Бог для нас сделал, рассказанная теми, кто был этому свидетелями... Христос — Сам является благой вестью Бога Отца в мире. Не случайно Он говорит апостолам: «Как послал меня Отец, так Я посылаю вас». Христос послан в мир Отцом -  мы, христиане, посланы в мир Христом. И именно поэтому Марк, говоря о написанном, не приписывает себе авторства, но говорит о том, что в подлинном смысле вся благая весть Нового Завета — это весть Иисуса Христа. Весть о том, что Он Сын Божий, что в Нём и через Него Бог примиряет с Собою мир.

И всё же, сегодняшнее чтение ещё не о Христе, не о Его победе, но скорее о том, что должно произойти для того, чтобы Благая весть была лучше услышана и как можно больше людей оказалось к ней расположено и причастно.

Бог через пророка говорит, что Он посылает ангела или вестника Своего, который приготовил бы Его пришествие.

Проповедь Иоанна, а как мы понимаем этим вестником Божиим был именно он, была голосом звучащим в пустыне, но голосом обращённым к городу, к людям, к тем, кто способен услышать. Указание на то, что место его проповеди — «пустыня» может показаться простым, чуть ли не географическим уточнением, но на самом деле это не так. Образ пустыни — это образ выхода за пределы обжитого, привычного пространства. Чтобы прийти в обетованную землю Авраам идёт через пустыню. Так же поступает и Моисей, который ведёт народ Божий через пустыню в течение сорока лет. И вот Иоанн проповедует в пустыне... Кажется, не лучше ли было бы проповедовать в городе, в Храме, так чтобы его услышали и сразу обратили бы на него внимание. Но он проповедует именно в пустыне... И для того, чтобы его услышать, надо покинуть город, выйти из той самой пресловутой зоны комфорта, о которой сегодня столько говорится.

Для чего Авраам ушёл в пустыню? Для того, чтобы лишиться всего, что поддерживало в нём прежнюю жизнь, чтобы лишиться основы и оказаться странником, каким был Адам, после того, как покинул рай. Ведь именно тот, кто потерял на земле своё место, кто оставил его — именно тот может найти место Божье, тот место Божье может обрести как своё собственное. И так, Иоанн не приходит к людям, но зовёт их к себе. Зовёт тех, кто готов к усилию, тех, кто хотя бы заинтересовался его проповедью. Уже в этой, такой незначительной детали, есть указание на то, что Бог не только идёт к нам Сам, но и ждёт нашего движения навстречу.

Но почему Ему вообще понадобился Предтеча? Разве Бог во Христе не был способен обратить к себе тысячи? Конечно, мог и делал это... Но служение Иоанна демонстрирует ещё одну важную истину: Бог нередко устраивает всё так, чтобы люди могли помогать людям. Он мог бы сотворить много чудес, но главным чудом оказывается открытость нашего сердца. Эта истина актуальна во всякое время. Казалось бы, времена Евангельской проповеди давно прошли, но мы и сегодня можем продолжать дело Иоанна Крестителя в мире. Мы и сегодня можем стать предтечами перед Христом, теми, кто откроет Его другим людям.