Фиговый листок – это выражение приобрело в нашей речи сразу несколько значений. Прикрывать что-то фиговым листком, значит безуспешно пытаться скрыть недостатки. А еще фиговым листком называют бессмысленный документ, который ничего не решает.
Откуда же вошло в нашу речь это выражение?
Фиговый листок это лист фигового дерева, иначе смоковницы, плоды которой мы сегодня называем инжиром. Почему же листом с этого дерева прикрывают недостатки или что-то постыдное?
Европейские скульпторы вплоть до конца 18 века, изображая обнаженное человеческое тело, прикрывали интимные места изображением листа фигового дерева. Этого требовала общественная мораль того времени. Но это обстоятельство только послужило для широкого распространения обсуждаемого нами выражения. А происходит оно из Библии и связано с грехопадением первых людей Адама и Евы. Они по наущению искусителя съели запретный плод с дерева познания добра и зла. Вот что говорится об этом в книге Бытия: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясание».
Листьями смоквы или фигового дерева прикрыли первые люди свою наготу. После этого они стали укрываться и от Бога, потому что испытывали стыд и страх перед Ним.
До того, как первые люди нарушили Божью заповедь, они были открыты друг перед другом и перед Творцом, находились в постоянном общении и любви. Грех же разрушил эту связь. Открытость стала ощущаться, как нагота, то есть как беззащитность. Отсюда возникло стремление закрыться, защититься, спрятаться.
Но, увы, фиговый листок не мог спасти их из сложившегося положения.
13 июня. О приоритетах в жизни человека

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду».
О приоритетах в жизни человека — епископ Черняховский и Славский Николай.
Мы живём в век всеобщего вульгарного экономикоцентризма и материализма. Многие считают, что экономика и материальные блага — это самое главное. Если спросить, что значит хорошо жить, мало кто вспомнит о чистой совести, о возможности заниматься любимым делом, о любви и взаимопонимании в семье. Но почти каждый скажет о деньгах, о высокой зарплате, о дорогих машинах, о красивой дорогой одежде. То есть только об исключительно материальных вещах.
Человек перестаёт быть человеком, он становится неким потребителем, организмом, нацеленным на потребление. Не это ли духовная гибель?
И вот Христос предостерегает, предлагая отдать рубашку и даже верхнюю одежду не другу, который нуждается, а противнику, который хочет с тобой судиться. Христос как бы нам говорит: да отдай ты эту рубашку и верхнюю одежду ещё в придачу. Это не самое главное в жизни. Не зацикливайся на материальном, не в материальном счастье и спасение.
Но как достичь такого безразличия к материальному? Сложно, но в то же время просто: направить ум и сердце к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июня. О мировоззрении и трудах Льва Лопатина

Сегодня 13 июня. В этот день в 1855 году родился русский философ Лев Лопатин.
О его мировоззрении и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Замечательный русский религиозный мыслитель — Лев Михайлович Лопатин. Скончался он в 1920 году, уже при коммунистическом режиме. Но самобытность Лопатина как мыслителя определяется его персонализмом. То есть в центре философско-религиозных идей Льва Михайловича стоит понятие личности и бессмертного человеческого духа.
Сегодня очень важно отрешаться от уродливых и безумных представлений о человеческой личности, будто бы поставленной в цепь предыдущих низших форм существования: о человеке, который недалеко ушёл от обезьяны, каким-то удивительным образом обретя свободу воли и разум.
Труды Льва Лопатина, между прочим, пользующиеся всемирным признанием, и издаваемый им журнал по общим вопросам психологии и философии были до революции одним из самых серьёзных изданий, включавших в себя труды философов, современных Лопатину.
И, поминая добрым словом этого русского философа, давайте и мы, дорогие слушатели, отведём человеку подобающее место как венцу творения. Не будем ставить его в один ряд с животными, но признаем царственность его происхождения, как живого образа Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 82 зач., II, 14-29.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какой важный навык необходимо в себе развивать, чтобы не выносить скорый суд о людях, которые нас окружают, и о тех поступках, которые они совершают? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Иудеи, которым адресован только что позвучавший отрывок, превозносились над язычниками своим происхождением от Авраама, а также презирали их за то, что они не исполняют предписания закона Моисеева. В ответ на это апостол Павел формулирует величайший принцип, который является одним из столпов христианской этики. Не следует судить людей по себе. У каждого свои обстоятельства. Каждого из нас Бог будет судить с учётом его уникальной ситуации. Он будет обращать свой взор не только на наши внешние поступки и соответствие социальным и ритуальным нормам, Он будет испытывать нашу совесть. А в этом смысле, по словам апостола Павла, некоторые язычники более праведны перед Творцом, нежели некоторые внешне религиозные иудеи. Поэтому слова апостола Павла вполне можно понимать, как призыв не быть скорыми на суд. Хотя бы научиться брать паузу. И эти рекомендации, безусловно, адресованы и всем нам, крещёным людям.
Представьте себе ситуацию, что вы возглавляете какую-либо общину, и люди привели к вам воришку-рецидивиста, которого поймали с поличным. Есть свидетели, есть записи видеокамер, есть чёткие инструкции, как действовать в этом случае. А потому, учитывая все эти переменные, скорее всего, мы вынесем приговор автоматически, не задумываясь. Другая ситуация. Вы — не последняя инстанция. Над вами стоит большой начальник. Главный судья. И преступник, которого к вам привели, — это его сын. И свидетельства его преступления все какие-то размытые. 50 на 50. Согласитесь, всё это очень усложнит дело. И вы десять раз подумаете и посоветуетесь с коллегами, как поступить в этой ситуации. Возможно, даже откажетесь от этого дела. Скажете: пусть папочка сам со своим сыном разбирается. И часто это будет очень мудрый шаг.
Точно так и в повседневном отношении с людьми. Замечательный навык, когда хочется кого-то осудить, кому-то «перемыть косточки», посплетничать или позлословить о ком-то, уметь остановиться и напомнить себе, что я — не последняя инстанция. У меня есть Небесный Начальник, который лучше меня знает ситуацию человека. Ему открыты самые глубокие мотивы его поведения. У Него на руках вся карта его болезни. А я сейчас просто пытаюсь занять Его место. И если я сужу, то моя проблема в том, что я не ощущаю присутствия этого Начальника в моей жизни.
Основной инструмент борьбы с осуждением — развивать в себе ощущение этого присутствия. Бог должен стать тем фоном, на котором протекают мои будни. В Священном Писании, когда говорится о праведных, святых людях, нередко используется выражение «он ходил перед Богом». То есть жил так, будто каждый момент ощущал на себе незримый взгляд Творца. Конечно, если Господь для меня посторонний, то лучше этого взгляда не чувствовать. Однако если я стараюсь свою жизнь подчинить Его воле, стремлюсь во всех своих делах исполнять Его заповеди, то Его взор для меня — это взор любящего отца. Он не судит меня, не карает, не обличает жёстко, Он согревает меня своим теплом. И я таю от этого взгляда, моё сердце становится мягким и милосердным, и я не выношу скорый суд о тех людях, которые меня окружают.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов