Приехав на Афон… нет, даже еще не ступив на Афонскую землю, а только взойдя на борт парома, который поплывет в сторону Святой горы, вы увидите рядом с греческим флагом (белое-голубое полотно с полосами и крестом в углу) флаг с черным двуглавым орлом на желтом фоне. Это не что иное, как символ Византийской империи.
Вернее так – флаг с двуглавым орлом изначально принадлежал роду Палеологов. В конце 13 века Палеологи возглавили освободительную войну против крестоносцев, захвативших Константинополь, и в результате этой войны пришли к власти. Так и их родовое знамя стало знаменем правящего дома и просуществовало в качестве такового до падения Византии в середине 15 века.
Кстати, наш нынешний герб, тоже двуглавый орел, был позаимствован именно у греков. Великий князь Московский Иван Третий вступил в 15 веке в брак с Софией Палеолог, племянницей последнего императора Константинополя. После того как столица Византии пала, сначала Рюриковичи, а затем и Романовы стали благодаря упомянутому браку считать себя наследниками императоров Византии и переняли герб Палеологов.
Несмотря на падение Константинополя, греки постарались сохранить символ своей погибшей империи. И это им удалось сделать благодаря Константинопольскому Патриархату. Когда Византия пала и ее территории оказались во власти турок, султан Мехмед Второй назначил Константинопольского Патриарха миллетом, то есть ответственным за православное население Османской империи.
Данное поручение в Константинопольской Церкви было воспринято еще и в том смысле, что теперь Патриарх фактически должен взять на себя ответственность погибшего императора за греков, оказавшихся в турецком плену. Потому Константинопольскому Патриарху было дозволено Церковью иметь императорские регалии. Патриарх стал носить саккос – богато украшенную, парадную одежду императора, а еще митру с короной (особый головной убор). Кроме того, Патриарх во время богослужения и приемов начал стоять на круглом коврике с изображением орла - орлеце. Орлец также считался частью императорского антуража.
Как перешли к Патриарху элементы императорских регалий, так и флаг Палеологов стал ассоциироваться у людей с Константинопольской Церковью. А потому, после освобождения от турок в начале 20-го века, над монастырями и храмами Константинопольской Патриархи были повсеместно подняты желтые флаги с двуглавым орлом. Их теперь вы сможете увидеть и на Афоне, и на других территориях, которые в церковном плане подчиняются Константинопольскому Патриарху.
Кстати, многие греки у себя дома также имеют флаг Палеологов, который соседствует с флагом Эллады, потому что в греческом народе продолжает жить надежда, что когда-то Константинополь вновь будет православным городом, а в его главном храме, Святой Софии, вновь будет совершена Божественная Литургия.
Псалом 101. Богослужебные чтения

Чем вера в Бога отличается от неверия? И есть ли какие-то преимущества у верующего человека перед неверующим? Ответ на эти вопросы содержится в 101-м псалме, который читается сегодня за богослужением в православном храме. Давайте послушаем.
Псалом 101.
1 Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.
2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придёт к Тебе.
3 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твоё; в день, когда воззову к Тебе, скоро услышь меня;
4 ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;
5 сердце моё поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;
6 от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.
7 Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;
8 не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.
9 Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.
10 Я ем пепел, как хлеб, и питие моё растворяю слезами,
11 от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознёс меня и низверг меня.
12 Дни мои — как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.
13 Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.
14 Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, — ибо пришло время;
15 ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют.
16 И убоятся народы имени Господня, и все цари земные — славы Твоей.
17 Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей;
18 призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их.
19 Напишется о сём для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа,
20 ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю,
21 чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти,
22 дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его — в Иерусалиме,
23 когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.
24 Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.
25 Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов.
26 В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело Твоих рук;
27 они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;
28 но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся.
29 Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицом Твоим.
Только что прозвучавший псалом имеет необычный заголовок. Это «молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Го́сподом печаль свою». И содержание в целом соответствует этому названию. Автор ощущает свою беспомощность перед лицом времени. Как дым, исчезли дни юности и молодости. От былой силы в теле не осталось и следа. Его плоть истощилась. Кости стали хрупкие, сердце наполнено тревогой. Автора мучает бессонница. Ему мерещится призрак приближающейся смерти. Он ощущает, как жизнь постепенно покидает его. Он словно превращается в тень. Автор сравнивает себя с филином и пеликаном. Обе эти птицы считались нечистыми. И нередко в контексте Священного Писания они являются символом запустения. Это ощущение неизбежности надвигающегося конца усугубляется нападками со стороны людей. Враги строят ему козни. Всё, что автор может сделать в этой ситуации, — признать своё бессилие и оплакивать свою жизнь. О чём он прямо говорит словами: «Я ем пепел, как хлеб, и питьё моё растворяю слезами».
Согласитесь, картина безрадостная. Однако в псалме парадоксальным образом присутствует и другое настроение. Здесь плачь и сокрушение соседствуют с надеждой и даже радостью. Это напрямую связано с тем, что автор ожидает наступления того времени, когда придёт Мессия. Он воцарится на Сионе. Этим именем назывался один из холмов Иерусалима. Но в сознании евреев это не просто место на карте. Это ещё и символ средоточия духовных сил богоизбранного народа. Символ будущего царства мира и справедливости. И автор псалма, находясь в своей непростой ситуации, уже сейчас ощущает себя участником этого наступающего царства.
Таким резким контрастом псалмопевец обращает наше внимание на важную закономерность духовной жизни. Подлинная вера в Бога не гарантирует нам внешне спокойную и размеренную жизнь. Она не гарантирует улучшения материального благополучия, уважения со стороны окружающих людей, физического здоровья. Как и любой другой человек, человек верующий может тяжко заболеть, потерять родных и любимых, попасть под сокращение на работе, разориться. В конце концов, как и всякий другой человек, человек верующий телесно умирает. Однако подлинная жизнь по вере даёт нам совершенно особый взгляд на происходящее вокруг, при котором жизнь перестаёт быть плоской и одномерной, а трудности и проблемы перестают ощущаться глобальными и непреодолимыми. И для верующего человека в любой тоске и печали всегда найдётся довольно места для надежды и даже радости.
Псалом 101. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 101. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 101. На струнах Псалтири
1 Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.
2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе.
3 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, [когда] воззову [к Тебе], скоро услышь меня;
4 ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;
5 сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;
6 от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.
7 Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;
8 не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.
9 Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.
10 Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами,
11 от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня.
12 Дни мои - как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.
13 Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.
14 Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его,- ибо пришло время;
15 ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют.
16 И убоятся народы имени Господня, и все цари земные - славы Твоей.
17 Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей;
18 призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их.
19 Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа,
20 ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю,
21 чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти,
22 дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его - в Иерусалиме,
23 когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.
24 Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.
25 Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов.
26 В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса - дело Твоих рук;
27 они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;
28 но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся.
29 Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицем Твоим.
«Буду у бабушки!»

Фото: Juan Pablo Serrano / Pexels
В магазине было тесно, душно и неспокойно. Дима давно стоял в очереди к кассе и не думал сдаваться. Сегодня он покупал подарки для самых дорогих гостей. Вечером его друзья пообещали зайти не одни, а со своими семьями.
Когда подошла его очередь, выяснилось, что после подсчёта игрушек и шоколадных наборов, Диме не хватает пару сотен рублей. Сначала он растерялся, но, как только принял решение отказаться от красивой подарочной бумаги, худощавая старушка из очереди, вдруг произнесла негромко: «Молодой человек, я доплачу». Он обернулся. Пепельные волосы, ясный взгляд, мягкий голос. Незнакомка уверенно протянула необходимые купюры: «Не экономьте на радости, пожалуйста. Вы же явно готовитесь к важной встрече». Сказано это было с такой доброжелательностью, что даже не вызвало в Диме чувства неловкости. Да, встреча действительно была важной. Лучших друзей у Димы было двое. Толика он знал ещё с детского сада. С Сашей они познакомились чуть позже, и втроём делили сначала школьные, а потом и университетские годы.
Вечером Толик с женой привезли домашний торт, Саша с Таней — фрукты. Когда за окном окончательно стемнело, Дима рассказал друзьям о встрече в магазине со старушкой. «Знаете, — произнёс он задумчиво в конце, — там, в очереди, я будто снова стал шестилетним мальчишкой. Счастливым, беспечным ребёнком, у которого опять есть бабушка. И для неё важны все его заботы. А ещё я понял, как преступно было видеться с ней так редко в последние её годы».
Толик и Саша молча кивнули. Вернувшись домой, они принялись за поиск билетов: Толик на поезд, Саша на самолёт. Изменили планы на следующие выходные. Вместо них написали в своих ежедневниках большими буквами, будто под копирку, всего три слова — буду у бабушки!
Текст Виктории Каушанской читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе