Дорогие друзья, сегодня мы представляем вам нового автора рубрики "Частное мнение" Наталью Лосеву - публициста, медиаменеджера. Наталья увлекается историей живописи, пишет рассказы, любит и знает, что такое внутренний туризм и намерена сделать его сильной стороны российской экономики. Основное хобби - автопутешествия. Считает, что за отпуск нужно проехать не менее 5 тысяч километров.
На огороженной высокими железными прутьями площадке, разбившись на две команды, дворовый клуб играет в футбол. Мальчишки разного возраста от малышей до крепких высоченных подростков, одетые в разноцветные жилетки, бегают, пасуют, кричат.
На скамейке еще десяток - запасные, румяные, смеются.
Вдоль поля челноком носится крепкий тренер в синей шапке-петушке.
Машет руками, щурится от солнца и гаркает свои команды так, что звенят прутья.
В метре от ограды, почти не шевелясь, замерев, стоит мальчик-киргиз. Передним тележка–наполовину заполненная мусором старая латунная ванна на колёсиках.
Он в смешной крупно-вязанной шапке, жаркой для сегодняшней погоды, тоже в жилетке, только оранжевой. Почти такой же, как у мальчишек-футболистов на поле. Щуплая сухая фигура его напряжена, пальцы впились в рукоятку тележки, плечи и корпус замерли в движении вперед. Он водит головой влево и вправо, провожая атаки и контратаки, весь поглощённый, захваченный игрой.
На смуглом скуластом лице как в крупном зеркале отражаются эмоции мальчишек: и азарт, и ликование, и досада.
Когда гаркает тренер, мальчишка поворачивает голову в его сторону, глядит с обожанием и готовностью: казалось, дай он сейчас команду и не будет большего счастья, чем исполнить ее немедленно, тотчас.
Вдруг мяч перелетает через забор, бьется о землю в нескольких метрах от киргиза. Он отмирает, видно, что не верит какие-то секунды удаче и в конце концов срывается с места, бросает телегу, летит за мячом, смачно, ловко пинает его в сторону поля.
"Ээ, молодца!"- басит тренер. Мальчик –киргиз расплывается удовольствием и радостью, глаза его превращаются в скобочки, сверкают белые зубы, толстая шапка уже лихо на затылке...
"Мишка, где грабли"- кричит от подъезда коротко-стриженная медно-волосая управляющая Галя.
Подросток хватает самодельную тележку и, грохоча, виляя передним колесом так, что вот-вот кажется, еще секунда и перевернется вместе с мусором эта старая мятая ванна - несётся к бытовке.
Его ровесники уходят на перерыв и что-то чертят с тренером на больших, разлинованных под футбольное поле листах.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема