Мученики — слава и украшение Церкви. На протяжении двух тысячелетий неисчислимое число мужчин и женщин, молодых и пожилых, незнатных и благородных приняло смерть за веру в Спасителя. Сонм мучеников явил миру XX век. Известия о христианах, отдавших жизнь за свои убеждения, приходят и в наши дни. Те, кто положил начало этому подвигу, прославлены как первомученики. Среди мужчин — это архидиакон Стефан. А первой женщиной, готовой пострадать «даже до смерти», стала святая равноапостольная Фекла.
Она родилась в I веке в городе Иконии в богатой семье и отличалась удивительной красотой. В восемнадцать лет её обручили знатному юноше. Всё уже было готово к свадьбе. Но однажды девушка услышала проповедь апостола Павла. Это изменило её жизнь. Фекла решила не вступать в брак и посвятить себя проповеди Евангелия. Родители воспротивились намерению дочери. А отвергнутый жених пожаловался правителю, и Павла посадили в тюрьму. Узнав об этом, Фекла ночью убежала из дома, подкупила стражников, и три дня провела в темнице, слушая наставления апостола, которого вскоре выслали из города.
Феклу долго убеждали отречься от новой веры и согласиться на брак, но она не изменила своего решения и была приговорена судом к сожжению — с полного одобрения родителей-язычников, разгневанных выбором дочери. Как повествует житие, когда мученица взошла на костер, ей явился Спаситель, благословляя и укрепляя её. Внезапно начался сильный ливень с градом, погасивший пламя. Воины, охранявшие место казни, в страхе разбежались. Фекла беспрепятственно покинула город и, разыскав апостола Павла, стала его преданной ученицей. Вместе с ним святая дошла с проповедью Евангелия до Антиохии. В этом городе она также подверглась преследованиям и вновь была осуждена на смерть. Дважды на неё выпускали диких зверей, но они не тронули девушку. Эти чудеса стали для язычников свидетельством истинности её веры. Фекла была отпущена на свободу. По благословению апостола Павла она поселилась в окрестностях города Селевкии и на протяжении 70 лет непрестанно проповедовала и исцеляла больных молитвой. Неоднократно на неё ополчались языческие жрецы, но святая не оставляла своего служения, промыслом Божиим оставаясь невредимой. Фекла обратила ко Христу множество людей. Скончалась подвижница в глубокой старости, дожив до девяноста лет. За многолетний миссионерский подвиг, принесший богатые плоды, Церковь именует её равноапостольной.
На Руси издавна почитали святую, однако до недавнего времени храмов в честь неё в нашей стране не было. 28 августа 2016 года, в день празднования Успения Пресвятой Богородицы, состоялось торжественное открытие монастыря Успенская Феклина женская пустынь в Козельской епархии. В этой обители освящён первый в России храм в честь святой равноапостольной первомученицы Феклы.
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.