Священник Андрей Мнацаганов из Ростова-на-Дону давно работает с заключёнными. Он возглавляет отдел по тюремному служению Ростовской-на-Дону епархии Русской Православной Церкви. В колониях отец Андрей видел всякое. Но история на мосту, героем которой стал священник, оказалась в своём роде уникальной.
Отцу Андрею позвонили из уголовно-исполнительной инспекции и попросили срочно приехать к Аксайскому мосту, на перилах которого уже час висит человек и грозится броситься вниз. Полиция ведёт с ним переговоры. Но мужчина требует, чтобы к нему пришёл священник. Услышав это, отец Андрей помчался к мосту. Переправа была забита машинами. Самоубийца поднял на ноги не только полицию, но и пожарных, спасателей, врачей. Люди стояли на морозе и пронизывающем ветру, не зная, что предпринять. Отец Андрей вспоминает, что сам он замёрз уже через 10 минут. Тогда он ещё не знал, что разговор о жизни и смерти продлится долгих два часа. А пока нужно было решать вопрос: с чего начать? Отец Андрей - кандидат в мастера спорта по альпинизму - сделал неожиданное: привязав себя к перилам моста, он повис рядом с парнем. Говорит, что, в отличие от самоубийцы, ничем не рисковал:
Отец Андрей:
«Я, конечно, вылез тоже аж туда, за предел моста. Рядом с ним висел. Я-то к нему вылезу туда, с ним поговорю, потом обратно залезу. Мне-то проще. Он-то вот именно висел. Руки оттянул. То есть он мог только руки бросить и всё».
Отец Андрей сумел разговорить парня. Выяснилось, что ему 25 лет, а на отчаянный шаг его толкнула потеря смысла жизни. Ещё подростком он получил срок. Вышел из колонии, женился. В семье родилось двое детей. Когда один из них умер, ушла жена. Парень получил второй - условный срок и, не выдержав ударов судьбы, решился на самоубийство. Почему в самый последний момент он захотел поговорить со священником, отец Андрей и сам не знает:
Отец Андрей:
«По всей видимости, вот он вспомнил о том, что ещё некая сила, которая всё-таки сможет ему помочь. Скорей всего, душа его просила».
А на вопрос, как он сумел успокоить парня и какие слова для этого нашёл, отец Андрей отвечает так:
Отец Андрей:
«Я ему просто сказал, что вот ты же о дочке плачешь, которая у вас умерла с супругой…Ты, говорю, просто с дочкой не встретишься со своей. Он говорит: «Почему?». Я говорю: «Да потому, что ты жизнь самоубийством закончишь, а это вообще неприемлемо. То есть тебе даже отмолиться никто не сможет». Он после этого так страшно закричал… И как-то смяк после этого».
Больше всего в те минуты отец Андрей боялся перегнуть палку. Тем не менее, молодой человек услышал о себе жестокую правду. Для этого священнику даже пришлось перейти на сленг и объяснить самоубийце, что никакой он не блатной, что «по понятиям» так никто не живёт и показной суицид нигде не приветствуется. Говорить такое человеку, готовому перейти хрупкую грань между жизнью и смертью, отцу Андрею было страшно:
Отец Андрей:
«В какой-то момент сердце защемило, потому что я почувствовал, что сейчас вот он отпустит руки и упадёт. А падать там было не в воду, ну в общем, не остался б он жив».
И тут на отца Андрея нашло вдохновение. Вися на огромной высоте, он стал читать молитвы. А молодой человек, слушая псалмы, постепенно успокоился и, в конце концов, поднялся на мост. Жизнь победила, но отец Андрей понимал – парню нужен психиатр, чтобы не было повторных попыток суицида. Поэтому священник ходил потом в инспекцию и в суд. Добивался для своего подопечного места в лечебнице.
Вспоминая эту историю, отец Андрей делает особый упор на то, что он действовал не один, а это была совместная работа Церкви и экстренных служб. Если бы не общие усилия полиции и спасателей, было бы гораздо сложнее отговорить человека от самоубийства, - считает священник Андрей Мнацаганов.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема