— Какой ты молодец, Андрюша, что выбрался к нам в гости! Как давно мы не виделись!
— Давненько, сестрёнка! У вас дома, я вижу, многое изменилось. Перестановку сделали. И репродукции картины Федота Сычкова «Подружки» прежде тут не было.
— Это почтовая открытка, представляешь? Я как её увидала, сразу купила! Оформила в рамку и повесила. Налюбоваться не могу на трёх деревенских девчушек, что стоят у деревянной изгороди. Уже и характеры их изучила. Та, что слева, посмотри, озорница какая — взобралась на верхнюю берёзовую жёрдочку, свесила босые ноги, и улыбается, довольная!
— А подружка рядом с ней наоборот, серьёзная. Она занята важным делом — грызёт семечки из цветка подсолнуха, который едва созрел.
— А третья девочка — совсем малышка — курносая, стриженная под горшок. Смешная и трогательная. Смотрит открыто и в то же время застенчиво. Столько чистоты в её взгляде! И в целом от картинки веет беззаботной радостью, которая присуща детству.
— Недаром автора этого изображения, художника Федота Сычкова, называют живописцем радости!
— Хорошо, что кто-то придумал поместить репродукцию картины «Подружки» на почтовую открытку.
— Это придумали, как ты говоришь, ещё в девятнадцатом веке. Такие карточки появились в 1916 году, сразу же после того, как художник представил полотно публике. Федот Сычков был необычайно востребован в издательствах. И выпускали они в основном открытки со сценами из жизни деревенских ребятишек.
— Сычкову была близка эта тема?
— Близка. Он сам родился в бедной крестьянской семье, в селе Кочелаево Пензенской губернии. Вырос в тех же условиях, что и маленькие героини картины «Подружки».
— А как же он стал художником?
— Школьный учитель Пётр Дюамаев заметил дарование мальчика и стал усиленно с ним заниматься рисованием. Федот овладел мастерством настолько, что смог работать подмастерьем в иконописной мастерской. Также он рисовал портреты односельчан. В двадцать лет художник выполнил заказ генерала Ивана Арапова — запечатлел закладку одной из станций Московско-Казанской железной дороги. Арапов, довольный результатом, помог юноше перебраться в Санкт-Петербург и поступить в рисовальную школу.
— Живя в столице, Федот продолжал рисовать деревенских ребятишек?
— А он не остался в Петербурге. Сычков окончил рисовальную школу, затем высшее художественное училище при Академии художеств, побывал на стажировке в Италии, и вернулся на родину. В деревенской жизни он черпал и вдохновение, и темы для своих работ. А дети всегда стайкой вились вокруг Федота Васильевича. Он называл своих маленьких друзей забавным ласковым словечком тибрики-вибрики. И отображал их мир на своих полотнах!
— Замечательно ему это удавалось!
— Художник умел передать кистью и красками главные черты детства — открытость, доверчивость, простоту. Потому так тепло на душе от его картин.
— Потому я так и полюбила работу Федота Сычкова «Подружки. Дети».
Картину Федота Сычкова «Подружки. Дети» можно увидеть в Мордовском музее изобразительных искусств.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема