У нас в гостях были учредитель фонда помощи семьям священников «Свете Тихий» диакон Даниил Булычев и член попечительского совета этого фонда, инвестор, благотворитель Илья Зибарев.
Наши гости рассказали о том, как пришла идея создания такого фонда, в какой поддержке зачастую нуждаются семьи священников, и какую помощь им оказывает фонд.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Василий Рулинский:
— Здравствуйте. Это программа «Делатели» на Радио ВЕРА. В студии Тутта Ларсен.
Тутта Ларсен:
— И пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Василий Рулинский:
— У нас в гостях два замечательных гостя, диакон Даниил Булычев, это директор и учредитель фонда «Свете тихий». Здравствуйте, отец Даниил.
Диакон Даниил Булычев:
— Здравствуйте, Василий.
Тутта Ларсен:
— Здравствуйте.
Диакон Даниил Булычев:
— Здравствуйте.
Василий Рулинский:
— И Илья Зибарев, член попечительского совета этого фонда, банкир, инвестор, благотворитель. Илья, добрый день.
Илья Зибарев:
— Здравствуйте, рад вас всех снова видеть.
Тутта Ларсен:
— Привет.
Василий Рулинский:
— Взаимно. Мы действительно с Ильей и с отцом Даниилом знакомы хорошо. И действительно, это очень важная тема, о которой мы сегодня будем говорить, тема поддержки духовенства. Может показаться, что духовенство само должно всех поддерживать, и это так. Но, наверное, поддержка нужна и духовенству. Какого рода эта поддержка?
Тутта Ларсен:
— И чем занимается фонд?
Василий Рулинский:
— Почему решили его создать?
Диакон Даниил Булычев:
— Я начинаю. История создания фонда тесно перекликается с моей собственной историей. В 2017 году я пришел к вере. Так получилось, что практически сразу я оказался в алтаре Успенского собора Трифонова монастыря. По мере общения с духовенством, преимущественно с сельским духовенством, я стал понимать, какие проблемы испытывают священники и их семьи. С самого начала своего служения в алтаре я стал думать, чем еще я могу быть полезен церкви. Все эти годы до 2021 я думал об этом. Полтора года назад мне пришла идея открыть такой фонд, который будет поддерживать семьи преимущественно сельского духовенства в решении их материальных и бытовых трудностей.
Тутта Ларсен:
— О каких трудностях мы говорим? Для непосвященных людей довольно сложно представить себе, чем живет духовенство.
Василий Рулинский:
— И вообще жизнь священника для обычного мирянина, кто приходит в храм, не очень понятна, как и зачем помогать священнику. Можете описать специфику.
Диакон Даниил Булычев:
— Да. Это ключевой вопрос, на который я отвечаю каждый день, общаясь и с благотворителями и с людьми, которым интересна тема церкви и тема благотворительности в целом. Чтобы понимать, зачем мы помогаем, важно осознать, кто такой священник, какова его роль в обществе, и какие особенности жизни семьи священника преследуют всю семью. Мы всегда начинаем разговор именно с этого. Во-первых, священник является священником по своему призванию, это не профессия, это призвание. И когда человек вступает на этот путь, он начинает жить по послушанию. По послушанию можно отправиться служить туда, где ты необходим Церкви. И, как правило, те отдаленные приходы, на которых служат наши батюшки, являются немногочисленными и в том числе экономическими проблемными. Но те люди, которые там живут, нуждаются в постоянном окормлении священника. Постоянно нужно беседовать с людьми, особенно с людьми, которые находятся в преклонном возрасте. Нужно работать с молодежью, которая еще не уехала. Нужно возрождать ту приходскую жизнь в этих селах, которая была практически уничтожена. Экономическое состояние таких приходов не позволяет порой священнику сводить концы с концами. Просто потому, что людей там не так много.
Василий Рулинский:
— Экономическое состояние — давайте тоже уточним. У нас как построено? В Греции, например, священник получает зарплату от государства. У нас в России ситуация несколько иначе, мягко скажем. У нас священник как живет, как ему прокормить свою семью? Можете это что-то сказать.
Илья Зибарев:
— Из чего формируется доход священника, вы хотите спросить?
Василий Рулинский:
— Да.
Диакон Даниил Булычев:
— Возвращаемся к Священному Писанию, как это было раньше, так это есть сейчас, священник живет и питается от алтаря. Священник и его семья живет на пожертвования.
Тутта Ларсен:
— Прихожан.
Диакон Даниил Булычев:
— На то, что приносят прихожане. Поэтому и сказано, «служащий алтарю питается от алтаря». Весь доход священников не только в селе, но и на городских приходах, складывается исключительно из пожертвований прихожан.
Василий Рулинский:
— Я так понимаю, необходимость создания фонда возникла, прежде всего потому, что в сельских приходах, может быть, в маленьких городах прихожане не могут обеспечить достаточное количество прокормить саму семью священника. Пожертвований настолько мало в храме, что ему невозможно никак...
Тутта Ларсен:
— А семья, как правило, многодетная, матушка не работает.
Диакон Даниил Булычев:
— Да, да. Все именно так. Довольно простая экономика. Доходов меньше, чем расходов, которые требует приход, или приходы. Так как один священник сельский, как правило, окормляет не один приход, а он окормляет все близлежащие приходы, которые находятся в его зоне ответственности, как правило, они друг от друга далеко находятся чисто территориально. Например, возьмем Приморский край. У нас сейчас появилась семья из Приморского края, там расстояние, закрепленное за одним священником благочинным может составлять по пятьсот-шестьсот километров.
Тутта Ларсен:
— Вот это да. То есть это еще и автомобиль и бензин.
Диакон Даниил Булычев:
— Ну конечно. И это существенный расход для прихода, а соответственно для семьи этого священника.
Василий Рулинский:
— А вы помните, с чего начиналась вся эта деятельность. Может быть, какая-то история, которая особенно как-то в сердце отозвалась.
Тутта Ларсен:
— Да, интересно. Вы сказали, что вы стали служить в алтаре, алтарником, наверное, вы были ребенком еще тогда, подростком.
Диакон Даниил Булычев:
— Нет, это был 2017 год, относительно недавно.
Тутта Ларсен:
— Ну, вы были молодым человеком, в любом случае.
Диакон Даниил Булычев:
— Да.
Тутта Ларсен:
— Достаточно беззаботным, которого вряд ли касаются материальные нужды. Как так случилось, что молодой человек проникся нуждами других людей, именно бытовыми? Как вы вообще поняли, что им нужна помощь и поддержка, что-то вас задело?
Диакон Даниил Булычев:
— Само проникновение мое к проблемам духовенства продиктовано моим приходом к вере. Естественно, если бы я не был верующим человеком, я бы не смог осознать те проблемы, которые есть в этой среде. Почему я стал заниматься решением этих проблем? Тоже по очень простой причине, как мне кажется. Я всю свою сознательную жизнь работал в продажах, в маркетинге, в развитии бизнеса, последние несколько лет я возглавлял отдел развития бизнеса в Российской it-компании. И как я сказал ранее, в 2017 году, как только пришел к вере, я стал думать, чем я еще могу быть полезен церкви, кроме того, как чистить кадила, выгонять алтарных пауков из алтаря, заниматься каким-то дополнительным служением более дипломатическим или более деловым, умственным. И вот Господь через пять лет показал эту возможность.
Василий Рулинский:
— Вы просто познакомились с какой-то семьей нуждающегося священника?
Диакон Даниил Булычев:
— Какая-то история, да. Не столько с семьей, сколько с семьями и священниками, которые приезжали к нам в Успенский собор. У нас кафедральный собор...
Василий Рулинский:
— А можно уточнить город?
Диакон Даниил Булычев:
— Это город Киров, Вятская епархия, которая входит в Вятскую митрополию, у нас три епархии в митрополии. Я начал свой путь в Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря. К нам на большие праздники регулярно приезжало и приезжает духовенство с разных уголков нашей митрополии. И вольно или невольно ты с кем-то начинаешь общаться, батюшки делятся своими проблемами, успехами, радостями и печалями. И когда ты это слышишь, то понимаешь, что, может быть, ты это можешь решить, не сам, так как у тебя просто нет этих средств, нет этих возможностей. Но ты понимаешь, что ты можешь найти тех, у кого это откликнется и кто сможет это решить по своей доброй воле. Почему называем «благотворитель»? Потому что он творит благо, он занимается благим делом. Осознавая свои возможности, таланты по поиску возможностей я постепенно увидел, что это можно реализовать в рамках фонда.
Тутта Ларсен:
— Илья, на каком этапе ты подключился? И почему ты взял на себя еще и этот проект, хотя ты и без того много чем занимаешься в благотворительном пространстве?
Илья Зибарев:
— Я подключился, благодаря нашей с Даниилом общей знакомой, которая зная о моих скромных талантах в акселерации благотворительных фондов, рассказала об интересном фонде, рассказала о проблеме. Проблема мне откликнулась, потому что в принципе я ее видел раньше, занимаясь восстановлением или спасением деревенских, сельских храмов, конечно, эту проблемы знаешь. Как правило, в этих храмах нет священников, там никто не служит, и деревня от этого точно лучше не становится. А там, где появляется священник и появляется храм...
Василий Рулинский:
— Жизнь сразу.
Илья Зибарев:
— Там жизнь возвращается, это как законы физики, это работает сто процентов. Поэтому мне тема откликнулась, мы встретились с Даниилом, провели мини-стратсессию, обсудили тему, друг другу подходы наши понравились. Так мы встречались неоднократно, и относительно недавно Даниил предложил мне стать попечителем, я с радостью согласился и сказал, что если когда я перестану приносить пользу, можно меня исключать. Но я надеюсь не перестать, потому тема важная. И как Даниил верно заметил, надо понимать, что и благотворители и попечители это не значит, что ты должен только постоянно давать деньги. Ты очень ценен и каждый из нас ценен своим опытом, своими связями, талантами, и это помогает, поддерживает фонды, развивает их. И даже то, что мы об этом говорим, это колоссальная важность. Тема актуальная и при этом про нее мало говорится. Наверное, людям из бизнеса кажется, что вообще эта система странно организована. Потому что как мы в бизнесе делаем? Мы хотим открыть новый офис, мы посылаем туда команду, оплачиваем квартиру, выдаем подъемные деньги, все организовываем. Потому что в начале, все знают, что это сложно.
Василий Рулинский:
— Одни издержки.
Илья Зибарев:
— Ну, одни издержки и это просто стресс достаточно большой. Человек сидел работал в понятном месте, а ему говорят: слушай, а теперь — туда, где ты нужен. Сейчас миссионерство 2:0, то, что я сегодня уже говорил, потому что действительно много людей неверующих в стране, а в деревнях, где и храма-то нет рабочего открытого...
Василий Рулинский:
— Советское воспитание.
Илья Зибарев:
— Советское воспитание и безнадега, которая до сих пор в стране осталась. Надо понимать, что в этом плане медленные изменения в стране. Это все бедные достаточно регионы, бедные деревни, часто вымирающие. Поэтому сначала надо приехать, людей заинтересовать, стать авторитетом перед этими людьми, показать им, что ты сам что-то делаешь, показать пример свой. И то, что у нас, с одной стороны, в церкви нет этих государственных зарплат, как в Греции, вроде кажется, это плохо. А, с другой стороны, я об этом думал иногда, это и подталкивает батюшек-священнослужителей к работе с населением, потому что им, хочешь — не хочешь, а надо идти, надо встречаться.
Тутта Ларсен:
— Выходить навстречу людям.
Илья Зибарев:
— Хочешь — не хочешь надо постепенно эти отношения выстраивать.
Тутта Ларсен:
— Это проект «Делатели» на Радио ВЕРА. С вами Тутта Ларсен.
Василий Рулинский:
— И пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский. У нас в гостях диакон Даниил Булычев, учредитель фонда «Свете тихий», и член попечительского совета фонда «Свете тихий» и благотворитель Илья Зибарев.
Тутта Ларсен:
— Ты сказал, что много в стране неверующих, но все же люди у нас в стране сострадательные, люди, особенно на эмоциях, охотно жертвуют и детям-сиротам, и старикам, и больным, и, может быть, даже бездомным. А как заставить, нет, не заставить...
Василий Рулинский:
— Пробудить желание.
Тутта Ларсен:
— Вдохновить людей жертвовать семьям священников. Есть определенные мифы вокруг нашей церкви и благосостояния священников, с одной стороны. А с другой стороны, да, о`кей, может быть, им не хватает на автомобиль или на бензин или на что-то , но в целом у них все нормально, семья, работа есть, дети здоровые. Убедить людей сделать это приоритетом в своей жизни жертвователя, в своем благотворительном бюджете, пакете, как?
Илья Зибарев:
— Я думаю, на этот вопрос Даниил лучше ответит. Я только скажу, что там все то же самое, не всегда все в порядке, и дети не всегда здоровы.
Тутта Ларсен:
— Я говорю о стереотипе, понятно, что реальность другая.
Илья Зибарев:
— Все зависит от людей, там разные семьи, разные дети, и иногда нищета достаточно вызывающая, особенно когда детей много, а деревня бедная, и дети ходят в школу Бог знает в чем, а дети все достаточно у нас резкие, это не сказывается положительно на имидже. Я думаю, Даниил лучше ответит на этот вопрос, чем я.
Диакон Даниил Булычев:
— Я об этом долго думал, как побудить не только верующих, но и неверующих людей поддерживать не только наш фонд, но и храмы, духовенство, церковные благотворительные проекты. Я летом прошлого года нашел ответ на этот вопрос. Ведь благотворительных фондов очень много. Есть очень понятные фонды, например, которые спасают тяжелобольных детей. Или фонды, которые спасают природу. Это очень понятная и общественно важная работа. Но зачем поддерживать священника совершенно непонятно.
Тутта Ларсен:
— Ну, да.
Диакон Даниил Булычев:
— Я нашел такой ответ, который каждый раз, каждый день я транслирую на тех людей, с которыми общаюсь. И он звучит так. Помогая священнику, вы помогаете многим людям, которые приходят к пастырю за утешением, молитвой, мудрым советом и отеческим наставлением. Ведь кто по долгу своего служения, не по своей профессии, не потому, что ему заплатят за это, а по долгу своего служения пойдет в хоспис к умирающему ребенку или к старику?
Тутта Ларсен:
— В тюрьму.
Диакон Даниил Булычев:
— В тюрьму. Кто пойдет в детский дом? Да, очень просто, кто утешит вашу дочь от несчастной любви? Священник это будет делать по долгу своего служения и максимально качественно даже с точки зрения каких-то общепринятых нравственных ценностей. И это будет так, можно не сомневаться, потому что священник это делает по долгу своего служения, высокого служения.
Василий Рулинский:
— А как подержать фонд? Я так понимаю, что сайт есть и можно как-то перечислить пожертвования на деятельность фонда.
Диакон Даниил Булычев:
— Да, у нас есть сайт, он очень просто пишется bfst.ru. На главной странице у нас сразу же расположена большая форма для пожертвования, и можно перевести удобную, комфортную для вас сумму, которая будет сто процентов направлена на поддержку семей. Все наши административные расходы финансируется председателем попечительского совета нашего фонда, поэтому каждая копейка, которая поступает от частных благотворителей, наших доноров направляется исключительно на поддержку семей.
Василий Рулинский:
— Сколько всего сейчас семей находится под вашим попечением?
Тутта Ларсен:
— Зонтиком.
Василий Рулинский:
— И откуда они? Расскажите про них.
Диакон Даниил Булычев:
— У нас очень разные семьи, очень интересные семьи, все труженики церковные. Есть молодые, есть уже пожилые, есть те, которые имеют очень серьезные проблемы, есть те, которые имеют меньшие проблемы. Сегодня у нас на попечении более 32-х семей, и в этих семьях воспитывается более 130-ти детей до 18-ти лет.
Тутта Ларсен:
— Фантастика.
Диакон Даниил Булычев:
— В среднем у нас в семье от трех до четырех детей, в среднем. Минимум это один ребенок, максимум — десять детей в семье у одного батюшки. Откуда? Во-первых, домашним и максимально охваченным регионом является Вятская митрополия, Кировская область.
Василий Рулинский:
— Потому что вы там служите, вы там знаете всех.
Диакон Даниил Булычев:
— Да, потому что я там служу, я там знаю особенности, и фонд там знают больше всего, потому что мы там работаем с самого начала. Это Вятская, Яранская, Уржумская епархии, входящие в Вятскую митрополию. Это Вологодская область, Вологодская епархия, Симбирская епархия, Йошкар-Олинская и Бирская. Это те епархии, с которыми у нас подписано официальное соглашение с епархиальными архиереями.
Василий Рулинский:
— Бирская это?..
Диакон Даниил Булычев:
— Это Башкортостан. Сразу хочу сделать оговорку, меня один архиерей научил. Мы называем себя церковным проектом. Чем отличается просто православный проект от церковного? Церковный проект работает с благословения священноначалия, а православный проект работает с инициативы верующих людей, объединенных какой-то идеей. Я с самого начала решил, что мы будем церковным проектом, взаимодействовать исключительно с благословения епархиальных архиереев и находиться в рабочем продуктивном контакте ос священноначалием.
Василий Рулинский:
— Я так понимаю, от одного до десяти, и у вас, получается, нет критериев, по которым семья священника может обратиться. Или все-таки какие-то критерии есть? Например, от такого-то количества дохода, или какие могут быть еще критерии?
Тутта Ларсен:
— Или приход такого размера?
Василий Рулинский:
— Да, например.
Диакон Даниил Булычев:
— Раньше мы поддерживали многодетные семьи и помогали практически всех, кто к нам приходил, главное, чтобы семья была многодетная, а многодетной мы признавали семью, которая имеет от трех несовершеннолетних детей, как и признано у нас в стране. Но с этого года мы начали пересматривать свои критерии, так как стали поступать запросы, в том числе и не от многодетных семей, но имеющих очень тяжелые экономические проблемы и на приходе и в семье. Проще говоря, жизнь этих семей, если можно так выразиться, нарушала человеческое достоинство. Просто нет средств на приобретении продуктов, базовых вещей для обеспечения жизнедеятельности семьи, особенно многодетной семьи. Поэтому нам пришлось с этого года пересматривать критерии, и некоторые семьи мы начали переводить на другие программы, более целевые, если так можно выразиться. Но основная задача фонда — поддержка семей священнослужителя, ежемесячная поддержка для освобождения его времени и сил с целью совершения своего основного высокого служения, чтобы он не отвлекался на что-то другое.
Тутта Ларсен:
— Кстати, про время и силы, это интересная ремарка. Я помню, моя родная сестра некоторое время жила в Австралии, и она была очень удивлена, когда они никак не могли батюшку поймать в храме, потому что батюшка все время был на работе. Там православный священник, я так понимаю, это не только в Австралии, это в принципе на Западе такая практика.
Диакон Даниил Булычев:
— Да, в зарубежье.
Тутта Ларсен:
— Для него служение священником это такой факультатив, это общественная нагрузка. Конечно, это все равно духовное окормление, но его основная жизнь занята какой-то работой. Он реально где-то зарабатывает деньги от «забора до заката» и в свободное время может прийти в храм, это не очень регламентировано регулярным расписанием. Они хотели покрестить детей, долго не моли этого батюшку поймать. Кто-то, слушая нас, может сказать: ну а что, они же могут еще как-нибудь деньги зарабатывать, столяром подрабатывать или блогером каким-нибудь, прости Господи.
Илья Зибарев:
— Палатки делать, как апостол Павел.
Тутта Ларсен:
— Палатки делать, да.
Диакон Даниил Булычев:
— Да, это так. Есть такая поговорка, надеюсь, никто не обидится, это реальность: «Каков поп, таков и приход». От того, как будет служить священник, зависит, в том числе, его благосостояние и его семьи. Здесь нужно сделать поправочку, если есть с кем работать. Если мы говорим про мегаполис или просто про крупный областной центр, там есть вся необходимая инфраструктура и количество верующих и неверующих, с кем можно работать. Соответственно, ты служить, совершаешь свое служение, и постепенно у тебя появляются духовные чада, у тебя начинает восстанавливаться храм. Но мы говорим про наше духовенство, которое есть у нас в фонде, в разных регионах совершенно, там этого нет. От того, что ты будешь совершать службы каждый день, у тебя существенно больше прихожан не станет, потому что их нет, или если они есть, то уровень их собственного благосостояния не сильно выше, чем у священника.
Тутта Ларсен:
— Иди и работай тогда еще где-нибудь.
Василий Рулинский:
— Здесь вопрос-то был немножко в другом, в том, что в субботу, воскресенье можешь совершать богослужение, а с понедельника по пятницу как в зарубежье можно какую-то работу найти. Про это речь.
Тутта Ларсен:
— Таксуй.
Диакон Даниил Булычев:
— Но у нас не один, не два, не три священника подрабатывают, кто-то таксует, кто-то работает на стройке, кто-то, я слышал, есть протодиакона с хорошим голосом, подрабатывают в театре или в опере. Так или иначе, я это по себе заметил, я ведь был по ту сторону и уже по другую сторону, любая внешняя отвлеченная деятельность, когда у человека есть желание служить, отвлекает о твоей основной деятельности. Получается расфокусировка полностью. Тебе нужно не только заниматься внешней деятельностью: совершать службы, общаться с прихожанами, вести воскресную школу. Но у любого священнослужителя есть внутренняя деятельность, которую никто не видит.
Тутта Ларсен:
— Молитва.
Диакон Даниил Булычев:
— Это молитва, это подготовка к службам, это молитва о себе и о своих духовных чадах, это чтение Евангелия, осознание этих текстов. Это работа, которую никто не видит, но ею тоже необходимо заниматься и заниматься немало, чтобы качественно исполнять свое внешнее служение.
Илья Зибарев:
— Я хотел ремарку сделать, может быть, немножко назад отойти. Вы тут спросили, как объяснить, что нужно помогать священникам. Я вспоминаю себя, когда мы с Даниилом познакомились, мне же не надо было объяснять.
Василий Рулинский:
— Потому что вы уже верующий человек.
Илья Зибарев:
— Да, но у нас верующих, с одной стороны, достаточно много. Только на Радио ВЕРА, я думаю, у нас слушателей больше трех миллионов, это большое количество людей, которым в принципе не нужно объяснять.
Тутта Ларсен:
— Население какого-нибудь европейского государства.
Илья Зибарев:
— То есть достаточно много. Мы говорим об однозначно небольших суммах на самом деле. Человеку верующему должно быть абсолютно понятно, что церковь зиждется на священнослужителях. Священнослужитель — человек, который призван окормлять общину, окормлять людей, призывать их к покаянию, в том числе, в нашей стране сложной. Очень много функций на этих людей возложено. Поэтому, конечно, если в этой сложной ситуации люди получают, мы же не манну небесную даем, все очень скромно.
Василий Рулинский:
— А сколько ежемесячная помощь?
Диакон Даниил Булычев:
— У всех семей по-разному. Сейчас мы помогаем на детей, в основном по три тысячи рублей в месяц на каждого ребенка до 18-ти лет.
Василий Рулинский:
— Три тысячи.
Диакон Даниил Булычев:
— По три тысячи рублей в месяц на каждого ребенка до 18-ти лет. Но у нас есть семьи, у которых один ребенок или два ребенка. Поэтому сейчас мы стараемся подобрать ту оптимальную ежемесячную сумму, которая позволит семье решить те проблемы, которые у нее есть. Например, съем жилья, если семья не имеет собственного жилья, или приобретение продуктов питания, или приобретение каких-то других необходимых для жизни вещей. Поэтому сейчас мы стараемся уходить от поддержки на детей, мы для этого будем вводить отдельную программу для многодетных семей. А по программе жалованья мы стараемся подобрать ту сумму, с помощью которой семья сможет решить эти драматические, наиболее сложные проблемы.
Илья Зибарев:
— Или инфраструктурные, условно говоря. Человек въезжает в дом, дом плохой, его нужно отремонтировать, может быть, помочь обустроить, такие базовые истории тоже фонд делает.
Василий Рулинский:
— А можете рассказать про истории, может быть, самые последние?
Тутта Ларсен:
— О реальных.
Василий Рулинский:
— Самые запомнившиеся, то, что прямо сейчас у вас в работе?
Диакон Даниил Булычев:
— Из последних историй, которые были буквально несколько недель назад, даже несколько дней назад. К нам пришел запрос от одного прихожанина небольшого городка в областном центре с просьбой помочь их настоятелю, который ездит из областного центра в село, расплатиться за корову.
Василий Рулинский:
— Неожиданно.
Тутта Ларсен:
— Она у него в кредит?
Диакон Даниил Булычев:
— Я так понимаю, она была приобретена в рассрочку от каких-то фермеров, от тех, кто выращивает этот скот. Я не знаю, жива эта корова или нет, может быть, это какие-то давние долги за корову, но последний запрос помочь расплатиться батюшке за корову. Потому что даже духовные чада, прихожане не имеют возможности поддержать своего батюшку.
Василий Рулинский:
— А корова это сколько? Просто я, поскольку городской житель, вы уж простите, не в курсе, сколько стоит корова.
Диакон Даниил Булычев:
— Честно я сам еще не знаю суммы запроса, мы находимся в процессе общения. Но тем не менее такой запрос есть, это последний. Был еще один запрос, батюшка попросил тридцать тысяч рублей, чтобы построить вагончик. Вопрос, что за вагончик? Семья батюшки живет в хибарке, можно сказать, собственноручно построенной. Семья многодетная, очень хорошая, которая заботится о своих детях, любит детей, но живет в таких непростых жизненных и бытовых условиях. Нужно построить вагончик. Для чего вагончик? Батюшка объяснил, в доме очень шумно всегда, детей много, а школьникам нужно учить уроки, и нужно рядом с домом, с основной хибаркой построить вагончик, куда они будут ходить учить уроки. Сумма запроса тридцать тысяч. Не такие большие деньги, но человек не может обеспечить этот запрос. Естественно мы обязательно включимся в эту помощь. Есть другие случаи, более драматические, тяжелые, жизненные семейные истории. К нам недавно присоединился батюшка из Армавирской епархии, это Краснодарский край, у него в период ковида скончалась супруга, и он остался один с четырьмя детьми. Наша ежемесячная помощь является не только финансовой поддержкой для этого батюшки, но и моральной. Он знает, на что ему выращивать своих оставшихся детей, которые остались без попечения матушки.
Василий Рулинский:
— Это программа «Делатели» на Радио ВЕРА. В студии Тутта Ларсен.
Тутта Ларсен:
— Василий Рулинский.
Василий Рулинский:
— У нас в гостях учредитель, директор фонда «Свете тихий», диакон Даниил Булычев и член попечительского совета фонда «Свете тихий», банкир, благотворитель Илья Зибарев. Поддержать работу фонда можно на сайте bfst.ru. Мы вернемся после короткой паузы.
Тутта Ларсен:
— Вы слушаете проект «Lелатели» на Радио ВЕРА. С вами Тутта Ларсен.
Василий Рулинский:
— И пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский. У нас в гостях президент фонда «Свете тихий» диакон Даниил Булычев и член попечительского совета фонда, благотворитель Илья Зибарев. Мы поговорили сейчас о том, что священнику бывает нужна поддержка после смерти его супруги. Бывают еще такие случаи, когда остается одна матушка, священник умирает, а в таких случаях вы тоже стараетесь помогать, или это пока еще не охваченное направление работой фонда?
Диакон Даниил Булычев:
— Да, в таких случаях обязательно нужно помогать, но наш фонд не планирует заниматься таким видом поддержки по одной простой причине — такой фонд Божьей милостью уже создан супругой покойного отца Даниила Сысоева, называется «Матушки и дети», и у них на попечении находится очень много матушек, которые остались без своих батюшек. Они работают очень давно, ежемесячно поддерживают все семьи, никого не оставляют без внимания, поэтому такой фонд есть, туда можно обращаться. Я уверен, они поддержат каждую матушку.
Тутта Ларсен:
— Илья, у меня к тебе вопрос личный. Почему ты, человек, который занимается профессионально благотворительностью много лет и с самыми разными и крутыми фондами работал, почему ты здесь, твое сердце было отдано фонду «Свете тихий», и ты не просто помог ему аккумулироваться, акселерироваться, вошел в попечительский совет?
Василий Рулинский:
— Ругательные слова пошли.
Тутта Ларсен:
— Что тебя здесь так вовлекло?
Илья Зибарев:
— Во всех историях, в которые люди вовлекаются и я лично, всегда две вещи являются ключевыми при принятии решения. Первое — это тема, она должна трогать, быть актуальной и важной. Тема здесь, как я сказал уже, для меня большая и системная. Это системная поддержка Церкви в стране через сельские храмы, через батюшек. Если батюшки будут...
Тутта Ларсен:
— В порядке.
Илья Зибарев:
— Обеспечены, в порядке, матушки в порядке, извините, матушки это очень важно, это поддержка батюшке каждый день. Если матушка бегает и понимает, что в нищете все — это не очень хорошо для всех. Через наличие батюшек в церквах в деревнях, в малых городах, их активной позиции я верю, что мы быстрее возродимся как страна и как народ. Это первое. А второе, это, конечно, личность учредителя, директора фонда, это всегда очень важно. И здесь две эти темы совпали практически идеально. Не знаю, сколько сегодня времени есть, но когда с Даниилом мы общаемся, даже могу книжку написать, это уникально, что за полтора года Даниил сделал с фондом. Он очень быстро поставил фонд на очень серьезные системные рельсы работы. И это один из примеров, насколько человек духовный здорово использовал бизнес-навыки эффективности в этом благом деле. Это прямо книжку можно написать. Поэтому меня это крайне радует, такому человеку всегда приятно помогать, потому что видишь, что он сам на это работает 24 часа, об этом думает, делает правильно, слушает и, если согласен, делает. А не просто да-да-да, а потом, как Бог пошлет, или почему мне не помогают, все виноваты, я делаю благое дело, а мне никто не помогает, здесь не так.
Тутта Ларсен:
— Какие, интересно, ваши компетенции до рукоположения сейчас пригодились?
Диакон Даниил Булычев:
— Да, Разрешите, я еще сделаю такое тоже дополнение к слову Ильи Владимировича. Большое спасибо за добрые слова. Хотел бы сказать еще то, что Господь всегда посылает вовлеченных, добрых и нужных людей, в одиночку это сделать невозможно. Во-первых, нашим якорным благотворителем стала инвестиционная компания Kama Flow, которая по моему первому письму — это группа верующих людей, которые являются собственниками этой компании — перечислили первые средства, буквально через два часа у них было два вопроса: есть ли благословение и какова цена вопроса? И через два часа у меня были средства на то, чтобы я открыл.
Василий Рулинский:
— Сколько?
Диакон Даниил Булычев:
— Сто тысяч рублей я попросил.
Василий Рулинский:
— Неплохо.
Диакон Даниил Булычев:
— И на мою личную карточку отправили по моему письму эти денежки. Благодаря Евгению, Кириллу, Эдуарду — собственники этой компании — мы смогли запуститься. Когда я спросил, почему вы это сделали, почему вы перечислили эти деньги, они сказали просто: мы же инвесторы, мы всегда рискуем. Они люди верующие, и этот проект у них откликнулся. Уже полтора года мы работаем, и у нас собрался вовлеченный попечительский совет на сегодняшний день. Я Илье Владимировичу рассказывал об этом тоже, всегда делюсь новостями и без тех людей, которые сейчас есть, нам невозможно было бы работать, и Господь их посылает. Поэтому всем коллегам по сектору благотворительности хочу пожелать не бояться, стучать и вам отворят.
Тутта Ларсен:
— Да, а письмо-то тоже надо уметь написать.
Василий Рулинский:
— Точно, да.
Илья Зибарев:
— Понятно, что Даниилу сложно говорить о себе, но если позволите, я кратко скажу о тех чертах, которые работают. Даниил не боится, открыто пишет разным людям, что такое хорошая продажа. Он понимает, что человек может... мы ему, может быть, интересны, может быть, не интересны, но Даниил не боится отказов, нет-нет, идем дальше. Такая правильная бизнес-стратегия, барьеров нет. И их в принципе глобальных-то в жизни нет, мы их себе придумываем, что ты не можешь написать директору крупной компании.
Василий Рулинский:
— Это комплексы просто, да, внутренние?
Илья Зибарев:
— Не то что комплексы, они структурированы в обществе, есть барьеры, есть определенная иерархия, они существуют. Но цель, которая стоит у Даниила, он же не для себя ищет все, у него очень серьезная благая цель. И в достижении этой цели, мне кажется, нет таких моментов неудобных или смешных. Откажут, бывает, но сколько зато и отзывается людей. Действительно, Господь посылает, ему не отказывают, хотят помогать, может быть, где-то не сразу, дальше двигаемся. Потом очень важный момент, сегодня Даниил об этом сказал, что мы работаем с благословения церковного начальства. И это не потому, что мы такие все богобоязненные и всю иерархию, просто это очень важно. Важно потому, что Церковь единый организм и у этих батюшек есть архиереи, они должны понимать, что происходит на местах, почему это так. Если нет благословения, мы не работаем. Когда ты работаешь с финансами и с духовенством, деньги это очень сложный момент, это в принципе искушение. Я даже знаю, недавно случай был, меня поразило, в одном сообществе деловом батюшка появился и говорят, мы будем окормлять сообщество, но за денежку. Я сказал, мне кажется, что не может быть духовного окормления за деньги, и просто вышел из этого сообщества.
Василий Рулинский:
— Я вас понимаю. Это какая-то странная история.
Илья Зибарев:
— Это странная история. Причем это был батюшка с хорошим московским приходом. Мне вообще кажется, что есть такая у Даниила прекрасная идея, сегодня, надеюсь, он об этом скажет, что было бы здорово, когда богатые московские приходы...
Тутта Ларсен:
— Только хотела сказать, как города-побратимы.
Илья Зибарев:
— Могут помогать вот таким...
Василий Рулинский:
— А может быть, такая практика где-то есть, только они не афишируются, я слышал, что такие есть примеры.
Диакон Даниил Булычев:
— Такая практика есть и у нас в фонде. Не знаю, насколько корректно называть этот московский приход, но это довольно известный московский пастырь, который любим многими прихожанами, у него очень сплоченный добрый приход. И когда я приехал в Москву, он находится в центре Москвы, когда я стал рассказывать батюшке о фонде, он до конца меня дослушал и потом спросил, а подскажите, я могу взять на попечение своего прихода одну семью, которой вы платите пятнадцать тысяч рублей в месяц? У меня пусть у самого дома много проблем бытовых, и пол проваливается и земля уже видна, но для меня в Москве пятнадцать тысяч рублей, по большому счету, мало проблем решат бытовых. И что произошло? Мне на следующий день, как я уже понял, написала одна женщина, которая, я так понимаю, возглавляет актив прихода, что ли, и они просто приходом скинулись и каждый месяц поддерживают одного батюшку из глубинки. Это реальный живой пример, когда московский приход поддерживает батюшку из глубинки. А относительно предыдущего вопроса, я с тринадцати лет занимаюсь холодными звонками, продажами, маркетингом.
Василий Рулинский:
— А что, нужда заставила, почему с тринадцати лет?
Диакон Даниил Булычев:
— Нет, мне просто хотелось компьютер новый приобрести, я тогда играл в Counter-Strike 1.6.
Тутта Ларсен:
— Ой.
Диакон Даниил Булычев:
— Можно ведь об этом говорить?
Василий Рулинский:
— Я думаю, все подростки, которые сейчас слушают Радио ВЕРА, сразу проникаются к вам доверием.
Тутта Ларсен:
— Мой сын тоже хочет новый компьютер, но с холодными звонками у него так и не заладилось.
Диакон Даниил Булычев:
— Сложнее?
Василий Рулинский:
— У него история, он в чем-то другом.
Диакон Даниил Булычев:
— У меня у родителей была возможность приобрести, но я не хотел просить. Я не хотел раздавать листовки на улице или заниматься строительным делом, на стройку идти в тринадцать лет. Я просто открыл компьютер, сначала стал писать, как разрабатывать в интернете, но мне сплошные нехорошие сайты стали попадаться. Я забрел таким образом на биржу фрилансеров. Нашел задание, нужно обзвонить предприятия, компании, людей. Я это сделал, и мне заплатили хорошую сумму денег.
Тутта Ларсен:
— Ничего себе.
Диакон Даниил Булычев:
— Потом когда стал прорабатывать этот вопрос, понял, что люди звонить боятся. Оказывается, есть тренинги по холодным звонкам и за них платят немаленькие деньги. Я стал думать, что бояться, это ведь обычное дело.
Василий Рулинский:
— Если хочешь поиграть в Counter-Strike, то ничего не страшно.
Тутта Ларсен:
— Ты звонишь, тебя же не видно.
Диакон Даниил Булычев:
— И что для этого нужно? Для этого нужен интернет, компьютер и телефон и перед тобой будет открываться весь мир, любая компания, любой человек. Я рассказывал этот случай, мне даже отвечал человек из списка Forbce, я нашел просто его почту, и он ответил.
Василий Рулинский:
— Я думаю, что у фонда хорошие перспективы.
Диакон Даниил Булычев:
— Поэтому не надо бояться, Господь помогает, это правда, дает силы, вдохновение.
Василий Рулинский:
— Counter-Strike был у вас в подростковом возрасте, но портом все-таки вы поняли, что есть более серьезные вопросы. Этот переход?
Тутта Ларсен:
— Путь от Counter-Strike к алтарничеству хочется понять.
Василий Рулинский:
— Как он произошел?
Диакон Даниил Булычев:
-До Counter-Strike я, будучи ребенком, всегда придумывал себе какие-то дела, очень ответственно, государственной важности, сам придумывал, сам их решал вымышлено. Просто теперь у меня появилось дело не вымышленное, а реальное, но, по сути, тоже его придумал. Так вот Господь помог. Наверное, не происходило серьезных жизненных потрясений, этого не было. Хотя, безусловно, к вере в основном приходят люди через скорби, через испытания, но бывает иначе. У меня, как я сказал, потрясений не было. Но мой брат в 2014 году пришел к вере.
Тутта Ларсен:
— Старший?
Диакон Даниил Булычев:
— Да. Он сейчас тоже диакон, отец Никита. Рассказывал нам о вере, о Боге, о церкви. Но мы все так, как что, считали его сектантом, и в один прекрасный день, ничего не предвещало, это был 2016 год или все-таки 17-й, точно не помню, я продолжаю проводить параллели, как это произошло, этот момент, пытаюсь его найти, вспомнить. Я просто понял, что Бог есть, у меня отпали совершенно все вопросы, и я стал жить в новой картине мира, в более лучшей, чем была до этого.
Тутта Ларсен:
— То есть какое событие этому поспособствовало, какой был день?
Василий Рулинский:
— Вчера было так, а сегодня уже так. Почему?
Диакон Даниил Булычев:
— Может быть, не сегодня, но какое-то время естественно я об этом думал. Не знаю, насколько корректно об этом говорить, я до своего осознанного прихода, еще в юности, пока в школе учился, увлекался язычеством. Но я сейчас понимаю, почему я это делал, я занимался исканиями.
Тутта Ларсен:
— Духовными поисками.
Василий Рулинский:
— Жажда была такая.
Диакон Даниил Булычев:
— Я прочитал книгу «Монах, который продал свой феррари», книга очень известная, получившая кучу бестселлеров.
Тутта Ларсен:
— Это буддистский был монах, который продал свой феррари?
Диакон Даниил Булычев:
— Да, это про буддизм. Я занимался этими исканиями, но в итоге понял, что истины нигде нет, кроме православия, кроме нашей Церкви.
Тутта Ларсен:
— А семья как к этому отнеслась?
Диакон Даниил Булычев:
— А семья пришла одновременно.
Тутта Ларсен:
— Брат проторил уже дорожку.
Диакон Даниил Булычев:
— Да, брат, потом родители, я самый последний. Когда брат приглашал священника домой, а он был иеромонахом этот священник, первая исповедь, первая причастие, я спросил: а что, этому мужику надо будет руку целовать? Он говорит: ну да. Я говорю: я не буду.
Тутта Ларсен:
— Да, это, кстати, наши языческие родноверские дела, мы тоже такие, как это типа руки целовать, мы же не рабы. Там про любовь-то ничего нет.
Диакон Даниил Булычев:
— Сейчас прошлый опыт помогает отвечать на те вопросы, которые мне задают даже люди из прошлой жизни.
Василий Рулинский:
— Ну да вы можете себя поставить на их место.
Диакон Даниил Булычев:
— Совершенно спокойно, да.
Тутта Ларсен:
— Это проект «Делатели» на Радио ВЕРА. С вами Тутта Ларсен.
Василий Рулинский:
— И пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский. У нас в гостях диакон Даниил Булычев, учредитель фонда «Свете тихий», и член попечительского совета фонда «Свете тихий», благотворитель Илья Зибарев. Иногда бывает ощущение, что когда ты занимаешь какой-то пост в обычном светском мире, имеешь какой-то опыт, например, в бизнес-среде, у тебя какие-то таланты, навыки, которые ты можешь использовать на благо церкви. некоторые могут решить, это тоже хорошее служение, не обязательно идти..
Тутта Ларсен:
— Рукополагаться.
Василий Рулинский:
— Рукополагаться, идти таким сложным путем, как вы сказали, по другую сторону. Вы как для себя поняли, что обязательно пойти на ту, другую сторону, стать священнослужителем необходимо?
Диакон Даниил Булычев:
— Спасибо за этот вопрос, он мне очень близок и очень важен для меня. Когда я оказался в алтаре, меня изначально потрясла, во-первых, внешняя сторона богослужения и жизнь в храме, и я сразу оказался в алтаре, и от богослужений я был, по-простому сказать, в восторге. Внутренне стал исповедовать свои желания перед Богом, я никому об этом не говорил, что я бы хотел принять священный сан, я бы хотел пойти по этому пути, я просто говорил об этом с Богом, делился. Но мне все это очень нравилось. Наш владыка, митрополит Марк, сказал хорошие слова. Когда я его поблагодарил за рукоположение, за то, что он меня заметил, владыка сказал такие слова: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал». Поэтому когда Господь призывает через волю священноначалия, через волю своего архиерея, у тебя просто нет других мыслей и сомнений, тебя призывает Сам Бог на это служение, и ты не думаешь о сложностях, ты не думаешь, какая твоя жизнь будет дальше. Когда тебя Господь избирает и поставляет тебя служить, то все остальные вопросы отпадаю. Я помню свои слова, точнее мне их напоминает мой брат, отец Никита. Когда мы с ним ходили на службу, будучи еще только-только пришедшими в алтарь, я всегда ему говорил, как он мне напоминает, я сам это уже не помню. Он говорит, ты всегда говорил, что о твоем времени, проведенном в храме в алтаре ты никогда не пожалеешь, на смертном одре не пожалеешь. Поэтому когда какие-то сложности есть, но перед бездной вечности все это теряет всякий смысл, все эти рассуждения, зачем, мы для этого здесь и живем, чтобы заниматься созиданием Церкви Христовой.
Василий Рулинский:
— То есть, получается, владыка Марк вас рукоположил?
Диакон Даниил Булычев:
— Да. Митрополит Марк меня заметил, избрал.
Василий Рулинский:
— Бывает, некоторые молодые люди говорят, на исповеди духовники, что надо готовиться.
Диакон Даниил Булычев:
— Нет, такого не было. Я никому об этом не говорил и сам об этом думал, но тайно об этом думал. Это еще одно свидетельство лично для меня, что Господь все слышит.
Василий Рулинский:
— Но вы производите впечатление человека, который светится радостью того служения, которое вам по душе, и в котором видно — я сейчас скажу громкие слова — избранничество Божие. Этот дух присутствует здесь, я в свидетели беру рядом со мной присутствующих.
Тутта Ларсен:
— Да.
Василий Рулинский:
— Это действительно очень важное направление не только церковного служения помощи священнослужителям, но и вообще дух любви и вечности, прозревания в вечность, как вы сейчас сказали, никогда не пожалеешь, что ты рукоположен.
Тутта Ларсен:
— А меня другое, кстати, трогает. Понятно, тема призвания и ответа человека на это призвание и дары Святого Духа, которые тебе даются и как награда и в то же время как научение какое-то, нагрузка духовная, общественная. Эта тема меня очень волнует и интересует. Но меня, отец Даниил, в вас приятно трогает какая-то актуальность ваша, сочетание стремления к вечности с вполне рациональным подходом к проблемам насущной жизни, к какому-то спокойному взаимодействию с вызовами материального мира, очень живой классный пример именно деятельного служения. Я надеюсь, у вас хватает времени за всеми этими хлопотами и на то, о чем вы говорили, на то незримое служение, которое не видно прихожанам, но которое очень важно для священника.
Диакон Даниил Булычев:
— Я стараюсь находить на это время. Мне очень нравится богослужение само по себе, мне нравится служить, служение пономаря очень отличается от служения, когда ты стоишь перед престолом. Это большая радость для меня, очень большая радость. Я мечтал, чтобы какие-то мои деловые качества сочетались со священнослужением. Я себя не мыслил просто приходским священником, который будет сидеть в храме, служить, исповедовать и все, я не думал. Конечно, меня сейчас, может быть, архиерей услышит, скажет: для смирения будешь приходским священником. Но я очень рад, что эти качества сочетаются, и на мой взгляд, очень стройно и гармонично. Конечно, времени очень много уходит на все. Но это же хорошо. Матушка у меня очень старается, потому что на семью уходит меньше всего времени, обычно вечером. Но мы сейчас говорим про то, что, поддерживая семью священника, вы поддерживаете еще и матушку, на которую ложится весь быт, дети.
Тутта Ларсен:
— Основная нагрузка.
Диакон Даниил Булычев:
— А у меня уже у самого трое детей маленьких. Конечно, здесь матушке нужно сил, терпения и понимания, зачем ты это делаешь.
Василий Рулинский:
— У вас сейчас на попечении 32 семьи священнослужителей.
Диакон Даниил Булычев:
— А вот даже 35.
Василий Рулинский:
— В любом случае, Россия большая страна, Церковь у нас не только в России присутствует, и у вас пока, я так понимаю, четыре епархии охвачено.
Диакон Даниил Булычев:
— Нет, у нас сегодня пятнадцать епархий, с семью епархиями мы подписали соглашения с епархиальными архиереями, в остальных восьми епархиях у нас просто благословение на нашу деятельность.
Василий Рулинский:
— Хорошо, в любом случае, это при наших масштабах, и количестве священнослужителей...
Диакон Даниил Булычев:
— Конечно.
Василий Рулинский:
— Мы понимаем, что много нуждающихся священнослужителей, особенно сельских и в небольших городах в сельской местности. Какие у вас планы по развитию этой деятельности? Понятно, что фонд насколько может охватить всю Церковь? Наверное, это какая-то не очень реалистичная история, наверное, нужно как-то иначе думать. Как вы перспективы для себя видите?
Диакон Даниил Булычев:
— Василий, спасибо за этот вопрос, он для меня на каждодневной повестке находится. Это стратегический вопрос развития нашего фонда. Во-первых, нам нужно продолжать помогать тем, кому мы уже помогаем. Каждый день работать для этого. Во-вторых, нам нужно находить те епархии или тех батюшек, которые находятся в максимально тяжелом экономическом положении. Помогать там, где эта помощь максимально актуальна. Не там, где она является дополнительной поддержкой для кого-то, а там, где наиболее кричащие ситуации, а они есть, и нам нужно их находить. Духовные чада, у которых батюшки тяжело живут, тоже могут обращаться в фонд и соединять нас с батюшками и с епархиальными архиереями. Мы всячески просим людей, которые находятся на местах и знают ситуацию, сообщать нам об этом.
Тутта Ларсен:
— Да, я зашла на сайт фонда, там очень все понятно и удобно, две кнопки рядом, одна кнопка помочь, а вторая кнопка попросить помощи.
Диакон Даниил Булычев:
— Да, заодно мы можем сейчас сказать еще раз, как звучит сайт, сайт bfst.ru. Можно там зайти и сделать пожертвование.
Тутта Ларсен:
— Можно подписаться на регулярное пожертвование.
Василий Рулинский:
— А это лучше всего. И если вы знаете семью священнослужителя нуждающегося, тоже можно ему порекомендовать обратиться, да?
Диакон Даниил Булычев:
— Обязательно. Мы не только просим средства, но и приглашаем тех, кто нуждается, чтобы им помогать. Батюшки все, я так скажу, очень скромные. Тем, кто живут в мифах околоцерковных, я всегда говорю, садимся вместе в машину и едем по нашим семьям. Нам достаточно будет проехаться по трем семьям, которые живут в селе, и все станет понятно, все мифы сразу у человека отпадут.
Василий Рулинский:
— Несколько образов? Отпадут, а если описать, что они увидят там?
Диакон Даниил Булычев:
— Они увидят многодетную семью священника, как правило, из четырех-пяти детей, они все очень дружные, радостные, сами ведут свое хозяйство, как правило, сами выращивают овощи, сами держат каких-то животных. У них есть приход, который находится в удручающем тяжелом состоянии, он не сверкает золотом, там порой нет куполов, валится штукатурка, но он по-простому прибран.
Тутта Ларсен:
— Ухожен.
Диакон Даниил Булычев:
— В нем совершаются богослужения, он ухожен, батюшка сам с ведрами ходит. Я тут ездил на один приход, и меня встретил батюшка с двумя ведрами. Говорит: здравствуйте.
Тутта Ларсен:
— Полными?
Диакон Даниил Булычев:
— Честно, не помню. Полными денег, после службы решил собрать пожертвования.
Василий Рулинский:
— Если что, это шутка.
Диакон Даниил Булычев:
— Конечно, шутка. И он мне показывал, как он построил на территории своего прихода корабль для детей из дерева, они там играют во время службы, потому что тяжело детям службы выстаивать. У них воскресная школа, какие-то фигурки сделаны во дворе храма. И вы увидите действительно верующую семью, которая каждый день своей жизни свидетельствует о Евангелии, о любви, о помощи ближним. У них у самих нет никакой возможности жить, существовать, но они отрывают от себя и помогают. Каждый приход является, по сути, социальным центром какого-то села. У нас появилась программа, называется «Семья семье» совместно с Николаем Бреевым, и мы поддерживаем семьи, проживающие в Мариуполе. Координационный центр оказания этой помощи находится при храмах. Это не только там так, где какая-то экстренная ситуация, каждый приход является неким центром, куда любой человек может прийти и получить помощь.
Василий Рулинский:
— Спасибо большое за вашу деятельность, за бескорыстное сердце. Если у вас есть желание поддержать работу фонда «Свете тихий», это можно сделать на сайте bfst.ru. Спасибо большое.
Тутта Ларсен:
— Проект «Делатели». Тутта Ларсен.
Василий Рулинский:
— И Василий Рулинский.
Тутта Ларсен:
— Всего доброго.
Василий Рулинский:
— До свиданья.
Илья Зибарев:
— До свиданья. Пошли делать.
Все последние выпуски программы Делатели
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов