Я часто слышу фразу: «Главное в Церкви - любовь». И часто с ней не соглашаюсь, навлекая на себя подозрения, будто имею что-то против любви. Это не так. Но дело в том, что — явно или между строк — фраза обычно подразумевает продолжение: «Главное — любовь, а не что-то другое…» И удивительно, как такое сопоставление иногда играет с нами злую шутку.
Говорят, например, что главное любовь, а не соблюдение постов. Трудно не согласиться. Но с одной оговоркой: почему-то святые говорили о любви как о вершине добродетелей и, чтобы её достичь, прибегали в том числе как раз к посту.
Мы же говорим: «главное любовь» — и подразумеваем: не хочешь поститься, не хочешь напрягаться — и не надо, есть вещи по-важнее. Но, во-первых, практика жизни порою показывает, что всё наоборот: пребывать в любви — намного сложнее, чем напрягаться в посте. Исполнять обряды проще, чем работать сердцем. Любить, должно быть, самое сложное. А иначе почему святые называли любовь вершиной всех добродетелей? Мы же, кажется, планируем достичь вершины как-то разом, минуя подъём.
А во-вторых, «главное — любовь, а не что-то другое» — удобная фраза, которую слишком легко поднять на стяг, чтобы размахивать. Сразу обнаруживаешь в себе человека немелочного, не узколобого, не зацикленного на всей этой обрядовой церковности…Но почему-то такой человек напоминает мне пациента в больнице, который радостно выбросил все таблетки, когда врач сказал, что главное — вера в собственное выздоровление.
Всё-таки вера в выздоровление не может стоять в одном ряду с лечением. Их взаимозависимость приходится подчеркивать именно потому, что они — из разных предметных областей. Их просто не имеет смысла сопоставлять. То же самое — как мне кажется — и в случае Церкви. Пребывать в любви — это не ещё один вариант наряду, скажем, с постом. Они различаются как вершина и путь. Как цель и средство.
Потому мне кажется, что любовь не терпит сопоставлений. Ее, в сущности, не с чем и сопоставить. Фраза «главное - любовь» - великая истина. Фраза «главное любовь, а не что-то другое» - опасное упрощение.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди