Народный артист театра и кино Фрунзик Мушегович Мкртчан получал целые мешки писем от благодарных зрителей. Они признавались актёру, что, когда смотрят фильмы с его участием, на душе у них становится светлее и легче. Такая уж удивительная способность была у Мкртчана — одним своим появлением на экране или на сцене заряжать других добротой и радостью «Люди любят меня, потому что я их всех тоже очень люблю», — говорил Фрунзик Мушегович.
Родной брат Фрунзика, Альберт Мкртчан, вспоминал гастроли по Америке. На одном из выступлений оказалось, что в зале практически нет русскоязычных зрителей. А Фрунзик не говорил по-английски. Пока искали переводчика, артист просто стоял на сцене и растерянно смотрел в зал. Но публика вдруг начала улыбаться. А потом раздались аплодисменты! «Все сразу чувствовали теплоту его сердца, понимали, что он выходит к ним с открытой душой», — вспоминал брат актёра.
Недаром в детстве родители дали мальчику ласковое прозвище Мгер, что в переводе с армянского значит «Солнце». Близкие и друзья вспоминали, что от актёра как будто исходил внутренний свет. Снимался Фрунзик преимущественно в комедиях — ему нравилось, когда, глядя на его героев, люди улыбались. И всё же комические образы Мкртчана были не только смешными, но и глубокими. Например, шофёр Рубик из знаменитой картины Георгия Данелии «Мимино». Объясняя напарнику своё намерение свернуть с маршрута и заехать к старому знакомому — на минутку, просто, чтобы поздороваться, Рубик говорит: «Когда ему будет приятно, я буду чувствовать, что мне тоже приятно». И сам Фрунзик был счастлив, когда видел в глазах окружающих радость. «Этот человек нёс огромное счастье — счастье общения, счастье быть зрителем», — говорил о Мкртчане его коллега Ролан Быков.
Однако не многие знали, что актёр несёт эти эмоции людям, превозмогая большую личную боль. Его жизнь по ту сторону экрана складывалась совсем не радужно. У супруги Мкртчана обнаружилась и стала быстро прогрессировать тяжёлая психическая болезнь. В конце концов женщина не смогла жить без постоянного присмотра врачей — Фрунзик Мушегович был вынужден поместить её в клинику. И в одиночку воспитывать детей. Словом, на долю Мкртчана выпало немало испытаний. Но они не ожесточили его большое сердце. Забывая о себе, он всегда был готов разделить чужую беду. Сценарист и режиссер Алла Сурикова вспоминала: «У армян есть фраза: возьму твою боль. Высшее проявление человечности. Таким и был Фрунзик».
Эти слова ярко иллюстрирует любопытный эпизод, который произошёл в 1979 году в Индии, во время работы над фильмом «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников». На улице Фрунзик увидел мальчика-рикшу. Крошечного, худенького. Актёр испытал настоящий шок, когда представил себе, как этот тщедушный ребёнок тянет телегу с людьми. Тем временем, мальчик подбежал к Фрунзику и предложил куда-нибудь отвезти. Но Мкртчан решительно отказался садиться в рикшу. Жестами он объяснил мальчику, что хочет... сам впрячься в повозку и везти его. Полдня Фрунзик катал счастливого ребёнка по городу. А потом ещё и заплатил за проезд — как если бы сам был пассажиром.
Своё отношение к ближним Мкртчан выразил однажды в очень лаконичной форме: «Людям надо помогать», — сказал он. Именно это Фрунзик Мушегович и делал — творчеством и всей жизнью.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Деяния святых апостолов
Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём», — такие слова произнёс как-то Иисус Христос. Сын Божий указал тем самым на трагическое обстоятельство. Народ, к которому Спаситель по человеческой природе принадлежал, Его не принял. Подобная участь коснулась многих учеников Христовых. Об одном из них, мученике Стефане, повествуется в отрывке из 6-й и 7-й глав книги Деяний святых апостолов. Данное чтение звучит сегодня во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 6.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Слова, которые мученик Стефан произносит перед смертью, напоминают речи ветхозаветных пророков. В особенности, Иеремии, Исайи, — тех, которые были казнены соплеменниками за обличительную проповедь. Современникам пророков крайне не нравилось, что кто-то указывал на их грехи, требовал искреннего покаяния. Вот и святой Стефан, человек праведной жизни, был схвачен и убит за то, что стремился следовать правде Божией.
Что же так возмутило слушателей Стефана? Прежде всего, то, что мученик посягнул, как им показалось, на святое — на авторитет ветхозаветного патриарха Авраама. Неужели Стефан действительно произнёс нечто оскорбительное? Вовсе, нет. Он лишь продемонстрировал слушателям, что прошлое и превратное представление о нём, не есть одно и то же.
Современники Стефана полагали, что уже по происхождению своему они занимают привилегированное место в мире, а за тщательное соблюдение заповедей им полагается гарантированная награда. Мученик же напомнил им, что величайший праведник Ветхого Завета, Авраам, ничего из обещанного ему лично не получил от Бога. Земля обетованная так и не стала собственностью Авраама. У него не родилось множество детей, а имелся только единственный сын — Исаак. Является ли это доказательством ущербности духовного наследия патриарха? Нисколько. Ведь он сам вовсе не нуждался в материальном, не требовал от Господа чуда, но смиренно стремился служить правде Божией.
По зависти и гордости люди казнили Христа. Ровно по той же причине они наложили руки и на Стефана, хотя, как подмечает библейский текст, лицо его было подобно ангельскому и в святости его не было сомнений. Впрочем, легко укорять других за их ошибки. Значительно сложнее взглянуть на самих себя. Сто лет назад наш народ поднял руку на святыню Божию, отправил в лагеря и на казнь множество православных христиан — священнослужителей и мирян. Семь десятилетий вера в нашей стране считалась мракобесием, признаком психического расстройства. Исторический урок, который мы сами себе устроили, поистине горек. Но забывать его нельзя, чтобы не случилось с нами нечто худшее.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит»
В 1927 году архиепископ Воронежский Пётр Зверев прибыл на Соловки отбывать десятилетний срок заключения. Ссыльный епископат избрал владыку Петра главой соловецкого православного духовенства. Владыка помогал заключённым, возглавлял тайные богослужения. Стремясь уничтожить влияние владыки на узников, власти отправили его на остров Анзер. В январе 1929 года владыка в письме посетовал духовным детям, что шестое Рождество встречает вне дома, не с близкими людьми. Здесь же он написал:
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит».
Все выпуски программы Слова Святых
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу»
Во второй половине 18 века иеромонах Косма Этолийский проходил духовную подготовку на Святой Горе Афон. Однажды на богослужении он услышал слова Христа о том, что христианин должен заботиться не только о своём спасении, но и о спасении братьев. Эта фраза прозвучала как призыв Божий к действию. Он получил благословение афонских старцев и отправился в Константинополь. Здесь познакомился с патриархом Серафимом Вторым и рассказал ему о своих миссионерских планах. Патриарх одобрил идеи монаха Космы, назначил его главным проповедником Восточной Церкви. Миссионерские путешествия монаха Космы Этолийского продолжались почти двадцать лет. Он побывал в Греции, Малой Азии, странах Балканского полуострова. Боль за непросвещённый народ, забота о ближнем сделали для него просветительское служение смыслом всей жизни. Проповедник Косма говорил:
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу».
Все выпуски программы Слова Святых