
У нас в студии главный редактор портала Милосердие.ру Юлия Данилова.
Накануне открытия фестиваля «Звезда Рождества» мы говорили об основных мероприятиях фестиваля, а также о том, как благотворительность и помощь ближним может дарить радость и наполнять мир светом.
Ведущая: Алла Митрофанова
Алла Митрофанова
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, дорогие друзья, здравствуйте. Напоминаю, на этой неделе мы говорим о приближающемся празднике Рождества Христова и задумываемся о том, как можно было бы подготовить самих себя к встрече со Христом.
Сегодня ещё и канун Дня памяти святителя Николая. Думаю, что многие сейчас возвращаются с вечерней службы домой, а может быть, кто-то и в силу работы не попадает и будет завтра на службе, кто-то может быть и вообще не попадёт, но вместе с тем — святитель Николай имеет такое свойство, что он со всеми, вне зависимости от того, каковы наши возможности.
И, конечно, это святой, отличающийся каким-то особым милосердием. Вот как будто бы это был его дар от Бога. И, наверное, глубоко символично, что именно в день памяти свидетеля Николая в Москве открывается фестиваль, который называется «Звезда Рождества».
Фестиваль, который очень много радости подарит гостям, да, я думаю, что и самим участникам, очень много добра, тепла и любви. Того, чего, как мне кажется, в текущем моменте нам сегодня как-то особенно не хватает. И делается этот фестиваль руками совершенно конкретных людей, простых смертных, таких же, как и мы с вами, но, мне кажется, не без участия святителя Николая. Я, Алла Митрофанова, представляю вам нашу сегодняшнюю гостью, Юлию Данилову — главного редактора портала о делах милосердия Милосердие.ру и автора площадки «Звезда Рождества», организатора этого фестиваля. Юлечка, здравствуй.
Юлия Данилова
— Здравствуйте, друзья. Рада очень со всеми встретиться.
Алла Митрофанова
— Взаимно, взаимно. Расскажи, пожалуйста, ведь фестиваль «Звезда Рождества» проходит уже не первый год.
Юлия Данилова
— Второй раз.
Алла Митрофанова
— Второй раз. В прошлом году вы, конечно, прогремели, заявили о себе, это было здорово. И удивительным образом я узнала о фестивале, когда он уже был где-то глубоко в середине.
Юлия Данилова
— Почти закончился.
Алла Митрофанова
— И хочу, чтобы в этом году как можно больше людей узнали о нём заранее, ну или по меньшей мере в самом начале. Поэтому вот тебе слово, расскажи о своих целях, как ты их для себя сформулировала и почему запустила этот фестиваль.
Юлия Данилова
— Фестиваль благотворительный, сразу хочу сказать, то есть весь наполнен благотворительностью. Он соединяет искусство, красоту и добро, то есть благотворительность. В этом, собственно, и был замысел. Но у меня такая была идея, что в декабрьские такие тёмные деньки нужно, чтобы было какое-то длящееся, доброе, яркое, красивое место, что ли, в которое можно прийти, и там, знаешь, такие огонечки, шарики-фонарики, так хорошо играет красивая музыка, и мы все можем заняться благотворительностью. Я думала сперва про благотворительную ярмарку большую, потому что когда еще покупать подарки? Когда нужнее всего подарки, когда это хочется сделать от души? Перед Рождеством, перед Новым Годом,
Вот, а потом как-то это одно за одном покатилось, и это превратилось в фестиваль. Ну, например, потому что служба помощи «Милосердия» есть такой добрый друг, давний, как Владимир Иванович Федосеев — руководитель Большого симфонического оркестра имени Чайковского, главный дирижер и художественный руководитель.
Есть музыканты, которые готовы благотворительно, то есть без вознаграждения, играть свою прекрасную музыку виртуозную для того, чтобы собрать средства для благотворительных проектов, или для того, чтобы порадовать тех, кто не очень может сам заплатить, например, беженцев или подопечных благотворительных проектов.
Ну вот. И мы начали это делать, и как-то оно вот так вот покатилось-покатилось, разрослось, и мы увидели, что эта идея именно под Рождество, и вокруг Рождества, и на Святках — очень отзывается в сердцах, и люди с удовольствием, с радостью, хотят в этом участвовать. Мы стали находить партнёров, к нам присоединился наш генеральный партнер «Сцена-23» театральный проект, которому мы очень благодарны, и мы увидели, что эта идея объединяет людей.
Ну вот. В прошлом году мы сразу решили, что открываться он должен 19 декабря, то есть в день святителя Николая, потому что, ну, прям вот сам Бог велел, и когда же ещё не начинать такую историю? И в прошлом году он был, значит, с 19 декабря по 16 января, он был такой очень разнообразный, пёстрый, наполненный. Даже мультфильм был сделан специально у «Фома Кино» — «Рождественская звезда» на стихи Бориса Пастернака. Чудесный, который можно сказать, прогремел и даже был номинирован, и стал финалистом Тефи в этом году. А в этом году фестиваль тоже начнётся 19 декабря, а закончится даже уже позже, 22 января. Опять 22 января будет большой и заключительный концерт в зале «Зарядье» Большого симфонического оркестра наших друзей.
А откроется он 19 декабря, в день святителя Николая, в соборной палате Москвы. Тоже место для нас такое очень знаковое, символическое, потому что там и память новомучеников, там такой прекрасный благородный зал, где чудесно звучит музыка, и которая тоже вдохновляет.
Начнём мы концертом оркестра Леонида Лундстрема. Может быть, многие слушатели знают музыканта Петра Лундстрема, который очень помогает тоже Донбассу. И у нас этот концерт пройдёт в помощь Московского штаба помощи беженцам. То есть такой темы, которая сейчас очень-очень-очень важная. И мы тоже всячески её поддерживаем.
Алла Митрофанова
— Вот, расскажи, пожалуйста, о людях, для которых, в первую очередь, вы будете собирать средства на фестивале «Звезда Рождества». Ты беженцев упомянула. Насколько понимаю, сейчас это ещё и наши соотечественники из Курской области.
Юлия Данилова
— Конечно, есть из Курской области беженцы в Москве и есть большая необходимость помощи там, на месте. И есть многие люди, которые являются беженцами из Донбасса, такими давними, и хотя прошло уже два года, но помощь им по-прежнему очень нужна, потому что есть большая проблем: беженцы мало что могут получить от государства, которое упирается, я сейчас прозаично скажу, в институт постоянной прописки. Ну вот нужна постоянная регистрация. Например, для того, чтобы бесплатно получать лекарства. Так парадоксально устроено, что нынешняя цифровая система предоставления льгот устроена так, что если у тебя нет постоянной регистрации, то система не даёт эти льготы по лекарствам, и поэтому приходится по-прежнему собирать деньги на лекарства для тяжелобольных, для стариков, которые являются беженцами.
А сейчас в этот острый момент ещё больше такая необходимость, и мы как раз хотим акцентировать на том, что помощь беженцам нужна довольно-таки длительное время. Как это не печально. И актуальность тут не спадает.
Концерт-открытие будет в пользу беженцев и пострадавших мирных жителей. Большой-большой концерт в Зарядье 22 января будет в пользу подопечных православной службы помощи «Милосердие». Эта служба помощи, наверное, тоже уже знакома нашим слушателям.
Она действует в Москве, у неё больше 20 проектов, и это очень разные люди, от бездомных до детей с тяжелыми заболеваниями. Тоже помощь нужна постоянно, нужно вовлекать людей в эту помощь. Тут дело даже не столько в деньгах, сколько в вовлечении людей, которые могут получить возможность сделать это доброе дело. Они могут прийти насладиться красотой, прекрасной музыкой и одновременно понимать, что их вклад в виде билетов, например, это вклад в это доброе дело. У нас ещё, кстати, будет на фестивале много бесплатных мероприятий. Будет бесплатный показ рождественской анимации, мультфильмов, где мы как раз специально соберём подопечных наших в большом количестве.
Потому что нужна радость, нужны какие-то светлые, такие очень простые моменты, какие-то красивые в жизни. И они нужны всем, и всем нам, и всем тем, кто оказался в бедственной ситуации. У нас, например, сейчас одним из наших партнёров является новый проект Третьяковской галереи «Добрый музей», такая их инклюзивная площадка, где есть доступ на колясках, где они собираются проводить всякие мероприятия для, ну вот, например, людей-колясочников, детей с заболеваниями. И мы там будем показывать вертепное представление. Это представление народного такого фольклорного театра, которое говорит о событиях Рождества на языке народного кукольного театра. И это будет и серьезно, и весело, потому что есть первая часть о евангельских событиях, ну вот про царя Ирода, там даже страшно бывает иногда. А есть потом всегда в вертепном представлении вторая, оказывается, веселая часть, где можно и попеть, и там ножками потопать, и ручками похлопать, и это очень классно. Мы в прошлом году делали парад вертепных театров прямо в день Рождества, 7 января. Четыре у нас было представления. В этом году обязательно у нас тоже есть вертепы в программе, они немножко у нас сейчас там по датам по-другому устроены, уже после Рождества на Святках. И мы очень рады, что у нас это получается. Порадовать, это очень и проникновенно, и весело.
Алла Митрофанова
— Юлия Данилова, главный редактор портала о милосердии «Милосердие.ру», организатор, учредитель фестиваля «Звезда Рождества», о котором мы сегодня и говорим, проводит с нами этот «Светлый вечер». Юль, поделюсь с тобой своим размышлением. Задавала себе вопрос, имею ли право радоваться в ситуации, когда вот совсем рядом с нами происходят такие страшные события. Разворачивается просто катастрофа, гибнут люди. Казалось мне в какое-то время, в какой-то момент, что плакать и молиться — это правильная реакция. Разрешить себе выдохнуть, я не знаю, разрешить себе посмотреть кино или что-то ещё — наверное, на это права я не имею. А потом я поняла, что начинаю себя загонять и впадать в отчаяние. И вот поскольку радость — это же ведь дар от Бога, это такое божественное свойство в человеке. Человек, который радоваться не умеет, он... ну, как сказать. Если нет в жизни радости, то откуда возьмётся благодарность Богу? А благодарность Богу — это такой очень, может быть, даже один из ключевых моментов.
Юлия Данилова
— Ты знаешь, я буквально только что прочитала чудесную брошюру митрополита Антони Сурожского, называется «О стрессе». Очень прям всем ее рекомендую. Она очень короткая, прям такая маленькая-маленькая. Ну, видимо, это превратили в брошюру его такую беседу на эту тему.
И он там в том числе говорит и об этом, что вот эта эмпатия, которая, когда человек рядом скорбит или переживает какие-то тяжелейшие моменты, и когда происходят бедствия различные, народные бедствия, то тот, кто впадает сам тоже в такую же острую скорбь, хотя не с ним происходят сейчас события, это боль непосредственно, не ты сейчас ранен, не ты лишился дома. Человек, находясь рядом, он должен оставить в себе силы, сохранить в себе силы, чтобы помочь. И если ты точно так же, то есть это сострадание, это не то, что ты переживаешь то же самое. И надо, наоборот, себя сохранить. Не отгородившись стеной, не постаравшись этого не заметить, но сохранить мирное устроение и силы для того, чтобы помогать. Вот. Для меня это была какая-то очень-очень важная мысль. И значит, и радость тоже надо сохранить. И Господь говорит, всегда радуйтесь, всегда без изъятия, что вот если будут тяжёлые обстоятельства, то радоваться уже не нужно.
Для меня тут противоречия, честно говоря, нет, потому что, правда, если мы начинаем загонять себя, запрещая себе видеть добро и красоту из-за того, что происходит страдания, а страданий в мире неисчислимое количество, иногда это более острое, иногда это менее острое, но оно постоянно есть, и когда мы себе вот это запрещаем, мы лишаемся рук, я не знаю, лишаемся сил, лишаемся энергии и лишаемся той радости, которая может подпитать, помочь.
Алла Митрофанова
— Может быть, знаешь, мы таким образом запрещаем Богу входить в нашу жизнь. А ведь это путь к отчаянию.
Юлия Данилова
— Ну как-то загоняем себя. В этом смысле мы на «Милосердие.ру», мы вот этот православный реализм такой исповедуем, что надо иметь зрячие такие глаза. Но мы же всё время пишем на тяжёлую тематику, правда. На всякую там: люди страдают, и они обязательно во время военных действий страдают дети, страдают взрослые, и все мы умрём в конце концов. Тоже надо к этой мысли как-то подготовиться. Но это же не отменяет радость. Которая как-то пронизывает, тем не менее, христианской радостью жизни человека. И такая простодушная радость, детская в каком-то смысле, радость от праздника, радость от того, что ты даришь подарки своим близким. Ну, мы теперь не будем дарить подарки, что ли, на Рождество? Ну, это же ерунда, мы всё равно будем. И даже, я не знаю, в блокадном Ленинграде и то оркестры симфонические играли.
Алла Митрофанова
— Мы же знаем про Ленинградскую симфонию Шостаковича, эту легендарную историю.
Юлия Данилова
— Искусство, музыка в том числе, это конечно не как Литургия, но она даёт тоже вдохновение, и силы, и красоту. Красота возвышает душу и даёт какие-то силы жить в том числе. Мне кажется это очень важно. Давайте мы хотя бы сами себя не будем обессиливать. Это ложное, мне кажется, ложное. Надо помогать, надо участвовать в помощи, но можно не ходить на концерты, если не очень хочется, а если хочется, то, мне кажется, можно ходить. Тем более, что это такие благородные концерты, это отличная классическая музыка, это великий наш композитор, это Чайковский и другие великие авторы.
Алла Митрофанова
— Это, собственно, у вас будет завтра, да, 19-го?
Юлия Данилова
— Да-да-да.
Алла Митрофанова
— Концерт симфонической музыки.
Юлия Данилова
— Да, там будет Чайковский, Бетховен, отличная программа.
Алла Митрофанова
— И Владимир Федосеев.
Юлия Данилова
— И оркестр Леонида Лундстрема. А Владимир Федосеев будет 22 января — Большой симфонический оркестр.
Алла Митрофанова
— Спасибо. Еще буквально, давай по программе пробежимся, чтобы проанонсировать и дать весь спектр событий, которые у вас там произойдут.
И, наверное, надо сайт фестиваля тоже назвать?
Юлия Данилова
— Да, у нас сайт фестиваля starfest.miloserdia.ru, там уже есть почти вся программа, у нас ещё будут кое-какие мероприятия добавляться, там уже можно либо купить билет, либо, если это бесплатное мероприятие, зарегистрироваться бесплатно. Ну вот откроемся мы концертом, ожидание праздника 19 декабря в Соборной палате, и дальше у нас будет наше любимое мероприятие, с 20 декабря, 20, 21, 22 декабря будет большая благотворительная ярмарка в ДК Рассвет, это на Пресне. Там будут всякие подарки, там будет наша винтажная лавка посудная, где много будет, в том числе там антикварные у нас бывают вещи, которые нам приносят. Просто это вообще, вот это просто, на самом деле, я обожаю это мероприятие, потому что нам отдают люди, москвичи, свои всякие нарядные вещицы, безделушки или посуду. Это моё хобби, можно сказать. Я думала, что у меня нет хобби. Оказалось, что мое хобби — это благотворительная ярмарка винтажной посуды. И перед тобой проходит такая, знаешь, жизнь поколений буквально. Ну, кроме винтажной посуды, будут просто ёлочные игрушки. Мы сделали специальные игрушки с персонажами вертепа, ну, кроме Святого семейства, очень симпатичные. Ну и будет много-много всего, а главное, что будет постоянная музыкальная программа, там будут петь хоры, мы будем в один из дней разучивать рождественские ирмосы обязательно, потому что мы хотим, чтобы этот фестиваль был не просто про культуру или про что-то весёлое, мы хотим славить Христа. Сейчас искусство не очень этим увлечено, правда же, да?
Алла Митрофанова
— Ну, как сказать, как сказать.
Юлия Данилова
— Вот мы ищем, кстати говоря, таких авторов, которые тоже эту идею с нами разделяют, и что нужно Христу приносить эти дары, дары своих талантов или своих сил, каких-то своих чувств, не знаю. И вот будет, значит, эта ярмарка, она будет такая, наполненная лиризмом, и там будет очень радостная обстановка, приходите, не пожалеете. Там нужно бесплатно зарегистрироваться для того, чтобы мы просто могли напомнить ближе к ярмарке, что не пропустите её, пожалуйста.
Будут еще лекции. Будет рождественский наш лекторий. У нас очень интересная в этом году программа. Она у нас как богословского характера, так и общекультурного. Мы поговорим о поэзии, о музыке, о Литургии, о семье. Будем это в книжной палате проводить и в Музее русской иконы, которая является тоже нашим партнёром.
У нас будут экскурсии бесплатные по рождественской иконографии в Музее Русской иконы. Они бесплатные, на них можно зарегистрироваться уже сейчас. Это очень, кстати, классный проект, классный музей. Он полностью благотворительный. Весь созданный частным благотворителем, к сожалению, уже умершим. Но дело его продолжается. Он на Таганке, это очень красиво, всё благородно, там отличные лекторы, и очень хорошая коллекция.
Алла Митрофанова
— Мы бывали там, это, конечно, восторг.
Юлия Данилова
— Потом еще предстоит 28 декабря показ Рождественской анимации «Родное Рождество» в Доме кино, где будет целый сборник, и это тоже будет мероприятие бесплатное, куда можно прийти вместе с детьми и порадоваться накануне Рождества. У нас будет несколько молодежных мероприятий, молодежные вечерки, где опытные, молодые тоже фольклорные коллективы. Мы будем играть в народные игры, будем петь песни, будем веселиться. Это будет уже на Святках после Рождества. Таких у нас будет представления два.
Алла Митрофанова
— Скажи мне, пожалуйста, молодёжные вечёрки подразумевают, что там молодые люди могут друг с другом познакомиться?
Юлия Данилова
— Я думаю, что это шанс. Да, конечно.
Алла Митрофанова
— Откуда у нас выросла идея этих вечерок? В прошлом году мы делали парад вертепных театров. И вот оказалось, а я этого не знала, что вторая часть вертепного представления всегда веселье. Это какие-то игры, танцы, смех, можно побегать. И вот один из коллективов предложил нам всем, давайте теперь сдвинем кресло и поиграем. И мы играли в какие-то народные игры водили хороводы. И там просто взрослые веселились лучше, чем дети. Очень нужно людям такой простодушное веселье. Ну там у нас была такая разношерстная, разновозрастная публика. А тут мы решили, что мы соберём молодёжь, соберём православную молодёжь в том числе, и вот так вот повеселимся. И сейчас это, между прочим, модно у них, у зумеров-то. Вот. Это модный вид досуга. И мы решили это попробовать.
Алла Митрофанова
— Это принцип антикафе, где собираются молодые люди, например, чтобы поиграть в настольные игры.
Юлия Данилова
— Ну, например, да. Немножко.
Алла Митрофанова
— То есть там никакого алкоголя, ничего вот там...
Юлия Данилова
— Нет, нет. Это просто такое чистое веселье. И немножко выплеск энергии, силушку свою и задор можно показать. И поскольку всё это будет в руках умелых организаторов такого дела, тоже которые вот это всё отлично умеют, и сами тоже с большим драйвом это всё делают, я думаю, что это должно получиться очень классно. Я хоть и не молодёжь уже сама, но я хоть одним глазком да посмотрю на это, пожалуй. По крайней мере, очень хочется.
Алла Митрофанова
— Ты так об этом здорово рассказываешь. Знаешь, мне впервые в жизни захотелось попасть.
Юлия Данилова
— «Парни и девчонки, ходите на вечёрки» называется у нас. Это в программе нашего фестиваля. Там будет два. Две даты. 12 и 18 января. Будет ещё концерт-хора по СТГУ с Рождественской программой в музее имени Глинки.
Ну, вертепные представления. Ещё у нас в этом году будет необычно. Мы сделали, сделаем выставку благотворительного плаката «Эпохи модерн» из архива РГБ, Российской государственной библиотеки. Это будет в Есенин-центре. Они очень интересны. Это первые проявление визуальной рекламной культуры в области благотворительности. Интересно, что... Ну, они красивые сами по себе такие, там есть на что посмотреть. Интересно, что близка очень тема к сегодняшнему дню, потому что это же была Первая мировая война, и там эти благотворительные сборы, в том числе на поддержку сирот, на беженцев, для раненых, вот это, надо сказать, совсем иначе смотрится вот из сейчас, из сегодняшнего момента, и там те, кто тоже занимается этой работой, я думаю, многое могут для себя почерпнуть. Это будет у нас с 14 января такая выставка, она будет висеть в Есенин-центре, которые тоже наши друзья. Ну и, наконец, это наш большой гала-концерт в Зарядье 22 января.
В этом году мы рады тому, что нам удаётся стать площадкой и привлекать другие проекты, другие начинания. У нас среди партнёров наш «Фома», например, у нас будет «12 рождественских историй».
Алла Митрофанова
— О, да! В этом году наш стереоспектакль «12 рождественских историй» стал частью фестиваля. Партнёром фестиваля «Звезда Рождества». Для нас это, конечно, большая радость. И тем более, что обычно мы на Радио ВЕРА анонсируем спектакль «12 рождественских историй». Спасибо, что ты сейчас об этом сказала. 12 января концертный зал Измайлова, и, пожалуйста, на сайте фестиваля «Звезда Рождества» и на сайте foma.ru можно подробную информацию посмотреть.
Юлия Данилова
— Музей русской иконы, наш партнер. Фонд, например, участвует, «Белый Ирис», чудесный фонд, который возрождает храмы в глубинке и который учит людей, которые там вокруг храмов этих живут, и являются прихожанами храмов, быть попечителем своего храма. Такой проводит образовательную работу, чтобы люди могли помогать своим собственным храмам где-то в глубинке России. И они стали партнёром нашего Лектория.
Ты видишь, что у нас такая пёстрая программа: мы и с Синодальным отделом по благотворительности партнёримся, и помогаем в службе помощи «Милосердия», и ярмарка будет для всех наших проектов и для участников нашей платформы «Милосердия» на сайте, то есть церковных благотворительных проектов. И я вижу, честно говоря, что такое большое предрождественское благотворительное событие, оно может собирать разные-разные проекты, и всем им помогать, и вместе мы можем сделать больше, чем по отдельности, и так вот друг друга в том числе поддержать, и пообщаться с единомышленниками, друг другу помочь. Вот это для меня какая-то очень ценная идея. Для нас как для сайта «Милосердие.ру» это ценно. И мне кажется, это очень важно. Нужно вот так расширять наши круги.
Алла Митрофанова
— Юлия Данилова, главный редактор портала о милосердии «Милосердие.ру», учредитель и организатор, автор фестиваля «Звезда Рождества», который завтра откроется в Москве и продлится аж до 22 января. Огромное количество событий в рамках этого фестиваля пройдут, и они все удивительные, радостные, тёплые и человечные. Вот, наверное, человечность — это такая важная черта, которая весь этот фестиваль характеризует.
Юлия Данилова
— Ты знаешь, там могут объединиться и пересечься друг с другом люди, которые в обычной жизни не так часто пересекаются. Например, музыканты и сёстры милосердия. Или благотворители, крупные благотворители и беженцы. Непосредственно просто увидят друг друга. Деятели культуры самые разные.
У нас много партнёров, артистов, музыкантов, которые хотят участвовать и имеют тоже разные мысли по этому поводу и вполне вдохновенно отдают свои силы людям и через людей Богу, получается так.
Алла Митрофанова
— Давай мы сейчас буквально на несколько минут прервёмся, вернёмся к разговору. Мне бы очень хотелось, чтобы ты подробнее о некоторых моментах программы ещё рассказала и о проектах службы «Милосердия».
«Светлый вечер» на Радио ВЕРА.
Алла Митрофанова
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, дорогие друзья. Ещё раз приветствую вас, я Алла Алла Митрофанова. Напоминаю, что в нашей студии Юлия Данилова, главный редактор портала о делах милосердия «Милосердие.ру», организатор, учредитель, автор идеи фестиваля «Звезда Рождества» starfest.miloserdia.ru — это адрес сайта, где рассказано обо всех событиях фестиваля. Завтра, 19 декабря, в День памяти святителя Николая, фестиваль откроется и продлится до 22 января. Огромное количество самых разных событий. И концерты, и спектакли, и благотворительные ярмарки, и лекции, и, я не знаю, вечера встреч. Масса, масса самых разных событий. И, Юль, вот ты во первой части нашего разговора упомянула лекцию или даже, может быть, мастер-класс, как помочь своему храму.
Юлия Данилова
— Да-да-да.
Алла Митрофанова
-Вот расскажи, пожалуйста, подробнее об этой программе, потому что нас слушают в регионах огромное количество людей, и, может быть, для кого-то подобная информация могла бы стать настоящей опорой.
Юлия Данилова
— Ну вот партнёр нашего фестиваля с этого года фонд «Белый Ирис», благотворительный фонд, они как раз занимаются восстановлением храмов, но интересно, что они не просто собирают средства на восстановление храмов, а они объединяют местные сообщества вокруг конкретных храмов, и ты можешь стать попечителем своего храма где-нибудь. Ну, например, если москвичи уезжают на лето куда-то в деревню, ну сейчас же многие есть какие-то домики там в деревне, да, и там хотят восстановить или понять, как восстановить, или просто поддержать ту церковь, тот храм, который у них там где-то рядом с ними, то фонд «Белый Ирис» учит людей, как это можно сделать, как можно самому собрать деньги, как поучаствовать в помощи своему собственному храму. Они это развивают как такую образовательную программу, я думаю, что на сайте у них с этим можно ознакомиться, и мы обязательно расскажем об этом и на портале Милосердие.ру, потому что нам это интересно как журналистам.
Такая вот системная благотворительность, когда ты не просто сам бесконечно собираешь деньги, собираешь деньги, собираешь деньги, а когда ты привлекаешь людей. Вообще привлекать людей гораздо важнее, чем привлекать средства. Привлекать сердца — это вот то главное, на самом деле, что и мы тоже вкладываем в благотворительность.
И тут они вот собирают сообщество, которое является поддерживающим сообществом для храмов. И мне кажется, это классная инициатива, и надо этому тоже учиться. Нужно учиться вообще объединять силы. Мы не всегда это умеем. Ну, часто хочется там разбежаться, да, и каждому в своём уголку там что-то такое хорошее очень делать, и каждому кажется, что его именно самое хорошее. Вот. Но вот это вот умение объединяться, мне кажется, что сейчас это очень-очень важно.
И мы вот для этого, собственно, и работаем, потому что... Ну вот мой портал Милосердие.ру, и это наша вся вдохновляющая нас самих идея, она такая... Но мы не собираем уже средства только на портал Милосердие.ру, хотя, конечно, благодарны всегда поддержке. Нам именно хочется, чтобы другие тоже могли получить эту помощь, другие проекты, чтобы мы вместе как-то росли, чтобы соединялся этот эффект. И это особенно важно, мне кажется, для церковной благотворительности, для наших православных благотворительностей, потому что это единомыслие важное. И эта идея, что это возрождение подготовки к Рождеству через добрые дела, участие в этих добрых делах, какая-то отзывчивость на чужую беду. Ну, если у нас в пользу беженцев открывается наш фестиваль, то мы вспомним, что Иосиф и Мария тоже были путешественниками такими.
Алла Митрофанова
— Сначала путешественники, потом беженцы.
Юлия Данилова
— И потом беженцы. То есть праздник Рождества, это не то, что происходит такая нежная музыка, которая играет в супермаркете и всякие уютные картинки, но там драматизма тоже очень много. Вот, и вифлеемские младенцы, то есть мир и тогда, в общем, был достаточно суровым, вот. И сейчас это парадоксальное соединение праздника, ярмарки и этого извечного такого драматизма жизни, что рядом всегда есть те, кому очень нужна помощь, очень. А тут как раз у людей очень расположено сердце. Людям самим хочется этого, им хочется понемножку участвовать в чём-то добром. Не обязательно отдать всю кровь, ну скажем так. Это можно делать так, что это будет по силам. Хотя бы как-то обратить внимание на нуждающихся в помощи людей, и при этом не с какой-то суперпостной физиономией, я бы сказала. Людям тоже праздника не хватает, нам всем. Но мы все такие, знаешь, ёжики, которые где-то греются, там, пытаются забиваться в кучки, колют друг друга, вот, и разбегаются потом, недовольны друг другом. А нам бы хотелось, чтобы какая-то была такая точка добра, скажу, выспарена.
Алла Митрофанова
— Почему выспарена-то? Это как раз замечательно, это фестиваль, знаешь как, когда человек человеку человек. Ну да. И это очень здорово. И то, что ты говоришь о такой взаимоподдержке, взаимообмене, ну это же по сути абсолютно евангельская мысль.
Юлия Данилова
— В Рождество все немного волхвы, потому что все дарят друг другу дары. Не обязательно подарки, а просто дары. Доброе слово, улыбку, музыку.
Вот мы в прошлом году начали привлекать музыкантов для того, чтобы играть в больницах. Потому что в больницах на каникулы, на Новый год, ну и на Рождество, получается, тоже же попадает на каникулы, люди же всё равно там лечатся, и все празднуют, а им там грустно. И надо, чтобы тоже какое-то нешумное, но всё-таки, когда ты болеешь, себе не хочется чего-то там громкого, а такая вот какая-то красивая, нежная музыка тоже у них была. Мы попробуем это сделать и в этом году тоже.
Вот, очень надеюсь, что у нас это получится. Мне кажется, это очень важная для меня идея. Она такая, конечно, немножко утопическая, но вот, получается...
Алла Митрофанова
— Да почему утопическая? Я просто, видишь, наблюдаю, по сравнению с прошлым годом, у меня ощущение, что фестиваль разросся чуть ли не в два раза.
Юлия Данилова
— Он увеличился, может, не в два раза, но его спектр стал как-то шире. И вот меня радует, что стало больше участников партнеров.
Алла Митрофанова
— Вот именно. А ты говоришь утопично. Нет, как раз посмотри, как откликаются самые разные площадки. А площадки — это условное такое название, потому что за каждой площадкой стоят конкретные люди, которые очень хотят принять участие в добром деле.
Юлия Данилова
— Ну да, это важная потребность у всех. От менеджеров, от топ-менеджеров до самых обычных, не знаю, до подростков, например. Или там домохозяек.
Алла Митрофанова
— Я, знаешь, вспоминаю, как мы невольно, невольно, ещё учась в институте с подругой, впервые стали на рельсы благотворительности. Мы в детский дом съездили, который у нас был в Калужской области, а она родом была тоже из Калужской области.
Мы ошибок кучу совершили, потому что Александр Гизалов через несколько лет выпустил книгу «Солёное детство». Мы не на конфеты деньги, конечно, собирали, мы собирали на носки, на шнурки, на какие-то такие вещи, на которые у них денег не было, ну правда не было.
И мы с ней такие озадаченные, думаем, а что же делать? А у нас еще работа, по-моему, была по социологии, как раз связанная с какой-то такой вот социальной деятельностью. Я сейчас уже точно не помню. И мы решили объединить, значит, работу по социологии с помощью... попытаться собрать деньги для этого детского дома.
И поскольку тогда ещё провести мероприятие в институте спонтанно, это было очень просто, не надо было писать, по всем кабинетам носиться, бегать. В общем, нам просто дали разрешение напротив одного из очень пафосных кафе в нашем институте раскинуть цветной детский бассейн, надувной.
Да, мы подумали, надо что-то такое, что будет прямо, знаешь как, привлекать внимание. А что лучше привлечёт внимание, чем вот такое... Даже, по-моему, кто-то нам на него дал день, потому что у нас вообще ни копейки не было. Вот. Там, знаешь, какая-то радуга там была, морковки какие-то, такие на липучках. Ну, прям классный был бассейн.
Юлия Данилова
— С водой? То есть прям бассейн-бассейн?
Алла Митрофанова
— Воды мы с уборщицами договорились, они нам выдали ведра, мы налили туда и воды тоже. Поставили грифельную доску, на которой написали нужды. Значит, носков надо столько-то, там трусы такие-то, шнурки такие-то, там какие-то тетрадки, карандаши, что-то вот ещё. В общем, все написали, и сколько примерно нужно на это средство. И тут на перемене состоятельные студенты нашего вуза все пошли в это кафе, и все прошли мимо нас. И ты бы видела. Для меня это было неожиданно. Я тогда впервые столкнулась...
Юлия Данилова
— То есть вы сразу собрали всё, да? Здорово.
Алла Митрофанова
— Мы закрыли, наверное, за пару часов. Причём у нас, мы там какие-то детские поделки продавали, у нас купили всё, включая морковку, которая на липучке должна была висеть. У нас вообще смели всё.
Юлия Данилова
— Нет, у людей большая потребность отдавать, помогать. Правда, большая. Это факт такой очень внушающей надежды.
Алла Митрофанова
— И ты знаешь, вспоминая об этом эпизоде, где-то год назад с расстройством подумала, мне тогда казалось, что от, может быть, знаешь, от возросшего количества боли, от возросшего количества страшных новостей — мы стали более закрыты, по сравнению вот с тем временем, для дел милосердия. Но судя по тому, что рассказываешь ты сейчас, это не так.
Юлия Данилова
— Нет, это не так. Сейчас, конечно, потруднее, потому что в финансовом смысле потруднее людям, но вот эта сама потребность участвовать, она никуда не делась, а, может быть, даже и выросла. Сейчас вообще я всякие исследования довольно внимательно читаю и на всяких конференциях тоже слушаю эти цифры.
Сейчас же ведь в связи с военными действиями большое число людей, которые никогда не участвовали в благотворительности, тоже участвуют, получают этот очень важный опыт. Они стараются поддержать своих, какие-то свои ценности. Пытаются таким образом починить что-то. И это тоже очень важно.
При этом у людей остаётся, и судя по исследованиям именно, желание того, чтобы в благотворительности был элемент какого-то праздника. Это тоже очень важно. Как-то это вот так парадоксально оно сопрягается.
Алла Митрофанова
— Ну так же, как и в Рождестве сопрягается, о чём ты, собственно, уже сказала. Это же сопряжение радости рождения Христа и понимания... Голгофы. Для меня, знаешь, как раз года два назад, наверное, впервые в жизни в голове соединились Рождество Христово и Голгофа. Ведь Христос же знает, куда рождается.
И это для нас событие ещё не произошли, а Он же Бог и знает, куда и для чего Он приходит, и что за этим будет.
Юлия Данилова
— Мы на самом деле этим фестивалем тоже хотим говорить о Христе. Это самое важное, чтобы Рождество не было бы зимним праздником, а чтобы это был всё-таки разговор о Христе в разных формах. И про добрые дела, когда мы говорим, и когда в наших лекциях или ещё каких-то мероприятиях, скажем так, фестиваля, мы всё время...
Алла Митрофанова
— Событиях, давай событиях говорить.
Юлия Данилова
— Событиях, да, точно. Событиях фестиваля мы закладываем, потому что самое главное — это Христос. Самое главное, что происходит — это Христос рождается, славьте. И мы пробуем так по-разному вот это вот сделать.
Потому что нужно возвращаться к этому главному смыслу, и надо, чтобы этот главный смысл был такой очень ярко артикулированный, чтобы он встречался, чтобы он попадался в информационном пространстве, когда ты идёшь по улице города. Это же важно. Не знаю уж, сумеем ли мы, но по крайней мере, сейчас это нужно, потому что, ну а что ещё?
Алла Митрофанова
— Расскажи ещё про лекции, подробнее, которые у вас там будут, и кого вы ждёте в качестве слушателей, кого приглашаете в качестве лекторов. Вот ты уже рассказала про фонд «Белый ирис».
Юлия Данилова
— У нас есть разные темы лекций. Но, например, мы хотим поговорить о том, как сохранялось празднование Рождества в 30-50-е годы в Москве. И зовём такого прекрасного краеведа и литератора Георгия Давыдова, чудесного, известного в Москве, который нам про это, я думаю, что ослепительно расскажет, очень интересно. Мы поговорим о поэзии.
О христианской поэзии, как Паша Крючков, известный тоже аудитории Радио Вера, сказал, «поэзия последнего времени». Я говорю, ну давай мы обсудим, как назовём эту лекцию, и это тоже должно быть прекрасно вдохновляюще и захватывающе. Мы обязательно сделаем лекцию о Рождественской иконографии.
Я ещё хочу сделать лекцию об иконографии Спасителя. Вот мы сейчас выбираем, то ли нам про икону Рождества подетально рассказать, то ли об изображениях Христа как таковых. Потому что мне кажется, это очень важно для людей доносить, и по моему опыту это можно сделать очень интересно.
Мы, наверное, расскажем о Рождественской археологии со священником, который в этом очень хорошо разбирается. И на прошлом лектории его лекция про археологию Вифлеема была тоже вполне шедевральной. Сейчас мы обсуждаем эту тему. Мы обязательно поговорим, поскольку у нас лекторий начинается ещё в предрождественское время, в декабре, и продлится до Рождества, то мы поговорим о том, а что, собственно, в Церкви происходит, в храме сейчас, до Рождества, вот в эти последние предрождественские недели. Что важно не пропустить, что важно услышать во время богослужения. То есть поговорим прямо о Литургии. И откроет наш лекторий лекции о самом важном. А что означает пришествие Христа в мир? В чём смысл рождения Христа, воплощения Господа?
Алла Митрофанова
— Как Рождество Христово изменило мир?
Юлия Данилова
— Как Рождество Христово изменило мир? Потому что, как оказалось, ты знаешь, вот даже очень образованные и культурные люди часто этого не знают. Может быть, не являясь очень глубоко церковными людьми, и у них как-то не связывается Рождество и Пасха. Рождество и Голгофа. Рождество и... А что случилось с человечеством после того, как воплотился Христос? А что случилось с человеческой природой после того, как Христос воплотился, а потом умер на Кресте и воскрес? И вот это глобальное, что это изменение всей Вселенной, вообще всего мироздания, что это такой божественный план по спасению человека, и что он, собственно, собой представлен, насколько мы можем это в словах вообще выразить, оказывается, что люди это не совсем знают.
И мне кажется, вот это очень важно. Я очень уповаю как-то на эту лекцию и очень хочу, чтобы она состоялась, и она обязательно будет у нас.
«Светлый вечер» на Радио ВЕРА.
Алла Митрофанова
— Юлия Данилова, главный редактор портала о делах иилосердия, miloserdia.ru, автор, учредитель, организатор фестиваля...
Юлия Данилова
— Автор идеи, у нас команда, на самом деле, не то, что там я одна всё делаю.
Алла Митрофанова
— Ну хорошо, автор идеи, да. И учредитель фестиваля «Звезда Рождества» проводит с нами этот «Светлый вечер». Слушаю тебя сейчас, Юль, знаешь, и у меня такая мысль в голове, ведь действительно это, наверное, не всегда очевидно. Мы рождаемся уже в мир, где Рождество Христово и Воскресение Христово есть как факт нашей жизни. Даже если, знаешь, человек может быть не церковным, неверующим, но для него возможна эта перспектива, возможен этот вектор поиска и это открытие вечной жизни. А вот до Рождества Христова, для меня в этом смысле потрясением было, когда я у Гомера в Одиссее прочитала описание Ахилла, в царстве Аида, бродящего тенью, т.е. тень Ахилла, бродит, да. Он не то что даже печальный, он, знаешь, вселенская бесприютность и отчаяние продолжительностью в вечность. И он говорит, что готов был бы лучше быть последним падёнщиком там, на земле, т.е. заниматься самой-самой неблагодарной и низкооплачиваемой работой. Чем быть первым героем здесь, в царстве Аида. Потому что, когда душа привыкает к действию, к деятельности, и оказывается вот в такой парализации, и вот эта безысходность, это очень страшно. И когда я помню, я студенткой была, когда это читала, да, как меня накрыло. От того, в каком страшном состоянии действительно жили люди и смотрели в сторону смерти.
Юлия Данилова
— А ты уже была христианкой? Ты уже верила в Бога?
Алла Митрофанова
— Ты знаешь, да, я, наверное, в общем-то с детства Евангелие читала, но сама. Но я как раз на первом курсе начала в храм ходить, потому что где я жила в посёлке, это было трудно довольно-таки делать. А здесь, в Москве, храмы на каждом углу. И поэтому да.
У меня аж прям сердце сжалось. Мне стало так больно за этих людей, и как вот это вот отчаяние, в котором бы неизбежно оказался человек в этом античном мире, если бы он задумался о смерти. Потом, позже я уже узнала про элевсинские мистерии, про то, что и у Платона есть размышления всё-таки о бессмертии души. Ну, как-то немножечко отпустила. Но в целом, чтобы было понятно, как Рождество Христово изменило мир, да вот так оно его цветным сделало. Из серого оно его сделало цветным.
Юлия Данилова
— Ну да, оно дало ту самую радость. Вся земная жизнь Спасителя, да, и крестная смерть, и воскресенье. То есть мне кажется важно не разрывать эти события. Это же на самом деле одно. Одно нужно для второго. Рождество нужно для Пасхи. Я не богослов, конечно. Простите меня, дорогие друзья, богословы. Но мне кажется, что, опять возвращаясь к разговору о радости, вот это радость и надежда, и то, собственно, что сделал Господь для людей. Даже апокалипсис — таинственная книга, которая является часто пугающей, и то она вся говорит о радости. «Не бойся!» — всё время говорит Бог. «Не бойся!». И это, мне кажется, особенно важно услышать во всякие там трудные времена или какие-то спутанные такие времена, нервные, тяжёлые. Вот. Это такой главный призыв.
Алла Митрофанова
— Мне ещё кажется, знаешь, что вот эта способность радоваться, она же отчасти и, ну не то чтобы панацея, но своего рода прививка от страха. Потому что, когда мы радуемся, мы всё-таки Богу даём место в нашей душе, в сердце, в сознании, в жизни. А страх — это состояние, особенно такой отчаянный страх, неизбывный страх. Это такое состояние, в котором Бога нет. Совершенная любовь изгоняет страх.
Юлия Данилова
— Ну да. И вообще, когда мы говорим о радости, это, конечно, такой интересный сам по себе сложный разговор. Её же можно тоже по-разному понимать. Можно так эйфористически понимать, а можно духовно понимать. И явно, что, когда мы приходим на Литургию, мы же приходим тоже за этой радостью. И она какая-то другая, она какая-то более мирная. Ну, радость — это не какие-то же скачки, песни пляски и вот это вот всё.
Алла Митрофанова
— Да, во время молитв у тебя может в какой-то момент сжиматься сердце, но при этом всё равно наполнять радость. Вот это парадокс.
Юлия Данилова
— Ну да, это парадокс жизни, действительно. И мне кажется, что вот современная культура, она немножко, ну такая популярная культура, поп-культура, массовая культура, она немножко вот отгораживается всё время в сторону какой-то розовой лакированной конфетки: от правды какой-то о жизни. А эта глубокая радость, она неразрывная в том числе и с драматизмом жизни. Вот.
Алла Митрофанова
— Но это, мне кажется, тенденция к упрощению. Она может много где проявляться, и не только в культуре, но вообще в целом. Ну, в языке, к примеру, тенденция к упрощению совершенно явно просматривается.
Мне кажется, что вглядывание в сложность мира даёт нам возможность больше видеть его красоту.
Юлия Данилова
— Ну и для меня, конечно, всегда те люди, которые работают и служат другим, помогают другим, ну как сёстры милосердия. Это тяжёлая же работа-то, вообще-то говоря. Но при этом там есть очень такие светлые, сияющие совершенно люди, такие невыгорающие, трудолюбивые, терпеливые, которые таким ровным светом каким-то светят.
Алла Митрофанова
— Я сразу Фредерику де Граф вспомнила. Она не сестра милосердия, она врач.
Юлия Данилова
— Когда любого интересного лектора хочется отставить в стороночку, а слушать только Фредерику — пусть она расскажет, поделится глубиной понимания жизни, в конце концов, глубиной понимания и страданий, и радости, и умением передавать Богу свои труды, давать место действовать Богу. Вот это, мне кажется, очень важно.
Алла Митрофанова
— И, кстати, в таком случае действительно человек в отчаяние не впадает и не выгорает, потому что себя на место Бога не ставит.
Юлия Данилова
— Ну да. И это, конечно, не так легко, наверное, стать таким человеком. Это надо молиться много, я так думаю, надо стремиться к молитве. Это не то, чтобы человек таким вот прям рождается. Но мы видим по другим людям, например, как Фредерика, или другим таким же труженикам, что это возможно. Что ты можешь сохранить какой-то ровный свет, при том, что у тебя какая-то тяжёлая работа, связанная со страданиями людей, ты сам, в общем, тоже живёшь и сталкиваешься со всякими разными испытаниями. Конечно, таинственны вот эти слова святого Луки Крымского, да, «я полюбил страдания», всем нам как-то не очень понятно, что это означает.
Алла Митрофанова
— И очень ругают. Вообще это вот ваша культура, русская, вот эта вот достоевщина прям начинается. Лишь бы пострадать.
Юлия Данилова
— Нет, я думаю, что что-то другое за этим стоит, что какое-то понимание того, что наш конечный и трудный человеческий путь, что если ты Бога за руку держишь, то Он ведёт тоже к радости. Ну не знаю, я тут так смело рассуждаю.
Алла Митрофанова
— Я могу на примере Достоевского подсветить. Буквально сейчас в очередной раз сижу с братьями Карамазовыми, и Митя, которого арестовывают и впоследствии осудят, и отправят на каторгу за убийство, которое он не совершал. И он, как это сказать, он понимает свою невиновность и несправедливость приговора в отношении него, но он, как он говорит, что, понимаете, мне даже хочется пройти этим путём, чтобы боли в мире стало меньше. Он не до конца сам проговаривает, но из контекста это становится понятно. Он причинил так много боли самым разным людям, включая маленького ребенка. И он очень хочет таким образом принести своего рода искупительную жертву. Я пойду, пострадаю так, чтобы взять на себя боль других людей, чтобы у них вот этой боли было меньше. И через его пример раскрывается взаимосвязь вообще всех людей друг с другом. Пункт первый, что все перед всеми виноваты. Ну, в том плане, что не вы тут такие дикобразы с длинными колючками, а я Д’Артаньян и на табуретке. А что колючки и у меня. И даже если перед этим конкретным человеком я совершенно чист и невиновен, есть другие люди, которым рано или поздно, так или иначе, я причинил боль. И это моя ответственность. А если это моя ответственность, то, значит, я могу внести свою лепту, чтобы что-то исправить. У меня не получится исправить прямо там, в той точке, где я набедокурил, но я могу попытаться исправить в другой точке, и это послужит умножению добра в мире.
Юлия Данилова
— Ты знаешь, Евангелие нам так не говорит — таким сложным образом. Там же проще. Сказано, «друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов». Вот это делай, то есть помогай другому, который рядом с тобой. Не обязательно это должна быть какая-нибудь там шибко нуждающаяся, а просто вот тот, кто сейчас рядом с тобой, нужно облегчить его бремя, в чём бы там оно ни состояло. А другое есть: апостол говорит, «будьте братолюбивы друг к другу с нежностью». Это же какое отношение должно быть между людьми, между нами, христианами? Братолюбивы с нежностью. К чему мы признаны?
Алла Митрофанова
— И что творим мы?
Юлия Данилова
— Ну, творим мы разное. Но вот это такой простой совет, и его можно же к себе как-то применить. Тут всё время, конечно, ошибаешься и злишься. И меня поражает, что это очень простым языком сказано, прямо просто-просто, как-то без всяких завитушек. Это мы далеко ушли от нашего фестиваля.
Алла Митрофанова
— Знаешь, у Достоевского тоже без завитушек, завитушки это у меня в голове, извините, да, все камни, если что, пусть в мой огород летят.
Да, давай к фестивалю вернёмся, тем более, что у нас буквально полторы минуты осталось эфирного времени. Напомним ещё раз, завтра фестиваль «Звезда Рождества» открывается в Соборной палате Москвы концертом оркестра Леонида Лундстрема. «Ожидание Рождества» в программе Чайковский и Бетховен. Очень всем зовём, надеюсь, что билеты ещё остались.
Посмотрите, какие вообще у нас события в программе нашего фестиваля: запастись билетами, наметить для себя что-то интересное можно на сайте нашего фестиваля starfest.miloserdie.ru или просто в поиске, набрав фестиваль «Звезда Рождества».
Алла Митрофанова
— Ищется, кстати, очень быстро.
Юлия Данилова
— Сайт у нас такой симпатичный, радостный.
Алла Митрофанова
— Да, радостный, хороший. И стильный, и замечательный.
Фестиваль до 22 января. А 12 января, ну уж извините, для меня особое событие. Спектакль «12 рождественских историй» по текстам журнала «Фома». Наши непридуманные истории, и мы с радостью со сцены концертного зала Измайлова поделимся новыми, уже новыми. Кто в прошлом году был, приходите. Практически все истории новые, они со сцены еще ни разу не звучали.
Юлия Данилова
— Придём.
Алла Митрофанова
— Да, приходите обязательно. И фестиваль «Звезда Рождества» starfest.miloserdie.ru.
Дорогие друзья, ну что, прощаемся. Юль, спасибо, что пришла и рассказала.
Юлия Данилова
— Спасибо, Аля.
Алла Митрофанова
— И спасибо за твои труды, за грандиозное устройство этого фестиваля.
Юлия Данилова
— Ох, тут уже должна поклониться до земли. Спасибо, друзья, ждём вас на фестивале. Рада была быть с вами.
Алла Митрофанова
— Юлия Данилова, главный редактор портала о делах милосердия, «Милосердие.ру», организатор, учредитель, один из авторов фестиваля «Звезда Рождества». Я Алла Алла Митрофанова, прощаемся с вами, до свидания.
Все выпуски программы Светлый вечер
Послание к Евреям святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Евр., 316 зач., VII, 7-17.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Священное Писание — книга не простая. Однако это важная книга. И важна она не только для людей религиозных, но и для людей, которые желают знать истоки своей культуры. Ведь как ни крути, но Библия для европейской цивилизации — один из ключевых текстов, если не самый ключевой. Как же читать эту книгу? Предлагаю ответить на этот вопрос, поразмыслив над отрывком из 7-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 7.
7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.
8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет.
9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину:
10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, ибо с ним сопряжен закон народа, то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.
13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.
14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
15 И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,
16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
17 Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
Для тех, кто не знаком со священной историей Ветхого Завета, только что прозвучавший отрывок выглядит весьма сложным для понимания. Чего стоят одни имена. Левий, Авраам, Мелхиседек, Моисей и Аарон. Кто все эти люди? Но не только это. Большое количество ссылок на ритуальные и гражданские законы древности. Какие-то обряды жертвоприношений, какие-то десятины, какие-то уставы о принадлежности колену. Как разобраться в этих тонкостях? А может и не стоит разбираться и пытаться понять то, что отчаянно сопротивляется пониманию? Зачем вообще современному христианину истории про древних евреев с их обычаями?
Корни Нового Завета уходят в Ветхий. Уже там Бог заключил со своим народом союз. Уже там появились первые пророки. Уже там были написаны первые священные книги. А потому с самого начала христиане рассматривали Ветхозаветные Писания не как чужеродные, иудейские рассказы. Но как свои собственные священные книги. В них содержится пролог к истории христианской Церкви. И для того, чтобы во всей смысловой полноте понимать повествование о жизни Иисуса Христа и Его учеников, необходимо иметь представление о более ранних событиях. Произошедшее с израильским народом до прихода в мир Спасителя — это фундамент истории спасения.
Многие скажут, Ветхий Завет — сложная книга. Много раз пытался начать читать, открывал, но после первого же перечисления имён откладывал в сторону. Местами непонятно, местами путанно. Сложно собрать разрозненные пазлы в единую картинку. Действительно, есть такая проблема. А потому рекомендуется первые разы читать Ветхий Завет в переложении. Начать можно с самых азов, с детской Библии. В ней в доступной форме излагается фабула ветхозаветных событий. То есть в хронологическом порядке пересказываются самые важные эпизоды священной истории. После того, как общая схема будет ясна, можно взять книгу, которая называется Священная библейская история Ветхого Завета. Это такое же фабульное переложение древних событий, но рассчитанное уже не на детей, а на взрослых. Именно по таким пособиям начинают учить Священное Писание студенты семинарий. Здесь помимо повествования делаются важные комментарии и пояснения. Они помогают увидеть библейские события на фоне событий всемирной истории. Лишь после этого чтения можно приступать к русскому переводу Ветхого Завета. Такая последовательность значительно облегчИт его понимание.
Чтение Священного Писания — задача на всю жизнь. И торопиться здесь не стоит. Поэтому начинать можно с самого малого и двигаться постепенно. Постараемся каждый день читать священный текст и, самое главное, — понуждать себя применять его заповеди к своей жизни. И в своё время за наше усердие Господь даст нам понимание. Разрозненный пазл из имён и событий сложится в цельную картину, и Писание откроет нам свои тайны.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Иоанн Златоуст о покаянии». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные покаянию, из книги святителя Иоанна Златоуста «Беседы о покаянии».
«Ты грешник? Не отчаивайся, но приди, принеси покаяние. Ты согрешил? Скажи Богу: „я согрешил“. Какой тут труд? Какое обременение? Какая скорбь? Какая тягость — сказать слово: „я согрешил“? Если сам ты не назовешь себя грешником, то разве не будешь обвинен дьяволом? Предупреди же и лиши его этой чести; а его честь состоит в том, чтобы обвинять. Почему же не предупреждаешь его, и не исповедуешь греха, и не изглаждаешь преступления, когда знаешь, что есть против тебя такой обвинитель, который не может умолчать? Ты согрешил? Приди в церковь, скажи Богу: я согрешил. Ничего другого я от тебя не требую, кроме одного этого. Божественное Писание говорит: „Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися“ (Ис.43:26): скажи грех, чтобы разрешить грех. Для этого не нужны ни труд, ни многословие, ни денежная издержка, ни что другое подобное: произнеси слово, откройся в грехе и скажи: „я согрешил“»
С этой цитаты святителя Иоанна Златоуста началось обсуждение. Разговор шел о том, что такое истинное покаяние, как оно помогает в борьбе с грехами и в исправлении жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Псалом 135. Богослужебные чтения

Конечно, вам знакомо прилагательное «елейный» — которым мы, как правило, называем что-то приторное, избыточно-нарочитое, неискреннее. 135-й псалом царя Давида, который сегодня читается в храмах за богослужением, называется — и вы удивитесь! — «полиелейным» — но к «слащавости» он не имеет никакого отношения! Давайте послушаем!
Псалом 135.
[Аллилуия.]
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
2 Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его.
3 Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его;
4 Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его;
5 Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его;
6 утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его;
7 сотворил светила великие, ибо вовек милость Его;
8 солнце — для управления днём, ибо вовек милость Его;
9 луну и звёзды — для управления ночью, ибо вовек милость Его;
10 поразил Египет в первенцах его, ибо вовек милость Его;
11 и вывел Израиля из среды его, ибо вовек милость Его;
12 рукою крепкою и мышцею простёртою, ибо вовек милость Его;
13 разделил Чермное море, ибо вовек милость Его;
14 и провёл Израиля посреди его, ибо вовек милость Его;
15 и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его;
16 провёл народ Свой чрез пустыню, ибо вовек милость Его;
17 поразил царей великих, ибо вовек милость Его;
18 и убил царей сильных, ибо вовек милость Его;
19 Сигона, царя Аморрейского, ибо вовек милость Его;
20 и Ога, царя Васанского, ибо вовек милость Его;
21 и отдал землю их в наследие, ибо вовек милость Его;
22 в наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовек милость Его;
23 вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его;
24 и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его;
25 даёт пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его.
26 Славьте Бога небес, ибо вовек милость Его.
Почему же прозвучавший сейчас псалом — «полиелейный»? Дело в том, что на древнегреческом «ἔλεος» — «милость» — созвучна другому слову — «ἔλαιον» — «оливковое масло». В античности оливковое масло — не только важнейший продукт питания, но и основа для целебных мазей, защита от обжигающего солнца, вещество для светильников, средство очищения и многое другое. Неудивительно, что «елей» стал символом — и прежде всего — милости Бога по отношению ко всему творению, и в особенности — к человеку. Поэтому «полиелейный» — буквально — «многомилостивый», но отнюдь не «сверхподобострастный», как мог бы подумать наш современник.
По своей форме 135-й псалом представляет собой краткое утверждение — и после него фразу, которая повторяется снова и снова: «Яко в век милость Его» — то есть «ибо во веки милость Бога». В ветхозаветной богослужебной традиции — которую продолжила христианская традиция — псалмы пелись, и этот псалом — отличный пример «антифонного» пения, то есть такого пения, когда два хора, расположившись напротив друг друга, как бы находились в постоянном диалоге друг с другом. Один хор поёт: «Исповедайтесь Богу богов!» И тут же другой хор отвечает: «Яко в век милость Его!» Такая перекличка хоров создаёт не только внутреннюю динамику и ритм гимна, прославляющего Творца, но и с разных сторон раскрывает действие Бога по отношению к человеку, снова и снова возвращает к смысловой сердцевине: Бог — благ, добр, и это — непреложно!..
Автор псалма проводит нас через очень важные идеи: о единстве и верховной власти Бога над всеми духовными существами, о том, что вся Вселенная — Его творение, что Он никуда не «испарился» после сотворения мира, а постоянно заботится о нём, о том непосредственном участии, которое Бог явил в непростой судьбе еврейского народа во времена египетского плена и бегства от фараона, о том, что в итоге Бог даровал Своему народу замечательные земли для жизни — в награду за верность Ему.
Во всём тексте 135-го псалма рефреном повторяется утверждение, что Божия милость не имеет границ и времён. И если своей верой мы можем принять как неоспоримую истину то, что Бог — благ, не отчуждён от человека, тем более не «враг» ему — то какой бы ни была разной, странной, противоречивой бегущая перед взором кинолента нашей жизни — мы точно знаем: там, за ней, за этим мельтешением — от самого начала и до конца — один и Тот же Добрый Бог, и милость Его — беспредельна!..