
Сегодня мы вспомним стихотворения человека, которого я до последнего времени почитал только как историка словесности, литературоведа и переводчика, автора замечательного труда «Русская литература в изгнании».
Я говорю о Глебе Струве, сыне политика и экономиста (и яростного оппонента Ленина) — Петра Струве.
Живя в вынужденной эмиграции (сначала в Англии, потом в США) Глеб Петрович Струве очень много сделал для популяризации в иноязычном мире русской литературы: от Пушкина и Набокова, до Чехова и Ивана Бунина. Он неустанно издавал переводные антологии поэзии и прозы, а для русских читателей готовил собрания сочинений лучших поэтов Серебряного века.
Именно Глеб Струве выпустил на Западе первое издание трагического цикла Анны Ахматовой «Реквием». Напечатал ещё при жизни поэта.
И все свои долгие годы он сам писал стихи.
Вспомню сейчас его позднее стихотворение памяти Николая Гумилева, с эпиграфом из любимого им поэта, расстрелянного большевиками в 1921 году.
Оговорюсь, что упоминаемый здесь Фра Беато Анджелико — это доминиканский монах 15-го века, святой католической церкви и гениальный художник Раннего Возрождения… Итак, сначала эпиграф:
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Николай ГумилёвОн мир любил и верил в Бога.
Как Фра Беато, нам велел
Искать неторную дорогу
В единый сладостный предел.И встретил смерть спокойно, твердо,
Как воин, но и как поэт,
Дав палачам надменный, гордый,
Единственный и свой ответ.А душу взяли серафимы,
Которых он так сладко пел,
И вот с высот она незримо
Взирает на людской удел.
Глеб Струве, «Памяти Гумилёва», 1947-й год.
Единственный сборник своих стихотворений Глеб Петрович выпустил в 1965-м году в Вашингтоне. Эта книжка называется «Утлое жильё».
В ней немало проникновенной, молитвенной лирики.
Как и всякий христианин, Струве размышлял о достойном завершении земной жизни. И в том же, 1947-м году, что и стихотворение «Памяти Гумилёва», — написал об этом завершении — возвышенную и смиренную балладу.
Он обратился в ней к самому себе:
Не плачь, не сетуй, не тоскуй:
Господне око бдит над нами,
Оставь ненужную тоску,
Коленопреклоненный, в храме
Молись: «О Господи, взыскуй
Раба, что робкими стопами
Навстречу сени гробовой
Грядет и, слыша за собой
Плесканье крыл и голос трубный,
К Тебе, Далекий, Недоступный,
Стремится скудною душой».Мерцают свечи у иконы,
По-неземному благосклонный,
Взирает ниц на мир земной
Господен Лик. Молись и стой
И чуда ожидай. И въяве,
В нездешней лучезарной славе,
Весть будет явлена тебе:
Да, покорясь своей судьбе,
Отринутый и недостойный,
Ты примешь смерть свою спокойно.
Глеб Струве, из книги «Утлое жильё», 1947-й год
Одно своё раннее стихотворение под названием «К Богу» (Струве написал его в двадцать четыре года, а почил почти под девяносто) — Глеб Петрович начал словами:
Мы в этом мире маленькие дети,
И нас страшат минуты и часы,
А Ты рукой спокойной на весы
Кладёшь тяжёлые тысячелетья…
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема