
Фото: Ashe Walker / Unsplash
— Андрей, как же я люблю наши с тобой поездки! Вот и до республики Мордовия добрались. Удивительный край с яркими народными традициями.
— И замечательным музеем! В Мордовском музее изобразительных искусств в Сараанске большая коллекция полотен художника Федота Васильевича Сычкова.
— Помню, помню. Ты рассказывал мне о нём. Он ведь, кажется, уроженец здешних мест?
— Да. Федот Васильевич родился в мордовском селе Кочелаево, в бедной крестьянской семье. Живописи он учился в Петербурге и после окончания Академии художеств надолго осел в северной столице. Много путешествовал по Европе. Но главной темой его творчества навсегда осталось село, его радости и горести, будни и праздники. Сычков говорил, что посвятил свое искусство отображению жизни русской деревни.
— А вот это, случайно, не его картина? Такая яркая, жизнерадостная.
— Ты угадала, Аллочка. Это, действительно, работа Федота Васильевича Сычкова. Полотно называется «Водосвятие». Художник написал его в 1916 году.
— Водосвятие — то есть, праздничное церковное освящение воды? Но ведь оно же зимой бывает, в январе, в праздник Крещения Господня. А на картине совершенно точно — весна. На деревьях молодая зелень, по берегу реки пробивается первая травка.
— На праздник Крещения Господня, или Богоявления, совершается Великое водосвятие. А ещё есть малое. Оно происходит несколько раз в году. Например, в пятницу Светлой седмицы, недели после Пасхи, когда Церковь празднует память иконы Божьей Матери «Живоносный источник».
— Ты хочешь сказать, что сюжет картины как-то связан с этим праздником?
— Определённо, да. Нарядно одетые крестьяне вереницей стекаются к реке, чтобы набрать воды. А потом с коромыслами, вёдрами, кувшинами спешат к храму. Его зелёные купола возвышаются над селом. А рядом с храмом — приглядись — уже выстроился крестный ход, и вот-вот тронется. Хоругви высоко подняты.
— Андрей, посмотри, как интересно: на картине людской и водный потоки словно сливаются воедино, устремляясь к храму.
— Помнишь псалом 150-й: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Художник удивительно гармонично изобразил единство природы и человека в служении Богу. Подумай только: была простая речная вода. И вот, в праздник пришли люди, зачерпнули её, отнесли в храм. Там священник освятил воду, и она стала святою, люди будут пить её с благоговением «во здравие души и тела».
— Да, это так удивительно и таинственно.
— Кстати, вот ещё одна интересная деталь. На картине «Водосвятие» Федот Васильевич Сычков изобразил своё родное село. В Кочелаево праздник иконы «Живоносный источник» был престольным. Там до сих пор сохранился храм, построенный и освящённый в честь этого образа Божьей Матери. По воспоминаниям художника, вся деревня выходила на берег реки Мокши, чтобы набрать воды. Люди верили, что вода, освящённая в праздник иконы «Живоносный источник» исцеляет от недугов.
— А были случаи таких чудесных исцелений?
— Конечно. Собственно, с исцелением связана и сама история этого праздника. Однажды константинопольский воин по имени Лев встретил в роще слепого человека. Тот просил пить. Но поблизости было лишь поросшее тиной болото. Лев хотел отправиться на поиски свежей воды, как вдруг услышал голос, который повелел ему зачерпнуть воду из болота, и тиной помазать глаза слепого. Лев исполнил всё, как было сказано. Слепец прозрел! А воин вскоре стал императором. Над болотом, которое превратилось в чистый родник, он воздвиг церковь в честь Пресвятой Богородицы. А родник назвал Живоносным источником. Все, кто с верой приходили напиться из него воды, получали исцеление от болезней.
— Сколько духовной красоты в этой истории! И знаешь, Андрей, мне кажется, что картина тоже светится духовной красотой. Перед нами не просто бытовой эпизод. Художник запечатлел жизнь души народа. Души, устремлённой к Богу.
Картину Федота Сычкова «Водосвятие» можно увидеть в Мордовском музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.