Для Алексея Старанцова – следователя из Витебска - это был обыкновенный рабочий день. Наступило время обеда, и Алексей решил добраться до кафе на трамвае. Народу было немного. Трамвай остановился, в салон вбежал Максим Хотин – мальчик 13-ти лет. Сел у окна. На соседнее сидение опустился мужчина. Максим не обратил на него внимания.
То, что случилось потом, было неожиданно и страшно. Мальчик вдруг почувствовал резкую боль в плече. Удар нанес мужчина, сидевший рядом. Он был в сильном подпитии, в руке держал какой-то предмет. Мальчик даже не понял сразу, что его ударили ножом. Решил, что просто сильно толкнули в плечо. Максим вскочил и побежал по салону. Мужчина настиг его, поднял руку для второго удара. Пассажиры в ужасе замерли. Никто не отважился вмешаться… Спасение пришло неожиданно. Рука с ножом зависла в воздухе, а потом и сам нападавший был скручен, обезоружен и брошен на пол. На выручку Максиму бросился подполковник юстиции Алексей Старанцов.
«Увидел, как мужчина нетрезвый неожиданно нанес удар рукой в плечо ребенку. Я подбежал, сзади подскочил к нему, заломал руку, выбил нож. Когда мужчина был обезврежен, граждан попросил, молодых парней, помогать удерживать, а сам в это время переписал свидетелей».
Максим, у которого оказалась резаная рана плеча, был в шоковом состоянии, но все же нашел в себе силы позвонить маме.
«Позвонил сын, плачет, что меня порезали ножом. Руку порезали, я даже не поняла вначале вообще, что произошло. Потом взяла кондуктор трубку, и она говорит: «Какой-то зэк порезал ребенку вашему руку». Ну, собралась бегом, конечно. Земли под собой не видела, не чувствовала».
Как выяснилось на следствии, мужчина, напавший на Максима, - неоднократно судимый, 48-летний житель Витебска. Объяснить, что заставило его кинуться с ножом на совершенно незнакомого мальчика, злодей не смог. Сослался на то, что теряет память, когда выпьет. Времени, чтобы восстановить в памяти произошедшее, у него теперь будет в избытке. Вооруженное нападение на ребенка квалифицируется как особо злостное хулиганство. И преступнику грозит до 10 лет тюремного заключения.
А вот сколько придется восстанавливаться Максиму - это уже вопрос к психологам. Рана на плече затянулась быстро, но мальчик перенес сильнейший шок. Родные делают всё для того, чтобы Максим не вспоминал о случившемся. И душевная рана потихоньку затягивается. А мама Максима старается не думать о том, что могло случиться, если бы среди пассажиров трамвая не оказалось Алексея Старанцова. Ирина Анатольевна говорит, что его в тот день послал Бог. И не находит слов, чтобы выразить Алексею свою благодарность за спасение сына.
В данной программе использованы материалы телеканала "СТВ".
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер