Приехав на Афон… нет, даже еще не ступив на Афонскую землю, а только взойдя на борт парома, который поплывет в сторону Святой горы, вы увидите рядом с греческим флагом (белое-голубое полотно с полосами и крестом в углу) флаг с черным двуглавым орлом на желтом фоне. Это не что иное, как символ Византийской империи.
Вернее так – флаг с двуглавым орлом изначально принадлежал роду Палеологов. В конце 13 века Палеологи возглавили освободительную войну против крестоносцев, захвативших Константинополь, и в результате этой войны пришли к власти. Так и их родовое знамя стало знаменем правящего дома и просуществовало в качестве такового до падения Византии в середине 15 века.
Кстати, наш нынешний герб, тоже двуглавый орел, был позаимствован именно у греков. Великий князь Московский Иван Третий вступил в 15 веке в брак с Софией Палеолог, племянницей последнего императора Константинополя. После того как столица Византии пала, сначала Рюриковичи, а затем и Романовы стали благодаря упомянутому браку считать себя наследниками императоров Византии и переняли герб Палеологов.
Несмотря на падение Константинополя, греки постарались сохранить символ своей погибшей империи. И это им удалось сделать благодаря Константинопольскому Патриархату. Когда Византия пала и ее территории оказались во власти турок, султан Мехмед Второй назначил Константинопольского Патриарха миллетом, то есть ответственным за православное население Османской империи.
Данное поручение в Константинопольской Церкви было воспринято еще и в том смысле, что теперь Патриарх фактически должен взять на себя ответственность погибшего императора за греков, оказавшихся в турецком плену. Потому Константинопольскому Патриарху было дозволено Церковью иметь императорские регалии. Патриарх стал носить саккос – богато украшенную, парадную одежду императора, а еще митру с короной (особый головной убор). Кроме того, Патриарх во время богослужения и приемов начал стоять на круглом коврике с изображением орла - орлеце. Орлец также считался частью императорского антуража.
Как перешли к Патриарху элементы императорских регалий, так и флаг Палеологов стал ассоциироваться у людей с Константинопольской Церковью. А потому, после освобождения от турок в начале 20-го века, над монастырями и храмами Константинопольской Патриархи были повсеместно подняты желтые флаги с двуглавым орлом. Их теперь вы сможете увидеть и на Афоне, и на других территориях, которые в церковном плане подчиняются Константинопольскому Патриарху.
Кстати, многие греки у себя дома также имеют флаг Палеологов, который соседствует с флагом Эллады, потому что в греческом народе продолжает жить надежда, что когда-то Константинополь вновь будет православным городом, а в его главном храме, Святой Софии, вновь будет совершена Божественная Литургия.
27 июня. О детях Божьих

В 9-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя».
О детях Божьих — священник Алексий Дудин.
Живя в этом мире, мы часто видим примеры того, что успеха достигают те люди, которые имеют определённые ресурсы, которые имеют определённые связи.
Но когда мы имеем дело с Господом, то тут все люди становятся равны. Это непонятно для нас, но Господь предупреждает, что не по плотским заслугам, не по каким-то внешним дарованиям человек достигает духовного успеха.
А духовного успеха достигает только тот человек, который всем своим сердцем, всем своим естеством, всем своим произволением искренне, честно трудится Христу, отдавая Ему все силы, все своё произволение.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О чудесах Пророка Елисея

Сегодня 27 июня. День памяти Пророка Елисея, жившего в девятом веке до Рождества Христова.
О его чудесах — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророк Елисей творит множество чудес: чудесный переход Иордана буквально после вознесения пророка Илии, исцеление больных. Елисей воскрешает сына гостеприимной жены сонамитянки. Елей умножается в доме бедной вдовы, хлеб появляется также. Обо всём этом мы читаем в IV книге Царств.
И даже по смерти пророка Елисея совершается на его могиле воскрешение человека. Похоронная процессия встречается с враждебным войском, и покойника бросают в пещеру, где погребен Елисей, и покойный воскресает.
О чем это нам говорит? О том, что пророк Елисей всю жизнь борется с язычеством, как и его учитель, и чудеса, которые он творит, говорят о том, что, как и Илья, сам Елисей проповедует Бога истинного.
А чудеса воскрешения умерших говорят нам о том, что все мы воскреснем, о чём мы всегда молимся и о чём поём в Символе веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О жизни и творчестве Ирины Одоевцевой

Сегодня 27 июня. В этот день в 1895 году родилась поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева.
О её жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Знала она и голод, и нищету, ведь многие представители русской эмиграции бедствовали, оказавшись далеко от России. Время не пощадило имение её отца в Биаррице, где она жила с мужем. В Париже после Второй мировой войны её квартира была разграблена. Завершала свою жизнь она в старческом доме.
Однако приняла судьбоносное решение вернуться в 1987 году на родину, уже столь не похожую на императорскую Россию, некогда её породившую. Замечательно, что в те перестроечные годы Ирина Одоевцева стала знакомой миллионам людей, её показывали по телевидению. Переизданные ею мемуары разошлись тиражом более двухсот тысяч экземпляров.
Любители литературы не упустят возможностипознакомиться с её мемуарами. Ирина Одоевцева — прекрасный стилист, слово её ясно и прекрасно, а личные воспоминания о знаменитых деятелях русской культуры настолько выпуклые и образные, что доносят до нас аромат той исчезнувшей, но оставившей по себе память эпохи Серебряного века.
Все выпуски программы Актуальная тема