О том, что Издательский дом «Достоинство», весной 2016-го года, выпустил в свет уникальный фотоальбом «Революция и Гражданская война в России. 1917 – 1922 годы» – я узнал от историка и литератора Алексея Савельева, работающего ныне в журнале «Наше наследие». Я издавна привык к тому, что если Алексей Леонидович рекомендует мне познакомиться с какой-то книгой, – то это надо обязательно сделать. Так случилось и здесь.
«Вы сами сразу всё поймёте, – сказал мне Савельев, – альбом составлен и написан с тех позиций, которые нам с Вами дороги и близки».
Позиции эти, как я понял, взяв в руки тяжёлое, большеформатное издание, наполненное документами и фотографиями, – отчётливы и понятны. Взгляд на трагические события, потрясшие наше отечество, – представлен с тем историческим подходом к вещам, который мы именуем духовным.
Это взгляд верующего человека. Такого, кто рассматривает всё происходящее, думая о тайне Божьего промысла, о тайне Божьего попущения.
Благодарно кланяюсь всем, кто причастен к этой книге, – прежде всего, её составителям: научному редактору – Руслану Григорьевичу Гагкуеву, Василию Жановичу Цветкову и другим их многочисленным коллегам, а также сотрудникам русских и зарубежных архивов, подобравшим для книги документы и фотографии.
Люди моего поколения, те, кто родился на свет в глухие брежневские годы конца 1960-х – начала 1970-х годов, я уверен, и представить в свои школьные времена не могли, что когда-нибудь появятся исторические труды, где слово «Церковь» будет писаться не только со строчной, но и с прописной буквы; где погибший мученической смертью Император будет именоваться не просто «Николаем Вторым», но – Государем.
«При личном знакомстве с образом жизни Августейшей Семьи, под воздействием обаяния и силы духа Государя смягчались даже окаменевшие сердца их тюремщиков, – пишут здесь в главе «Убийство Царской семьи и членов Дома Романовых». – Некоторые из охранников-рабочих не забыли ещё, что они православные. К примеру, в Великую Субботу, когда по просьбе доктора Боткина к узникам впустили священника и дьякона, которые отслужили заутреню, помощник коменданта и солдаты караула присутствовали на Богослужении и вместе с Царской Семьёй славили Бога: “Христос Воскресе!..”» Конец цитаты. Оговорюсь, впрочем, что далее будет рассказано о смене и коменданта и охраны Ипатьевского дома в Екатеринбурге, о замене их совсем другими людьми…
Радиоэфир не даёт нам возможности увидеть страницы издания, о котором я говорю, а меж тем этот сборник – «Революция и Гражданская война в России. 1917 – 1922 годы» – надо не только читать, но и внимательно рассматривать, хотя, признаться, несколько раз я невольно зажмуривался. Очень страшны фотографические свидетельства человеческих помрачений, которые привели страну и людей к той катастрофе, которую ещё недавно именовали «Великой Октябрьской».
Наш слушатель вправе спросить: а где же сама «закладка»? Представьте, друзья, что ею и стала для меня сама эта книга – во всей своей целокупности, – начиная с названия, составленного оформителем обложки из осколков феерической картины Павла Филонова «Цветы мирового расцвета». Художник писал свою яркую, переливающуюся, и, на первый взгляд, абстрактную картину в предреволюционные годы, надеясь на скорое устремление человечества к вертикальной, занебесной, чуть ли не райской жизни, где мы окончательно соединимся с Образом Божиим.
А мы записываем нашу программу в преддверии юбилейной даты, на конце которой оказывается цифра «17».
…Мне хочется, чтобы после того, как отшумят «круглые столы», конференции и телевизионные ток-шоу, – в моей памяти не остыл этот документальный труд о последней, понадеемся, революции и гражданской войне в России. Выразительная, необходимая многим книга, заставляющая, повторюсь, думать и о Промысле и о Попущении Божием.
Псалом 96. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Избавиться от языческих представлений о Боге довольно непросто, а потому отголоски таких представлений мы можем найти и в Священном Писании. К примеру, в 96-м псалме, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Конечно, в только что прозвучавшем псалме нет того, с чем мы не могли бы согласиться, он абсолютно корректен со всех точек зрения, в том числе и с богословской. Однако вместе с этим мы услышали, что псалом говорит о Боге как о Том, перед Кем «идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его». Услышали мы про «облако и мрак окрест Его», а также про то, что «молнии Его освещают вселенную», земля же «видит и трепещет». Одним словом, картина весьма устрашающая, и христиане не могут воспринимать её буквально, ведь мы верим, что полнота Божества была явлена в Лице Господа нашего Иисуса Христа, а Он не был окружён ни огнём, ни облаками, ни мраком, и трепет ужаса Он тоже ни у кого не вызывал. Впрочем, про Него тоже было сказано в услышанном нами сегодня псалме: «Правда и суд — основание престола Его». И эти слова, конечно же, не нуждаются в каком-то особом способе понимания, их буквальный смысл совпадает с реальным положением дел.
Но вот что любопытно: нам зачастую хочется видеть Единого Истинного Бога подобным языческим фантазиям о божестве, то есть как некое грозное существо, окружённое устрашающими и в высшей степени убедительными спецэффектами. Если автор 96-го псалма царь Давид уподобил Бога устрашающему существу лишь для того, чтобы подчеркнуть истинное положение дел — псалмопевец не случайно сделал акцент на правде, или, иначе, на праведности, — то к нам возникает масса вопросов. Ведь если мы действительно мечтаем о грозном и убедительном в проявлениях своей силы Боге, то мы и вовсе не знаем Христа, или, что ещё хуже, мы отказываемся Его принять.
Здесь есть над чем поразмышлять, и, как ни странно, по пути размышления нас готов провести всё тот же 96-й псалом. В нём мы услышали, что любовь к Богу противоположна устремлению ко злу: «Любящие Господа, ненавидьте зло!» (Пс. 96:10). Почему так? Потому что любовь означает стремление к единству с объектом любви, и если мы любим Бога, то мы станем стремиться к единству с Ним, а таковое единство возможно только через уподобление Богу в Его главном свойстве — в любви. Любовь — и это очевидно любому человеку — никогда никого не пугает, она милует, исцеляет, поддерживает, она делает то, что делал Господь наш и Спаситель Иисус Христос в годы Своего земного служения, любовь — это то, что продолжает Он проявлять и сегодня, к тому же самому Господь призывает и нас, в том числе и голосом Своего далёкого предка царя, пророка и псалмопевца Давида.
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Колоссянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Кол., 260 зач., IV, 2-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Хотя у каждого из нас своя профессия, традиционный подход к жизни предполагает, что взрослый человек должен более-менее неплохо разбираться в бытовых вопросах. Но насколько это касается вопросов веры и христианской жизни? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из четвёртой главы послания апостола Павла к Коллосянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,
4 Дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
7 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,
8 Которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши,
9 С Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.
В нашей семье есть фраза, которую мы с моим отцом регулярно повторяем друг другу: каждый должен заниматься своим делом. Обычно она звучит в адрес того, кто, желая проявить бытовые навыки, переоценивает свои силы и тратит полдня на то, что профессионал мог бы сделать за пару десятков минут. С большинством простых задач, которые должен решать каждый взрослый мужчина, мы обычно справляемся, но порой всё оказывается сложнее. Тут-то мы и говорим один другому о важности специализаций и необходимости обращаться к знатокам своего дела. Примечательно, что нечто подобное можно услышать и в религиозной жизни. Ведь если мы спросим: каким религиозным навыком должен обладать любой верующий, окажется, что для большинства — это навык чтения молитв и посещение храма. Причём в последнем случае тоже имеется в виду навык молитвы, только не частной, а общей, совместной с хором. Порой даже навык поста воспринимается людьми как обязательный лишь для религиозных профессионалов. И уж тем более как профессиональный воспринимается навык ведения богословской дискуссии.
В сегодняшнем отрывке из послания к Коллосянам апостол Павел как будто бы говорит о том же самом, призывая братьев и сестёр быть постоянными в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Однако примечательно, что он просит молитв о себе самом и своём деле. Он проповедник и апостол, и может показаться, что сила его молитвы несравнимо выше, чем у обычных рядовых христиан из маленькой коллоской общины. Но Павел рассуждает совершенно не так. Все мы братья и сёстры в Господе и среди нас нет тех, чьей молитвой можно было бы пренебречь. Апостол обращается к ним из тюремного заключения и надеется, что Бог даст ему возможность благовествовать Тайну Христову так, как должно. При этом он совершенно не имеет в виду, что дело проповеди — это только его обязанность как апостола. Просто проповедь может быть разной, как общественной, так и личной. К этой последней он призывает всех верующих. Он говорит: «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». Этим «как отвечать» апостол подчёркивает, что для него важно не только содержание, но и форма общения, которую избирают ученики. Их слово должно быть с благодатью, то есть должно быть открытым, добрым, уместным и вызывающим расположение. Но при этом оно же не должно быть угождающим во всём, но должно быть приправлено солью, то есть быть интересным, осмысленным, вызывающим дальнейшие размышления. Ведь соль, как известно, придаёт вкус и спасает от разложения.
И это значит, что всякий христианин, а не только тот, кто занимается богословием, призван быть приятным и интересным собеседником. Не тем, кто бесконечно пересказывает сплетни и говорит о чужих недостатках, но тем, кто сохраняет души собеседников от духовной деградации, призывая их жить со смыслом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помочь приюту для взрослых людей с инвалидностью в Омске

Ксении 45 лет, но по уровню психического и умственного развития она как 5-летний ребёнок: всё свободное время рисует, играет в куклы и качается на качелях. Всю жизнь за ней ухаживала мама. А несколько лет назад её не стало, и у Ксюши был только один путь — в интернат. Но через добрых людей про неё узнал священник Антоний Хмелёв, руководитель приюта для особенных взрослых, расположенного в микрорайоне Крутая Горка в городе Омске. Так Ксюша оказалась в «Доме, который очень нужен».
Помимо неё в этом приюте живут ещё 13 взрослых людей с инвалидностью, например, Арсений. Из всех подопечных он — самый улыбчивый и общительный, душа компании. Сеня никогда не видел родителей, он вырос в детском доме. Там познакомился и подружился с отцом Антонием, и когда ему исполнилось 18, переехал в «Дом, который очень нужен».
Это место стало для Сени, Ксюши и других особенных людей — родным. Здесь они учатся жить самостоятельно — наводят порядок, готовят, трудятся в огороде, а в свободное время — читают, занимаются спортом, творчеством и путешествуют в сопровождении волонтёров. Некоторые из подопечных помогают в храме, где служит священник Антоний Хмелёв. А ещё приобщаются к добрым делам прихода.
В «Доме, который очень нужен» взрослые люди с ментальными и физическими нарушениями обретают возможность развиваться, общаться, радоваться, чувствовать себя полезными и нужными. Поддержите работу приюта, сделать это можно на сайте православной службы помощи «Милосердие — Крутая Горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







