
Летом тысяча девятисотого года в приёмной обер-прокурора Синода Константина Победоносцева появился очень скромный человек, больше похожий на крестьянина. Это был купец второй гильдии, почётный житель города Яранска Вятской губернии, Фёдор Яковлевич Рощин. Он в пояс поклонился обер-прокурору: «Прошу, ваше превосходительство, разрешить мне построить женский монастырь вот здесь...» Вынул из кармана географическую карту, положил её на стол и ткнул пальцем в село Куженер Уржумского уезда Вятской губернии. Так, с помощью купца Фёдора Рощина, на свет появился Куженерский Свято-Никольский женский монастырь.
Фёдор Рощин с самого детства привык к скромности и простоте: родился в семье бедного крестьянина, рано осиротел. Чтобы заработать на хлеб, устроился к известному книгоиздателю Ивану Сытину книгоношей. Благодаря своей сметливости и предприимчивости, Рощин смог скопить небольшое состояние, а потом и разбогатеть. Сам неграмотный, Фёдор Яковлевич хорошо понимал необходимость для народа дешёвой, понятной и доступной книги. Именно такие книжки Рощин продавал в своих многочисленных магазинах и лавках. Также купец всегда ратовал за доступное каждому образование: на свои средства выстроил и обеспечил всем необходимым школу в селе Зарайском. Для земского училища в местечке Знаменка недалеко от Яранска приобрёл большой участок для устройства сада, оказывал материальную помощь учащимся и финансировал ремонт здания училища.
Фёдор Яковлевич не способен был оставаться в стороне от невзгод бедных людей — по первой просьбе выделял им денег на покупку коровы или помогал построить избу. На строительство Яранского Дома трудолюбия с сапожно-башмачной мастерской, в котором бедняки могли сами заработать себе на пропитание, Рощин выделил полторы тысячи рублей и закупил необходимое оборудование.
Рощин широко использовал свои средства на благотворительность в пользу города: на устройство в Яранске водопровода Фёдор Яковлевич затратил десять тысяч рублей, за что земляки были ему очень благодарны. Рощин состоял почётным попечителем Мариинского детского приюта, пожертвовал на различные нужды сирот более четырёх тысяч рублей.
Главным делом своей жизни Рощин считал создание Свято-Никольского женского монастыря в селе Куженер. Поскольку население окружающих деревень было практически нищим, община в начале двадцатого века жила исключительно на пожертвования щедрого купца. Фёдор Яковлевич помогал настоятельнице Куженерской обители во всём — и делом, и вкладом, и советом.
Главный собор обители во имя святителя Николая Чудотворца был тесным и нуждался в благоустройстве. Рощин пригласил из Вятки (ныне это город Киров) архитектора Чарушина, составившего проект нового просторного пятиглавого храма во имя Преображения Господня. Пятнадцатого августа тысяча девятьсот четвёртого года он был заложен. Через два года выстроили новый и комфортабельный дом для священника, каменную трапезную и несколько деревянных корпусов для монахинь, странноприимный дом. В это время одна из дочерей Рощина, Анна Фёдоровна, поступила в число сестёр Свято-Никольского монастыря.
Фёдор Яковлевич полагал, что монастырь должен стать центром просвещения местного марийского населения (или черемисов, как тогда назывался этот народ). Некоторые молитвы и литургические песнопения звучали в храме на родном для марийцев языке. В тысяча восемьсот девяносто восьмом году при обители была открыта церковно-приходская школа, в которую приняли сорок две ученицы — русских и марийских девочек. К тысяча девятьсот второму году с помощью Рощина было выстроено светлое, просторное и удобное двухэтажное здание для школы. Двадцать девочек жили в школе на полном содержании.
Фёдор Яковлевич Рощин заботился о Куженерской обители до самых своих последних дней. Он скончался в тысяча девятьсот шестнадцатом году и был погребён в монастыре, у стен Преображенского храма. На его отпевании собралось огромное количество народа — все, кто любил и уважал милосердного и щедрого купца.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема