Говоря о высоком служении священника, мало кто упоминает о служении матушки. И это неудивительно: ведь батюшку все видят, а матушка почти всегда в стороне - несёт тихонечко свой крест. Такое положение вещей расстраивало священника Глеба Каледу, жена которого - Лидия Владимировна совершала, по его словам, настоящий подвиг.
Их знакомство произошло в 1930 году. Лиде было восемь лет, Глебу девять. Завязалась дружба, которая переросла в любовь, а потом и в брак, длившийся больше сорока лет. Лида была дочерью священномученика Владимира Амбарцумова. В 1937 году его расстреляли. Не зная об этом, Лида ездила на Лубянку, пытаясь выяснить, что с папой. Глеб всегда сопровождал девушку и молился за здравие отца Владимира, которого любил с детства.
Глеб и Лида виделись каждый день. Ей тогда и в голову не приходило, что она станет женой этого серьёзного юноши. Недаром на фотографиях, подаренных Глебом Лиде в те годы, было написано: «Сестре, твой брат». Каледа заканчивал школу, когда началась война. Он ушёл на фронт, участвовал в самых кровопролитных сражениях. Лидия Владимировна вспоминала о том времени: «Прошёл он, прошагал, гвардии рядовой, всеми ухабами войны, сделал свою мужскую работу и вернулся целёшенек. Бог хранил». После Победы Глеб поступил в Московский геологоразведочный институт. Лида училась на биологическом факультете.
Их дружба вспыхнула с новой силой. Глеб бывал у Лиды дома, знакомил её со своими друзьями, но о женитьбе не думал. Мама даже сказала Лиде, что если Глеб не собирается делать ей предложение, нехорошо так часто встречаться. И в тот день, когда Лида собралась сама поговорить с Глебом, он отправил письмо своему духовному отцу, в котором спрашивал, жениться ему или стать монахом? Ответом было: «Тебя тянет пойти на церковное служение в некотором далеком будущем. Дай Бог! Лида этому не помешает». Это письмо открыло Глебу глаза. Он понял, что давно уже любит Лиду. После венчания в 1951 году, Глеб писал жене: «Родная моя! Мне хочется сказать, что я поражен огромностью и глубиной, и цельностью твоей любви, вдруг окружившей меня. В изумлении я не вижу дна её и где концы её».
После свадьбы жить молодым было негде. Пришлось снимать дачи в Подмосковье. Трудности помогала преодолевать вера в Бога. Лидия не отчаивалась даже в лютые морозы, когда заканчивались дрова, а её маленькие дети играли, сидя на столе, потому что на полу был лёд. Жизнь со временем наладилась. Появилась квартира и материальный достаток. Супруги воспитывали шестерых детей. Весь быт взяла на себя Лидия Владимировна. Приучила сыновей и дочерей к труду и к тому, что они называли «православным ритмом семьи». День начинался и заканчивался молитвой. Глеб Александрович занимался с детьми Законом Божьим. По праздникам всей семьёй ходили в храм. Каждое воскресенье в доме пахло сдобой – Лидия Владимировна пекла пироги. Глеб Александрович стал доктором наук, работал в институтах, много времени провел в геологических экспедициях в Средней Азии.
Но в 1972 году Глеб Александрович мог легко всего лишиться. Это был гром среди ясного неба – уважаемый учёный, профессор стал священником. Конечно, с согласия Лидии Владимировны. Она сама сшила мужу богослужебные облачения. И пела на первой литургии. Домашний храм супруги оборудовали в своей квартире. В нём отец Глеб тайно служил 18 лет.
Глеб Александрович редко говорил о любви. Тем приятнее было супруге получить от него фотографию с надписью: «Дорогой неотделимой жене, сестре и спутнице верной, без которой иное лучшее в жизни моей было бы невозможно». Снимок сделали в 1990-ом году, а через четыре года Глеба Александровича не стало. Самый верный ему человек, его радость и поддержка – Лидия Владимировна закончила свои дни в Зачатьевском монастыре, приняв в 2008 году постриг с именем монахини Георгии.
20 января. О славе и проповеди покаяния Святого Иоанна Крестителя
Сегодня 20 января. О славе и проповеди покаяния Святого Иоанна Крестителя в день Церковного празднования в его честь — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы слышим имя святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, уже из этих слов у каждого верующего сердца складывается понимание того, какую роль святой пророк, святой Иоанн Креститель играет в церковной истории, в евангельской истории и в священном предании.
Иоанн не был чудотворцем, так о нем пишет святитель Иоанн Златоуст. И святитель Иоанн Златоуст подмечает это усиливая другую сторону служения святого Пророка и Предтечи. Не будучи чудотворцем, Иоанн творил другое чудо. Чудо, которое сотворить гораздо сложнее. Это чудо изменения человеческого сердца. Покаяние — это и есть изменение. И те люди, которые приходили к Иоанну креститься, меняли свою жизнь. И вот это и было самое главное чудо по молитвам святого Пророка и Предтечи.
Церковью высоко ценится подвиг святого Крестителя Господня. Когда мы заходим в храм Божий, в иконостасе мы всегда увидим Господа нашего Иисуса Христа. По правую его руку будет Пресвятая Богородица, а по левую руку будет святой Иоанн Предтеча. Дай Господь и нам, чтобы мы слышали слова Господни, чтобы мы слышали проповедь Иоанна Крестителя, и чтобы в нашей жизни каждый день происходило самое главное чудо — чудо покаяния, чудо изменения и чудо единения со Христом.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 января. О духовном смысле праздника Попразднства Богоявления
Сегодня 20 января. Попразднство Богоявления.
О духовном смысле праздника — священник Стахий Колотвин.
Каждый, кто служит делу Христову, приближается к Богу хоть на один маленький шажочек. А кто служит делу спасения всего человечества со Христом — на большой шаг. Поэтому, оглядываясь на двунадесятые праздники, мы видим, что на следующий день, это чаще всего батюшки замечают, на следующий день в храме после двунадесятого праздника будет очень мало людей. Может, даже через день люди придут. А так все помолились, попраздновали, вернулись к своим рабочим, домашним, семейным делам. И порой даже немножко обидно, что такие замечательные праздники обходятся без многолюдности, без сонма молитвенников в храме. Но мы видим, что на небесах молитвенники в этот день не оскудевают, потому что как на следующий день после Рождества Пресвятой Богородицы вспоминаются ее честные родители Иоаким и Анна, как вспоминается на следующий день после Сретения Пророк Симеон и Анна Пророчица, как вспоминается Собор Пресвятой Богородицы после дня Рождества Христова, так и сейчас, дорогие друзья, мы, окунувшись душою в прохладные воды Иорданской реки, где Господь освобождает нас от грехов, на следующий день после Крещения, Богоявления Господня празднуем соборную память Иоанна Предтечи. Пророка, который празднуется столько раз в году! Обретение, Усекновение главы, Рождество Иоанна Предтечи. Но этот праздник особенный, потому что здесь мы собрались Иоанну Предтечу поздравить не с какой-то его личной датой, а поздравить его с тем, что он со Христом уже может торжествовать и молиться за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 329 зач., XI, 17-23, 27-31.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У веры в Бога есть одно удивительное свойство: она способна пронизывать собой время, более того, вера время и вовсе как будто бы не замечает, ведь она простирается в вечность, туда, где времени попросту не существует. Об этом свойстве веры мы сегодня имеем возможность услышать во время литургии в православных храмах из отрывка 11-й главы Послания святого апостола Павла к Евреям. Давайте послушаем эти слова Нового Завета.
Глава 11.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
29 Верою перешли они Чермное море, как по суше, на что покусившись, Египтяне потонули.
30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.
Каждая из только что прозвучавших строк Послания к Евреям начиналась с одного и того же слова: «верою». Ну а дальше шёл предельно краткий пересказ того или иного сюжета Ветхого Завета.
Среди прозвучавших имён ветхозаветных праведников особняком стоят имена Исаака и Иакова, эти два праотца прожили относительно спокойную жизнь, в особой степени такой была судьба Исаака: он ни с кем не воевал, никуда не странствовал, его жизнь можно назвать жизнью простого обывателя, а если и были у Исаака переживания, то они касались непростых взаимоотношений двух его сыновей друг с другом. Нечто подобное можно сказать и об Иакове, правда, ему пришлось странствовать, да и детей у него было значительно больше, больше было и связанных с ними проблем. Однако и про Исаака, и про Иакова Послание к Евреям говорит одними и теми же словами: оба они верою благословили своё потомство.
Здесь нам стоит вспомнить, что их благословения были не простыми благопожеланиями, а описанием пути тех людей и их потомков, которым предназначалось благословение. Удивительна же в этих благословлениях их феноменальная точность, а также то, что даже при очень сильном желании праотцы не могли произнести какие-то иные слова.
Конечно, было бы весьма нелепым предполагать, что Бог на какое-то время лишил их свободы излагать свои мысли и начал говорить вместо них, нет, в историях благословений Исаака и Иакова мы можем видеть действие веры, именно вера заставляет поступать человека не так, как он хочет, а так, как того требует Бог, и именно вера даёт возможность видеть будущее с той же ясностью, с которой мы видим настоящее и недавнее прошлое. Вера роднит человека с Богом, ведь для Бога не существует времени, перестаёт оно существовать и у тех, кто нашёл в себе мужество последовать за Богом через исполнение Его заповедей. Таким людям неведом страх, потому что страх — это следствие незнания и непонимания, ну а избранные Богом праведники всё знали, всё понимали и обо всём имели здравое суждение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов