
Фото: Ashe Walker / Unsplash
— Андрей, как же я люблю наши с тобой поездки! Вот и до республики Мордовия добрались. Удивительный край с яркими народными традициями.
— И замечательным музеем! В Мордовском музее изобразительных искусств в Сараанске большая коллекция полотен художника Федота Васильевича Сычкова.
— Помню, помню. Ты рассказывал мне о нём. Он ведь, кажется, уроженец здешних мест?
— Да. Федот Васильевич родился в мордовском селе Кочелаево, в бедной крестьянской семье. Живописи он учился в Петербурге и после окончания Академии художеств надолго осел в северной столице. Много путешествовал по Европе. Но главной темой его творчества навсегда осталось село, его радости и горести, будни и праздники. Сычков говорил, что посвятил свое искусство отображению жизни русской деревни.
— А вот это, случайно, не его картина? Такая яркая, жизнерадостная.
— Ты угадала, Аллочка. Это, действительно, работа Федота Васильевича Сычкова. Полотно называется «Водосвятие». Художник написал его в 1916 году.
— Водосвятие — то есть, праздничное церковное освящение воды? Но ведь оно же зимой бывает, в январе, в праздник Крещения Господня. А на картине совершенно точно — весна. На деревьях молодая зелень, по берегу реки пробивается первая травка.
— На праздник Крещения Господня, или Богоявления, совершается Великое водосвятие. А ещё есть малое. Оно происходит несколько раз в году. Например, в пятницу Светлой седмицы, недели после Пасхи, когда Церковь празднует память иконы Божьей Матери «Живоносный источник».
— Ты хочешь сказать, что сюжет картины как-то связан с этим праздником?
— Определённо, да. Нарядно одетые крестьяне вереницей стекаются к реке, чтобы набрать воды. А потом с коромыслами, вёдрами, кувшинами спешат к храму. Его зелёные купола возвышаются над селом. А рядом с храмом — приглядись — уже выстроился крестный ход, и вот-вот тронется. Хоругви высоко подняты.
— Андрей, посмотри, как интересно: на картине людской и водный потоки словно сливаются воедино, устремляясь к храму.
— Помнишь псалом 150-й: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Художник удивительно гармонично изобразил единство природы и человека в служении Богу. Подумай только: была простая речная вода. И вот, в праздник пришли люди, зачерпнули её, отнесли в храм. Там священник освятил воду, и она стала святою, люди будут пить её с благоговением «во здравие души и тела».
— Да, это так удивительно и таинственно.
— Кстати, вот ещё одна интересная деталь. На картине «Водосвятие» Федот Васильевич Сычков изобразил своё родное село. В Кочелаево праздник иконы «Живоносный источник» был престольным. Там до сих пор сохранился храм, построенный и освящённый в честь этого образа Божьей Матери. По воспоминаниям художника, вся деревня выходила на берег реки Мокши, чтобы набрать воды. Люди верили, что вода, освящённая в праздник иконы «Живоносный источник» исцеляет от недугов.
— А были случаи таких чудесных исцелений?
— Конечно. Собственно, с исцелением связана и сама история этого праздника. Однажды константинопольский воин по имени Лев встретил в роще слепого человека. Тот просил пить. Но поблизости было лишь поросшее тиной болото. Лев хотел отправиться на поиски свежей воды, как вдруг услышал голос, который повелел ему зачерпнуть воду из болота, и тиной помазать глаза слепого. Лев исполнил всё, как было сказано. Слепец прозрел! А воин вскоре стал императором. Над болотом, которое превратилось в чистый родник, он воздвиг церковь в честь Пресвятой Богородицы. А родник назвал Живоносным источником. Все, кто с верой приходили напиться из него воды, получали исцеление от болезней.
— Сколько духовной красоты в этой истории! И знаешь, Андрей, мне кажется, что картина тоже светится духовной красотой. Перед нами не просто бытовой эпизод. Художник запечатлел жизнь души народа. Души, устремлённой к Богу.
Картину Федота Сычкова «Водосвятие» можно увидеть в Мордовском музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России
Высоко-Петровский монастырь. Тайные монашеские общины
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь — один из первых монастырей в Москве. Он был основан Святителем Московским Петром Митрополитом Киевским и всея Руси, чудотворцем, в начале XIV века. После революции обитель стала центром тайного монашества. Люди, приходившие в обитель в тяжелые годы гонений на Церковь, собирались вокруг Старцев Свято-Смоленской Зосимовой пустыни и, следуя за своими Старцами по пути духовной жизни, принимали монашество. Это был самый большой тайный монастырь в России. Тайные монахи и монахини трудились на светской работе, относясь к ней как к послушанию, сохраняя при этом свои монашеские обеты. Они сохранили для нас этот непрерывный опыт сокровенной духовной жизни Русской Православной Церкви.
В обители создана прекрасная выставка «Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря в 1920-50-е годы», где вы увидите множество бесценных фотографий людей, которые прошли свой жизненный путь в верности Христу. Мы приглашаем всех на эту выставку.

Высоко-Петровского монастыря в 1920-50 е годы




Архивное фото

Высоко-Петровского монастыря




Все выпуски программы Места и люди
Клайв Льюис «Хроники Нарнии» — «Если струшу сейчас…»

Фото: Piqsels
В 1950 году Клайв Стэйплз Льюис начал писать своё самое известное произведение «Хроники Нарнии». Центральный образ «Хроник» — лев Аслан, сын императора Страны-за-Морем. А четвёртая повесть «Хроник» — «Конь и его мальчик» — посвящена приключениям маленького принца Кора. В младенчестве он был похищен и вырос на чужбине под именем Шаста. Вернувшись на родину, мальчик вовремя предупреждает короля-отца о готовящемся на страну нападении.
Накануне решающей битвы Шасте больше всего на свете хочется спрятаться. Но, стиснув зубы, мальчик думает: «Если струшу сейчас, то буду убегать с каждого своего боя всё время». И остаётся. И сама эта фраза как-то прочно остаётся в памяти у читателей. Друг Клайва Льюиса, писатель Гилберт Честертон, выдающийся христианский мыслитель, однажды заметил, что порой «полевые цветы и фразы в автобусе» могут привести к христианству — или укрепить в нём.
Достаточно вспоминать слова Шасты — «Если струшу сейчас» — всякий раз, когда и нам предстоит своя битва. Мы, сказал однажды автор «Хроник Нарнии», воины в оккупированном грехом мире. Уступишь слабости, лености, равнодушию, подленькой мысли, крохотной трусости — и будешь отступать — уступать — поддаваться и сдаваться всегда.
Шаста, к слову, ничего в том бою толком не добился, только мечом вслепую махал. Но самую, возможно, главную, в своей жизни победу он уже одержал.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Сухотинка. Сухотинский Богородице-Знаменский женский монастырь
В тридцати километрах к югу от города Тамбов, в Знаменском районе, есть неприметное на первый взгляд село Сухотинка. Болота, озеро, лес, и петляющая среди лугов речушка Нару-Тамбов. Когда-то на её берегу стояло имение помещиков Сухотиных — мужа и жены. С их именами неразрывно связано сердце Сухотинки и одна из наиболее известных святынь всей Тамбовщины — Богородице-Знаменский женский монастырь.
Пётр Гаврилович Сухотин получил имение в награду за проявленную доблесть при взятии Очакова во время Русско-Турецкой войны 1787-1791 годов. В Сухотинке он поселился вместе с молодой женой, Варварой Александровной. Тридцать лет прожили они здесь душа в душу. Но однажды обоих внезапно одолела тяжёлая болезнь. Тогда супруги в одну и ту же ночь во сне увидели икону Пресвятой Богородицы «Знамение». Пробудившись, Сухотины отслужили молебен перед этим образом и получили исцеление! После этого чудесного случая они дали Божией Матери обет устроить в своём имении иноческую обитель.
Женский монастырь, построенный на землях и на средства Сухотиных, был освящён и открыт в 1822-м году. Первой настоятельницей Богородице-Знаменской обители стала игумения Досифея (Кудрявцева), духовная дочь преподобного Серафима Саровского. Старец Серафим лично благословил её на этот труд. Без малого столетие монастырь процветал и в него стекались паломники со всей России. А потом к власти пришли большевики. Сразу после 1917-го года Сухотинская Знаменская обитель была закрыта. Большую часть зданий, включая несколько храмов, снесли. На территории монастыря разместили детскую колонию, потом — психоневрологический диспансер.
Возрождение Богородице-Знаменского монастыря началось в 2003-м году и продолжается до сих пор. Полностью восстановлена белокаменная церковь Иверской иконы Божией матери. Обнаружен фундамент главного монастырского храма — утраченного в советские годы Знаменского собора. В будущем его планируется отстроить заново.
А пока Сухотинский Богородице-Знаменский монастырь встречает гостей чуть тронутыми временем, но сохранившимися монастырскими стенами из красного кирпича. Золотой ангел на башенке, построенной уже в наши дни, склоняет голову, приветствуя каждого, кто приехал сюда помолиться и прикоснуться к истории славной обители.
Все выпуски программы ПроСтранствия











