Долгое время Рига была немецким городом. И русским людям, жившим в нём, приходилось несладко – их сильно ограничивали в правах. А уж о нищих из числа русских рижан вообще никто не заботился. Властям не было до них дела. Ситуацию в корне изменил петербургский купец Садовников.
Однажды в его столичном доме появился старый знакомый из Риги – Мокей Желтов. Он был хозяином меняльной лавки, в которой часто собирались русские рижане. Эта лавка даже стала чем-то вроде русского клуба. Люди обсуждали семейные дела, делились городскими новостями, рассказывали нередко и грустные истории о разорении состоятельных русских купцов, для которых в Риге не находилось приюта. В городе имелись немецкие богоугодные заведения, но попасть туда православным русским было почти невозможно. И Желтов, выслушав множество таких историй, решил найти человека, который сможет профинансировать строительство русской богадельни. Так Мокей Михайлович оказался в Петербурге, у уроженца Риги купца Фирса Садовникова.
Идея показалась Фирсу Мироновичу актуальной. Он любил Ригу – в ней прошло его детство, там были похоронены его родители. И составляя в 1850-ом году завещание, Садовников оставил городу на возведение русской богадельни сто тысяч рублей серебром. Русские рижане написали щедрому дарителю письмо, в котором после многих благодарственных слов и обещаний построить на завещанные средства богадельню, просили добавить денег на русскую школу и церковь. Садовников откликнулся и на эту просьбу, составив новое завещание. По нему он дарил Риге 125 тысяч рублей с тем, чтобы они были вложены под проценты, а когда сумма станет в два раза больше, просил вложить её в строительство богадельни для русских людей православного вероисповедания со школой и церковью.
Фирс Миронович скончался в 1856-ом году. Спустя десять лет, когда сумма завещанная им и положенная в банк под проценты, удвоилась, в Риге создали комитет, который занялся устройством богадельни. Проект заказали известному архитектору Фельско. Он возводил здание два года и оно – трёхэтажное, красивое, с нарядными карнизами и наличниками – стало настоящим украшением города.
На первом этаже располагалась бесплатная школа – отдельные классы для мальчиков и девочек. На втором находились жилые комнаты обитателей богадельни, две столовые залы и церковь. Третий этаж отдали призреваемым из обнищавших купцов. Домовая церковь – каменная, тёплая, по просьбе Садовникова была освящена во имя святого мученика Фирса. Благотворитель отписал ей пять икон в серебряных окладах и киоты красного дерева. В богадельне сначала нашли приют тринадцать человек, но число постояльцев постоянно увеличивалось: в начале 20-ого века здесь проживало уже восемьдесят бездомных.
Над входом в здание висела доска с текстом, нанесённым золотыми буквами: «Садовникова богадельня. Трудами и усердием Санкт-Петербургского 1-й гильдии купца почётного гражданина Фирса Миронова Садовникова». А много лет спустя, в 1885-ом году бывшая Малая Мельничная улица, на которой стоял дом, давший приют стольким людям, стала называться улицей Садовникова.
18 ноября. О любви

В 3-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам».
О любви — протоиерей Константин Харитонов.
Любовь требует труда, любовь должна так или иначе возрастать, совершенствоваться. Для этого нужен труд, молитвы, для этого нужно определённое укрепление себя в любви. Поэтому мы должны укрепляться, преисполняться этой любви, призывать на помощь святых апостолов, призывать на помощь святых угодников Божиих, призывать на помощь своих братьев и сестёр и стараться делать дела любви, чтобы любовь в нас всё более и более укреплялась.
Даже, можно так сказать, не обращая внимания на своё внутреннее настроение, потому что часто оно нас подводит в отношении того, чтобы правильно любить своих близких. И когда человек наполнится этой любовью, он должен её и далее передавать своим детям, своим близким, потому что любовь, она не может быть зациклена сама на себе, она всегда жертвует собой ближнему человеку.
А всё остальное, мы уже знаем, как называется, — это эгоизм, который погубляет человека. Поэтому совершенствоваться нужно в любви и раздавать её, эту любовь, друг другу.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 ноября. О грехе детоубийства
Сегодня 18 ноября. В этот день в 1920 году Постановлением с лицемерным названием «Об охране здоровья женщины» в Советском Союзе были легализованы аборты.
О грехе детоубийства — протоиерей Андрей Ефанов.
Печальный пример Спарты, казалось бы, должен был научить нас беречь своё потомство. Но нет, 105 лет назад мы приняли роковое решение и на государственном уровне легализовали детоубийства, стыдливо закамуфлировав эти преступления против жизни детей и против своего народа иностранным словом «аборт».
С тех пор при поддержке государства, при самых скромных подсчётах, было убито во чреве матери больше 200 миллионов младенцев. Это больше, чем всё население нашей страны.
Возникает закономерный вопрос: доколе? До каких пор мы будем истреблять свой собственный народ? Когда прекратится это бесчеловечное уничтожение неповинных детей?
Неужели мы хотим переполнить чашу Божиего долготерпения и испить чашу Божиего гнева?
Все выпуски программы Актуальная тема
18 ноября. О значении Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов

Сегодня 18 ноября. День памяти Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов.
О значении Собора — протоиерей Игорь Филяновский.
200 лет Русская Православная Церковь была лишена канонического самоуправления. Всё это время она подвергалась самым разным ограничениям со стороны светской власти. С началом XX столетия всей церковной общественностью остро ощущалась необходимость восстановления канонического строя церковной жизни, основанного на соборных началах.
К тому времени уже не одно десятилетие писали о важности проведения Поместного Собора. Накопилось множество вопросов церковной жизни, которые требовали соборного обсуждения и разрешения. И одним из самых важных из них был вопрос восстановления патриаршества.
Отличительной чертой Собора, который открылся в 1917 году в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, было то, что помимо иерархии и духовенства, в его составе было значительное число делегатов от широкого круга мирян, представителей церковной интеллигенции.
Конечно, главным деянием Собора стало избрание Святейшего Патриарха Тихона предстоятелем Русской Православной Церкви, на долю которого выпало вести корабль Церкви в самые трагические времена преследований и гонений на веру и Церковь.
Но кроме этого исторического события, Собор оставил огромное наследие: более 50 принятых церковных документов, канонов для будущих десятилетий, множество выработанных проектов, сотни поднятых тем и обсуждений животрепещущих вопросов церковной жизни.
Многие из отцов Поместного Собора приняли мученическую смерть за Христа в начавшуюся тогда эпоху гонений, другие стали исповедниками веры в созданном большевиками безбожном государстве. Память об этих верных свидетелях веры Христовой благодарно хранится всей нашей Церковью.
Все выпуски программы Актуальная тема







