
Если вам посчастливится оказаться в Александро-Невском Ново-Тихвинском монастыре города Екатеринбурга, то недалеко от входа в обитель вы обязательно увидите красивую белокаменную стелу с изображением четырёх фигур в военной форме. Это памятник приближённым последнего русского императора Николая II, которые остались верными государю до самого трагического конца. Одна из фигур — статный мужчина с бородой, орденами на груди и Евангелием в руках. Это генерал-адъютант царя, дипломат и разведчик Илья Леонидович Татищев. В 1918-м он добровольно последовал за Царской семьей в тобольскую ссылку. А в июне того же года, за месяц до гибели царственных мучеников, был расстрелян большевиками. В Ново-Тихвинской обители свято чтут память об этом благородном человеке. В издательстве монастыря вышла книга, посвящённая его жизни и подвигу. Она называется «Генерал, разведчик, мученик. Жизнеописание генерал-адъютанта Ильи Татищева, сохранившего верность царской семье».
Открываешь книгу — и словно попадаешь в музей. Буквально на каждой странице — фотографии. Портреты, документы, письма, самые разные культурные артефакты эпохи. Практически всё, о чём в книге идёт речь, читатели смогут увидеть своими глазами, не выпуская увесистый томик из рук. Жизнеописание генерал-адъютанта Ильи Татищева «Генерал разведчик, мученик» — это глубокое биографическое, историческое и культурологическое исследование. Оно составлено на основе документов из отечественных и зарубежных архивов, в том числе — частных. Многие из них, включая фотографии, публикуются впервые. В работе составителям помогали учёные, духовенство, потомки людей из ближайшего окружения Татищева. Все они проделали большой труд, чтобы мы могли с разных сторон рассмотреть удивительную личность царского генерал-адъютанта.
Его история пройдёт перед нашими глазами от самых истоков — древних предков, и до последнего мгновения жизни, которую Татищев отдал за Царя и Отечество. Мы увидим Татищева воспитанником пажеского корпуса, офицером для особых поручений у принца Ольденбурсгкого, представителем Русского Императора при дворе немецкого кайзера Вильгельма. Словом, как в названии книги: генералом, разведчиком, мучеником... И православным христианином. Вера Ильи Леонидовича была поистине несгибаемой. Он никогда не расставался с маленьким Евангелием. «Эта книжечка дороже всех книг в мире», — говорил генерал своему сослуживцу, офицеру Александру Карамзину, которому советовал «стараться делать всё, что возможно, по Евангелию». В своих мемуарах Карамзин называл Татищева святым человеком. Яркие, живые воспоминания этого офицера мы найдём на страницах книги.
Впрочем, святым человеком считали Татищева не только близкие. В 1981 году в лике новомученика его прославила Русская Православная Церковь Заграницей. Основанием для канонизации стала жизнь генерала по заповедям Христа и его последний подвиг — добровольная ссылка вместе с Государем. Когда Татищеву передали желание Николая Второго видеть его рядом с собой в Тобольске, он вполне мог отказаться, как это сделали до него несколько человек. Но Илья Леонидович, прекрасно зная, что идёт навстречу скорбям, согласился. Подробности этих событий, и много ярких эпизодов из жизни императорского генерал-адъютанта Ильи Татищева мы узнаем, прочитав книгу «Генерал, разведчик, мученик».
Все выпуски программы Литературный навигатор
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер