Историю, случившуюся в селе Татищев Погост, местные жители называют чудом. А про её героя говорят с гордостью: «Да, наш батюшка может». Сам же герой – священник сельского храма отец Богдан Вахненко считает, что всё произошедшее – Божия забота о человеке.
Уже несколько месяцев в церквях Ярославской области орудовали воры. Отец Богдан хоть и знал об этом, но к визиту незваных гостей готов не был. А вот те подготовились отлично: выяснили, что прихожан в селе немного, что в храме имеется старинная икона и что священник будет один. На дело охотники за образами пошли с ножом. Отстояли службу, а когда храм опустел, принялись снимать со стены икону. За этим занятием и застал их отец Богдан. Безоружный стоял он перед грабителями, но отступать не собирался:
Богдан Вахненко:
«Я им в таком военном тоне сказал: «Стоять!». Прикрыл собою сразу дверь входную, и в мыслях было то, что я буду стоять до конца, чтобы со мной не случилось, что там дальше не будет, я их не выпущу».
А дальше было то, чему удивлялись даже видавшие виды полицейские. Иного оружия, кроме слова Божьего у отца Богдана не было. И он начал проповедь. Воры легко могли сбежать, но не сделали этого. Стояли, слушали, а потом, упав на колени, стали каяться. Отец Богдан вспоминает, как он достучался до сердец грабителей:
Богдан Вахненко:
Ну, это так получилось, как такая проповедь, о том, что плохо таким заниматься. Я говорю: «Ну, вы же мужики, да?» Они говорят: «Ну да». Я говорю: «Раз вы мужики, а мужик он же за свое слово, за дело, за поступок он должен отвечать».
Пока отец Богдан взывал к разуму разбойников в храм вошёл друг настоятеля. Увидев трагикомическую картину, он позвонил в полицию. И речь священника продолжалась ещё 20 минут, пока не прибыл наряд:
Богдан Вахненко:
«Я успел за это время так повелительно-смело рассказать, объяснить им, что негоже совершать такие поступки, о том, что лучше понести наказание от человеческого суда или от человеческого правосудия, чем понести наказание от суда Божия».
Когда преступников в наручниках увели из храма, отец Богдан признался, что в последние минуты ему было не по себе. Хоть воры и внимали проповеди, но в любой момент могли пустить в ход нож. Чудо, что они этого не сделали, считает священник и тут же находит объяснение этому чуду:
Богдан Вахненко:
«А ещё при помощи Божией и благодаря смелому поступку отца Богдана преступники смогут избежать реальных сроков наказания. Тот факт, что они решили не совершать задуманное, станет теперь смягчающим обстоятельством».
А отец Богдан Вахненко вместе со своими прихожанами радуется, что удалось отстоять святыни храма. Кстати, это стремление защищать своё, родное, у священника в крови. Его прадед был унтер-офицером, Георгиевским кавалером, а дед – Героем Советского Союза. Видимо, крепость духа передаётся по наследству. Она-то и помогла отцу Богдану отстоять храм.
В программе использованы материалы интернет-версии газеты «Комсомольская правда» города Санкт-Петербурга и «Пятого канала».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»