— Какой ты молодец, Андрюша, что выбрался к нам в гости! Как давно мы не виделись!
— Давненько, сестрёнка! У вас дома, я вижу, многое изменилось. Перестановку сделали. И репродукции картины Федота Сычкова «Подружки» прежде тут не было.
— Это почтовая открытка, представляешь? Я как её увидала, сразу купила! Оформила в рамку и повесила. Налюбоваться не могу на трёх деревенских девчушек, что стоят у деревянной изгороди. Уже и характеры их изучила. Та, что слева, посмотри, озорница какая — взобралась на верхнюю берёзовую жёрдочку, свесила босые ноги, и улыбается, довольная!
— А подружка рядом с ней наоборот, серьёзная. Она занята важным делом — грызёт семечки из цветка подсолнуха, который едва созрел.
— А третья девочка — совсем малышка — курносая, стриженная под горшок. Смешная и трогательная. Смотрит открыто и в то же время застенчиво. Столько чистоты в её взгляде! И в целом от картинки веет беззаботной радостью, которая присуща детству.
— Недаром автора этого изображения, художника Федота Сычкова, называют живописцем радости!
— Хорошо, что кто-то придумал поместить репродукцию картины «Подружки» на почтовую открытку.
— Это придумали, как ты говоришь, ещё в девятнадцатом веке. Такие карточки появились в 1916 году, сразу же после того, как художник представил полотно публике. Федот Сычков был необычайно востребован в издательствах. И выпускали они в основном открытки со сценами из жизни деревенских ребятишек.
— Сычкову была близка эта тема?
— Близка. Он сам родился в бедной крестьянской семье, в селе Кочелаево Пензенской губернии. Вырос в тех же условиях, что и маленькие героини картины «Подружки».
— А как же он стал художником?
— Школьный учитель Пётр Дюамаев заметил дарование мальчика и стал усиленно с ним заниматься рисованием. Федот овладел мастерством настолько, что смог работать подмастерьем в иконописной мастерской. Также он рисовал портреты односельчан. В двадцать лет художник выполнил заказ генерала Ивана Арапова — запечатлел закладку одной из станций Московско-Казанской железной дороги. Арапов, довольный результатом, помог юноше перебраться в Санкт-Петербург и поступить в рисовальную школу.
— Живя в столице, Федот продолжал рисовать деревенских ребятишек?
— А он не остался в Петербурге. Сычков окончил рисовальную школу, затем высшее художественное училище при Академии художеств, побывал на стажировке в Италии, и вернулся на родину. В деревенской жизни он черпал и вдохновение, и темы для своих работ. А дети всегда стайкой вились вокруг Федота Васильевича. Он называл своих маленьких друзей забавным ласковым словечком тибрики-вибрики. И отображал их мир на своих полотнах!
— Замечательно ему это удавалось!
— Художник умел передать кистью и красками главные черты детства — открытость, доверчивость, простоту. Потому так тепло на душе от его картин.
— Потому я так и полюбила работу Федота Сычкова «Подружки. Дети».
Картину Федота Сычкова «Подружки. Дети» можно увидеть в Мордовском музее изобразительных искусств.
9 сентября. Об Общемосковском Крестном ходе

7 сентября, в день Собора Московских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
По окончании Литургии предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом, посвященным началу Общемосковского Крестного хода.
С XVI века русские цари и московские митрополиты ходили Крестным ходом от Кремля до Новодевичьего монастыря в честь принесения иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, защитницы западных рубежей нашего Отечества. Богоборцы, поработившие на какое-то время нашу страну, прекратили, прервали эту замечательную духовную традицию.
И сегодня в обновлённой России, имея полную свободу совершать богослужения, исповедовать свою веру, мы восстанавливаем этот древний обычай. А почему? Да потому что Крестные ходы свидетельствовали о глубокой вере наших людей, в том числе, конечно, и москвичей, которые возглавили в то время историческое объединение Руси и её борьбу за самостоятельность и независимость.
Всё бы это было невозможно без помощи Божией, которая непременно приходит к тем, кто в молитве пребывает, совершая её за самого себя, за своих родных, близких и, конечно, за Отечество своё.
В наши непростые времена, когда брошен какой-то вызов исторической Руси, многие из нас это хорошо чувствуют, даже знакомясь просто с публикациями в средствах массовой информации, смотря новостные передачи. Действительно, такое впечатление, что кто-то снова пытается разделить Церковь, восставить её народы, российские друг против друга. Ну вот, так уж было неоднократно в прошлом в истории нашего Отечества.
Ну а чем же мы всегда отвечали? Отвечали не только решительными действиями, не только мобилизацией всех сил, не только мужеством в отражении нашествия иноплеменников, но и горячей молитвой к Богу.
Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны с этим знаменательным историческим событием. Крестный ход — ведь это не только движение, не только прохождение по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг, движение, но не по улицам только, а к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, ведь нет подлинного движения к Богу.
Вот есть ещё нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья — это ведь малая церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, то оскудевает и большая церковь.
Нынешний Крестный ход — это, кроме того, ещё и свидетельство того, что Москва — реально православная столица нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О том, почему Господь проповедовал в притчах

В 4-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все».
О том, почему Господь проповедовал в притчах — священник Николай Дубинин.
В Евангелии не раз упоминается о том, что Господь говорит притчами. Что такое притча? Это иносказание, это рассказ, который содержит в себе аналогии из жизни, примеры из жизни, для того чтобы человек по аналогии мог лучше понимать суть произносимого.
И, учитывая, что сами ученики были плоть от плоти того народа, к которому пришёл Христос (это были галилейские рыбаки), то и ученикам Господь наедине разъяснял всё, что Он говорил народу в притчах.
Это форма заботы, когда Господь, ну, буквально три года взращивал своих будущих апостолов, чтобы они пошли в мир и имели вот этот навык проповедования, в том числе в образах и притчах, для простого народа.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О свидетелях о Христе

В 13-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «При устах двух или трёх свидетелей будет твёрдо всякое слово».
О свидетелях о Христе — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол Павел говорит нам о реалиях ветхозаветного ещё закона или, скажем, реалиях делопроизводства судебного, которое производилось в Ветхом Завете. То есть если кто-то на кого-то свидетельствовал, обвиняя кого-то в чём-либо, то должно было быть два или три свидетеля, чтобы подтвердить его слова как истину.
А в силу того, что он в третий раз пришёл к коринфянам, обличая их в неких прегрешениях, то об этом он и говорит, что вот, даже в законе говорится, что при двух или трёх свидетелях будет твердо всякое слово; если по-русски, то тем самым его обличение, они тоже имеют особую силу в данном случае, потому что он приходит уже в третий раз свидетельствовать им.
Но для нас важно, чтобы мы не были ложными свидетелями, потому что зачастую это свидетельство, которое даётся нам от Бога, тоже подтверждено очень многими свидетелями. Это и святые: лик апостольский и сонм святых, поэтому важно укореняться в принятии Слова Божия, потому что оно для нас засвидетельствовано именно очень многими свидетельствами, чудесами, знамениями и имеет огромный авторитет в нашей с вами христианской духовной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема