Картина «В Крымских горах» — это последняя работа Фёдора Васильева. Молодой художник уже понимал, что жизнь его подходит к концу: тяжёлая болезнь с каждым днём отнимала всё больше сил. Что же мастер хотел сказать нам этим крымским пейзажем?

— Маргарита Константиновна, помните, мы как-то беседовали с вами о художнике Фёдоре Васильеве?
— Конечно, помню, Ваня. Мы обсуждали с тобой здесь же, в Третьяковской галерее, картину «Мокрый луг».
— Вы тогда рассказали, что художник написал этот пейзаж по памяти, находясь на лечении в Крыму.
— Верно. В 1871 году Федор Васильев переселился по настоянию врачей из Санкт-Петербурга на черноморское побережье, а сердцем как будто остался на родине. Он писал другу, художнику Ивану Крамскому: «Если бы вы знали, как трудно мне жить в Ялте!» И в творчестве вновь и вновь возвращался к неброской красоте севера.
— Но почему? Ведь Крым прекрасен! Неужели у Васильева нет ни одной картины с южными видами?
— Конечно, есть! В основном они созданы по заказам. Художник много работал, чтобы прокормить семью — маму и младшего брата. Но одна картина, написанная с натуры в окрестностях Ялты, особенная. Называется она «В Крымских горах».
— Интересно было бы её увидеть!
— Это нетрудно. Работа выставлена здесь, в Третьяковской галерее. Пойдем, покажу. Вот, оцени!
— Как неожиданно! Я думал, что сейчас увижу море, цветущие долины, залитые солнцем! А тут вдруг скалистые склоны, пыльная дорога в горах, по ней движется повозка, в которую запряжены волы. Однообразные коричневые тона.
— Это однообразие кажущееся. Если присмотреться внимательно, землистый фон нижней части картины «В Крымских горах» состоит из множества цветов. Здесь и зелёный, и сиреневый, и золотистый, и голубой. А уж верхняя половина полотна и вовсе поражает разнообразием красок.
— И правда, какое выразительное небо на картине! Похоже на перламутр. Странно, что я сразу этого не заметил.
— Это как раз закономерно, Ваня. Картина «В Крымских горах» выстроена так, что внимание человека, впервые оказавшегося перед ней, сначала поневоле приковано к нижней, земной части.
— Как это?
— А вот, посмотри. Полотно вытянуто по вертикали. Нужно поднять голову вверх, чтобы увидеть небо. Но этому как будто препятствует глубокая тень в середине картины. Она проходит по диагонали и возвращается по нижнему краю. Обрамляет, подчеркивает сцену, которая разворачивается на горной дороге: белые тучные волы тянут тяжёлую арбу. Зритель, послушный приёму художника, останавливает взгляд на повозке.
— И не замечает удивительную игру солнца в облаках!
— Но только какое-то время. Видишь четыре сосны в центре изображения? Тонкие высокие стволы берут своё начало в густой тени и устремляются к свету. Они похожи на стрелы, которые указывают, что самое важное на картине.
— Небо?
— Конечно. Причем, не просто как атмосферное явление, а как образ Горнего мира, который ожидает человека по исходе из земного бытия. Эта тема волновала молодого художника, ведь жить ему оставалось недолго.
— И он это понимал?
— Да, Фёдор Васильев ясно осознавал, что стоит на пороге смерти. Он стремительно угасал и умер осенью 1873-го, через полгода после завершения картины «В Крымских горах». Этот шедевр, ставший достоянием Третьяковской галереи, часто называют духовным завещанием художника.
— И что же он завещал?
— Федор Васильев словно говорит в своём произведении: «Когда земная ноша тяжела, и чёрная тень нависла над тобой, найди в себе силы обратить взор ввысь, к небу, к Богу. И для усталой души откроются новые горизонты».
Псалом 39. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;
3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;
4 и вложил в уста мои новую песнь - хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.
5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.
6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас - кто уподобится Тебе! - хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число.
7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши*; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.
8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:
9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.
10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.
11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.
12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,
13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.
14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.
15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!
16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: "хорошо! хорошо!"
17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: "велик Господь!" 18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты - помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.
8 сентября. Об отличительных признаках апостолов

В 12-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Признаки апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами».
Об отличительных признаках апостолов — епископ Черняховский и Славский Николай.
Апостол — это тот, кто послан на проповедь. Апостол должен быть таким, чтобы люди ему поверили. И признак апостольства, о котором говорит апостол Павел, — соответствие проповеди и жизни апостола. Если он проповедует любовь, но не имеет любви, или если он проповедует силу Божию, но слаб в молитве, если он проповедует терпение и смирение, а сам горд и нетерпелив, то он лжец. Ему не поверят.
Неудивительно, что и сейчас отношение к священнику, как к проповеднику, зависит от его дел, от его жизни. Но не только священники и епископы несут апостольское служение в нашей Церкви.
Наша Церковь — апостольская, так говорится в Символе веры. Это означает, что она основана апостолами, но это же означает, что каждый христианин призван к апостольству.
Некоторые не умеют хорошо сказать, но каждый может проповедовать своей жизнью. Любовь к ближнему, твердая вера, смирение, терпение — это признаки современного апостольства, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 сентября. О почитании Владимирской иконы Божьей Матери

Сегодня 8 сентября. Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в 1395 году.
О почитании Владимирской иконы Божьей Матери — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Владимирская икона Пресвятой Богородицы является одной из самых почитаемых святынь нашего Отечества. С ней неразрывно связана судьба Русской Православной Церкви и нашего народа.
К ней обращались благочестивые предки в самые тяжёлые дни испытаний, и когда на Москву надвигался хан Тамерлан и хан Золотой Орды Ахмат, а также хан Мехмед Гирей. Не забыли верующие люди этот образ и в годы Великой Отечественной войны, когда к Москве подступали фашистские захватчики. К Царице Небесной наш народ обращался всегда на всём протяжении христианской истории на Руси.
Владимирский образ Божией Матери, написанный, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, обращает наш взор к самому началу новозаветной истории, делая молящихся духовно сопричастными Богородице, Которой Господь верил в лице Иоанна Богослова всех христиан.
Наш народ на деле убедился в силе заступничества Девы Марии, поэтому святой Её Владимирский образ как символ присутствия и покровительства Божьей Матери Русской земле будет вдохновлять наш народ жить по вере, в благочестии и силе Духа.
Все выпуски программы Актуальная тема