Когда на маленькую архангельскую деревеньку Верколу опускались слякотные осенние сумерки, в деревянной избе крестьян Абрамовых зажигалась керосиновая лампа, и пятеро ребятишек собирались вокруг своей тётки Ириньи. Она рассказывала им старинные сказки, читала на память жития святых, пела духовные стихи. Пройдут годы. Младший из пятерых – Фёдор - станет известным писателе. В своё творчество он привнесёт ту ни с чем не сравнимую поэтичность и песенную красоту, которую с детства всем сердцем впитывал на тёткиных «вечорках». Наполнены ею и рассказы из сборника под названием «Деревянные кони».
Фёдор Абрамов всю жизнь строго придерживался правила: писать о том, что лучше всего знаешь. Поэтому писал о деревне. О бескрайних лугах, которые видны прямо из окна избы, о монастыре на другом берегу реки. О людях, каждый из которых виделся писателю настоящей маленькой вселенной.
Такой вселенной, несомненно, является старуха Василиса Милентьевна, героиня рассказа «Деревянные кони», по которому назван сборник. Выданная в шестнадцать лет замуж в чужую деревню, за нелюбимого и малознакомого человека, она нашла в себе силы не только не озлобиться на судьбу и людей, а стать опорой – и в духовном, и в житейском смысле - для нескольких поколений родных и односельчан. И обрести настоящее счастье, заботясь о других.
Фёдору Абрамову удаётся тонко и цельно передать характеры героев даже в маленьких зарисовках, напоминающих стихи в прозе. В сборник «Деревянные кони» вошёл целый цикл таких зарисовок под общим названием «Трын-трава». В них и тонкий юмор, и обезоруживающая правда жизни. Сразу ярко представляешь себе, к примеру, сцену из миниатюры «С Богом на Ты». Внучке, недовольной тем, что бабушка всё время говорит «ты» её городскому жениху, мудрая старушка резонно возражает, что раз уж к самому Господу дозволено на Ты обращаться, - значит, и к человеку тоже можно.
Но Абрамов не только великолепный литературный портретист. Он, разумеется, ещё и непревзойдённый пейзажист! Его проза дышит влажным осенним лесом, сочной травой, туманом, запахом грибов и дымком от жарко натопленной русской бани. Всем тем, чего нам так не хватает порой в каменных джунглях большого города!
В произведениях Фёдора Абрамова люди живут простой жизнью, неразрывно связанной с землёй, родным очагом. И ставят, по старинному северному обычаю, на крыши своих домов летящих в небо коньков – тех самых «Деревянных коней» - чтобы в житейской суете не забывать, куда нужно устремлять свои помыслы, чаяния и молитвы.
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 апреля. Об истории Муромской иконы Богородицы
Сегодня 25 апреля. Церковь чтит Муромскую икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Максим Горожанкин.
25 апреля. О зависти
В 23-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем».
О зависти, — священник Константин Кокора.