— Какой ты молодец, Андрюша, что выбрался к нам в гости! Как давно мы не виделись!
— Давненько, сестрёнка! У вас дома, я вижу, многое изменилось. Перестановку сделали. И репродукции картины Федота Сычкова «Подружки» прежде тут не было.
— Это почтовая открытка, представляешь? Я как её увидала, сразу купила! Оформила в рамку и повесила. Налюбоваться не могу на трёх деревенских девчушек, что стоят у деревянной изгороди. Уже и характеры их изучила. Та, что слева, посмотри, озорница какая — взобралась на верхнюю берёзовую жёрдочку, свесила босые ноги, и улыбается, довольная!
— А подружка рядом с ней наоборот, серьёзная. Она занята важным делом — грызёт семечки из цветка подсолнуха, который едва созрел.
— А третья девочка — совсем малышка — курносая, стриженная под горшок. Смешная и трогательная. Смотрит открыто и в то же время застенчиво. Столько чистоты в её взгляде! И в целом от картинки веет беззаботной радостью, которая присуща детству.
— Недаром автора этого изображения, художника Федота Сычкова, называют живописцем радости!
— Хорошо, что кто-то придумал поместить репродукцию картины «Подружки» на почтовую открытку.
— Это придумали, как ты говоришь, ещё в девятнадцатом веке. Такие карточки появились в 1916 году, сразу же после того, как художник представил полотно публике. Федот Сычков был необычайно востребован в издательствах. И выпускали они в основном открытки со сценами из жизни деревенских ребятишек.
— Сычкову была близка эта тема?
— Близка. Он сам родился в бедной крестьянской семье, в селе Кочелаево Пензенской губернии. Вырос в тех же условиях, что и маленькие героини картины «Подружки».
— А как же он стал художником?
— Школьный учитель Пётр Дюамаев заметил дарование мальчика и стал усиленно с ним заниматься рисованием. Федот овладел мастерством настолько, что смог работать подмастерьем в иконописной мастерской. Также он рисовал портреты односельчан. В двадцать лет художник выполнил заказ генерала Ивана Арапова — запечатлел закладку одной из станций Московско-Казанской железной дороги. Арапов, довольный результатом, помог юноше перебраться в Санкт-Петербург и поступить в рисовальную школу.
— Живя в столице, Федот продолжал рисовать деревенских ребятишек?
— А он не остался в Петербурге. Сычков окончил рисовальную школу, затем высшее художественное училище при Академии художеств, побывал на стажировке в Италии, и вернулся на родину. В деревенской жизни он черпал и вдохновение, и темы для своих работ. А дети всегда стайкой вились вокруг Федота Васильевича. Он называл своих маленьких друзей забавным ласковым словечком тибрики-вибрики. И отображал их мир на своих полотнах!
— Замечательно ему это удавалось!
— Художник умел передать кистью и красками главные черты детства — открытость, доверчивость, простоту. Потому так тепло на душе от его картин.
— Потому я так и полюбила работу Федота Сычкова «Подружки. Дети».
Картину Федота Сычкова «Подружки. Дети» можно увидеть в Мордовском музее изобразительных искусств.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Евр., 329 зач. (от полу́), XI, 24-26, 32 — XII, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
«Я молился, но Бог мне не ответил, мне не нужен такой Бог» — эти размышления всем прекрасно знакомы, иногда мы их слышим от своих друзей и близких, слышим их в кино, их можно найти в книгах, да и, пожалуй, любой верующий человек время от времени задаётся вопросом о связи молитв и действий Бога, ведь далеко не всегда Бог отвечает на наши к Нему воззвания. Когда нас посещают такого рода мысли, то нам стоит задаться одним довольно простым вопросом: а на каком основании мы решили, что ответ на наши молитвы должен быть мгновенным? Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 11-й и 12-й глав Послания святого апостола Павла к Евреям. Этот отрывок свидетельствует, что между молитвами и их исполнением в ряде случаев бывает чрезвычайно гигантский временной зазор.
Глава 11.
24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,
25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,
26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Глава 12.
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Когда мы слышим только что прозвучавший отрывок Послания к Евреям, мы предполагаем, что за перечислением ярких эпизодов жизни праведников Ветхого Завета последует радостный вывод о том благе, которое получили все эти люди от Бога. Однако Послание к Евреям внезапно говорит нечто почти что противоположное: «Все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного» (Евр. 11:39). То есть получается, что их молитвы, подвиги, их страдания и их вера ни к чему не привели, что они попросту не имели смысла. Да, это действительно так: с точки зрения земной жизни все действия веры бессмысленны, потому-то у апостольской фразы и есть удивительное продолжение, которое звучит так: «Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:40).
Праведники Ветхого Завета жили ожиданием встречи с Мессией, они предчувствовали Пришествие Христово. Им не дано было с Ним встретиться по той причине, что, с одной стороны, человечество ещё не было готово, а с другой — Бог по Своей любви желает привлечь к Себе как можно большее число людей, ну а люди должны ещё родиться. Мы не смогли бы войти в блаженство Царства Христова, если бы земная история закончилась, скажем, временем царя Давида.
Бог верен Себе. Он исполняет Свои обещания, и никакое Его слово не остаётся лишь звуком. А потому Он обязательно исполнит наши молитвы, и исполнит их тем совершеннейшим способом, о котором мы не в состоянии даже помыслить. Об этом стоит помнить всегда, и, помня, делать то, что рекомендует нам делать Послание к Евреям: «Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12:1–2).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Торжество Православия. Вторая неделя Великого поста». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Евр.11:24—26,32—12:2) и Евангельского (Ин.1:43—51) чтений в первое воскресенье Великого поста (Торжество Православия), о второй неделе Великого поста, о Литургии Преждеосвященных Даров, а также о днях памяти священномученика Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского, Иконы Божией Матери, именуемой «Державная».
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
Поможем открыть склады гуманитарной помощи в Ивановской области

В городе Кинешма Ивановской области больше 10 лет работает православный Центр «Малая церковь». Здесь будущие мамы, семьи с детьми и одинокие люди в трудной жизненной ситуации могут обрести понимание и заботу, а также деятельную помощь — духовную, психологическую и юридическую. Кроме того, при центре работает гуманитарный склад, где выдают продукты, одежду и лекарства.
Вера познакомилась с этим проектом семь лет назад. Тогда беременная женщина с двумя детьми на руках оказалась в беде. В отчаянии она пришла в женскую консультацию и хотела прервать беременность. Но в тот день, в кабинете предабортного консультирования, дежурил священник Пётр Влащенко, руководитель центра «Малая церковь». Батюшка выслушал маму и пообещал, что не оставит её и детей без помощи.
Так у Веры родился третий ребёнок. На протяжении 7 лет отец Пётр поддерживал семью всем необходимым — привозил продукты, вещи и лекарства. Вместе с добрыми людьми отремонтировал в доме окна и наладил отопление.
За это время Вера «встала на ноги» и устроилась на работу. А ещё воцерковилась и теперь вместе с младшим сыном Сашей ходит в храм Вознесения Господня в городе Кинешме, где служит священник Пётр. Мальчик относится к нему, как к родному дедушке. Увидит его и радостно бежит навстречу.
Благодаря батюшке и центру «Малая церковь» многие семьи обретают крепкую опору в трудной ситуации.
Каждый день на гуманитарный склад центра за продуктами и одеждой приезжают десятки людей. Но есть те, до кого помощь пока не доходит. Жителям отдалённых сёл и деревень Ивановской области дорого и далеко сюда добираться. Поэтому возникла необходимость открыть ещё 5 гуманитарных складов. И если вы готовы в этом помочь, и поддержать самых нуждающихся людей глубинки, сделайте любой благотворительный взнос на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов