Филистимляне - кто это?
Летом 2011 года во время раскопок на месте древнего города Геф недалеко от современной Газы израильские археологи обнаружили руины храма, а в нем - необычайно хорошо сохранившийся жертвенник, сооруженный примерно в девятом веке до Рождества Христова. Жертвенник представлял собой каменный прямоугольник метровой высоты с выступами-рогами по углам. Из Библии мы знаем, что такие рога, установленные на четырех углах, были важной деталью жертвенника древних израильтян. Но гефская находка имела не четыре, а два рога. Перед учеными встал вопрос: чем объясняется такая необычная конструкция? Рассказывает израильский археолог Луиза Хичкок:
В книге «Исход» содержится очень подробное описание того, каким должен быть жертвенник. Устами Моисея Господь говорит: «И сделай жертвенник из дерева шиттим, пять локтей длиною и пять локтей шириною; четырёхугольным должен быть жертвенник… И сделай роги его на четырех углах его…»
По-видимому, рогообразные выступы являлись символом силы. Во время богослужения их кропили кровью жертвенных животных. Согласно древнему обычаю, преступник мог укрыться от преследователей в храме и избежать наказания, если успевал прикоснуться к священным рогам жертвенника. Это действие выражало его желание всецело предаться милосердию Бога.
Чем же объяснить тот факт, что жертвенник в древнем Гефе не соответствует библейскому описанию? Археологи убеждены, что это не случайность. Похожий двурогий жертвенник существует и на острове Крит. По мнению историков, эти рога символизируют главное критское божество – быка Минотавра, которому местные племена приносили в том числе и человеческие жертвы.
В книге пророка Иеремии говорится, что племена филистимлян пришли в Святую Землю с острова Кафтор. Скорее всего так в древности назывался Крит. На этом основании ученые предположили, что гефский храм был построен не древними евреями, а их соседями-язычниками, принесшими на иудейскую землю свою веру и свои обычаи.
Происхождение племени филистимлян остается загадкой. На сегодняшний день большинство исследователей считает, что они были частью великого переселения в тринадцатом веке до нашей эры. Люди шли в Египет, но армия фараона их остановила. Тогда они захватили Газу, стали возделывать поля, строить города. Филистимляне одними из первых овладели техникой добычи железной руды и начали производить оружие из железа.
Слово «плиштим» в переводе с древнееврейского означает «те, кто вторглись». Именно так евреи называли своих воинственных соседей. Территория, заселенная филистимлянами, называлась Филистия. Возможно, отсюда происходит и одно из названий Святой Земли – Палестина.
Филистимляне часто упоминаются в Библии как бич Божий еврейского народа. Они вторглись в пределы Земли Обетованной, захватили главную святыню – Ковчег Завета. С ними боролся ветхозаветный герой Самсон.
Силач Самсон попал в плен к филистимлянам в результате предательства. Он был ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу. Однажды филистимляне устроили праздник в храме, посвященном их богу Дагону, и велели Самсону забавлять их. Богатырь обрушил колонны, державшие своды храма. С грохотом рухнула крыша, похоронив под собой и Самсона, и тех, кто глумился над ним. Собственной смертью герой Самсон погубил больше врагов, чем за всю свою жизнь.
Эту библейскую историю иллюстрируют находки археологов. Если храм, обнаруженный на территории древнего Гефа, принадлежал филистимлянам, можно предположить, что и храм, который разрушил Самсон, был устроен так же. По археологическим раскопкам мы можем не только проследить историю ныне исчезнувшего народа филистимлян, но и убедиться в подлинности библейских событий.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.