Фреска – от итальянского «свежий» - живопись по сырой штукатурке.
Точная дата появления этой техники стенных росписей неизвестна, однако во втором веке до нашей эры она уже была распространена. В христианскую эпоху фреска стала одним из излюбленных способов украшения внутренних и внешних стен храма. Своего расцвета это искусство достигло в Италии в эпоху Возрождения – достаточно вспомнить Сикстинскую капеллу, которую расписывали такие художники, как Боттичелли и Микеланджело. Уникальным образцом живописи по сырой штукатурке являются румынские расписные монастыри, внешние стены которых сплошь покрыты фресками. Ярким этапом развития фрески стало и древнерусское храмовое искусство. Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий подарили миру уникальные по своему стилю образцы настенных росписей.
Борис Зайцев. Отрывок из книги «Памяти Ивана и Веры Буниных»
Пустынное и поэтическое глухое место - леса, оливки, виноградники, ничего яркого и нарядного, но великое молчание и обаянье страны древней, высокоблагородной. Дом «наш» небольшой, вроде фермы. Ему двести лет, стены расписаны в столовой какими-то наивными фресками.
«Путь к священству». Протоиерей Виктор Горбач
Гостем программы «Светлый вечер» был настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор Горбач.
Мы говорили с нашим гостем о его приходе к вере и о пути к священническому служению.
Разговор начинается с истории прихода отца Виктора к вере: его крещения в детстве, жизни на «атеистическом» Сахалине поздне-советских лет, первых воспоминаний о Пасхе и появления на острове священников в конце 80-х — начале 90-х годов.
Гость вспоминает, как впервые зашёл в приспособленное под храм помещение рядом со школой, как стал петь на клиросе, впервые попал в алтарь и как участие во встрече Казанской иконы Божией Матери в 1995 году стало для него поворотным моментом. Отец Виктор рассказывает о том, что привело его к размышлению о выборе пути священства и об обстоятельствах, которые помогли ему принять решение о рукоположении.
В беседе затрагиваются трудности первых лет служения: отсутствие храмов, бытовые проблемы, недостаток священнослужителей, ответственность перед прихожанами и необходимость заслуживать доверие людей. Разговор — о служении на Сахалине, искушениях, помощи мирян и о памяти новомучеников, которая поддерживает верующего в испытаниях и вдохновляет на верность Церкви.
Ведущие: Кира Лаврентьева, Сергей Платонов
Все выпуски программы Светлый вечер
«Ольгинская детская деревня». Ольга Лукоянова
У нас в гостях была одна из основателей Ольгинской детской деревни в Санкт-Петербурге, многодетная мама Ольга Лукоянова.
Наша гостья рассказала, как появилась и что из себя представляет деревня, где многодетным семьям с приемными детьми дается в собственность коттедж, почему одно из главных условий для того, чтобы получить дом — чтобы семья была православной, а также почему важно объединять такие семьи.
Разговор шел о том, через какие трудности могут проходить многодетные семьи с приемными детьми, и каким образом благотворительному проекту детской деревни удается во многом их разрешать.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
2 декабря. О поучениях святого Порфирия Кавсокаливита

Сегодня 2 декабря. День памяти преподобного Порфирия Кавсокаливита, жившего в двадцатом веке.
О поучениях святого Порфирия — протоиерей Владимир Быстрый.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит оставил богатое наследие духовных наставлений, многие из которых были собраны и опубликованы его учеником, архимандритом Ефремом. И вот поучение из его произведений.
О любви к Богу преподобный Порфирий пишет: «Мы любим Господа, потому что Он любит нас. Его бесконечная любовь к нам заставляет наши души воспламеняться божественным огнём».
Действительно, в сердцевине христианского мировоззрения лежит не человеческое стремление, а божественное откровение. И преподобный указывает на эту тайну, говоря, что мы любим Господа не по собственному произволению, но потому, что Он прежде возлюбил нас. Наша любовь — это всегда ответ, отзвук в душе на бесконечную любовь, которая излилась на нас от Творца.
Она подобна тихому ручью, который начинает журчать, согретый лучами солнца, не создаёт своего тепла, но лишь отражает свет, дарованный ему свыше. Эта божественная любовь не есть нечто отвлечённое. Апостол Иоанн провозглашает её сущностью самого Бога, говоря: «Бог есть любовь». И эта любовь была явлена миру в действии столь великом, что навсегда изменила отношение между Творцом и творением. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема












