— Какой ты молодец, Андрюша, что выбрался к нам в гости! Как давно мы не виделись!
— Давненько, сестрёнка! У вас дома, я вижу, многое изменилось. Перестановку сделали. И репродукции картины Федота Сычкова «Подружки» прежде тут не было.
— Это почтовая открытка, представляешь? Я как её увидала, сразу купила! Оформила в рамку и повесила. Налюбоваться не могу на трёх деревенских девчушек, что стоят у деревянной изгороди. Уже и характеры их изучила. Та, что слева, посмотри, озорница какая — взобралась на верхнюю берёзовую жёрдочку, свесила босые ноги, и улыбается, довольная!
— А подружка рядом с ней наоборот, серьёзная. Она занята важным делом — грызёт семечки из цветка подсолнуха, который едва созрел.
— А третья девочка — совсем малышка — курносая, стриженная под горшок. Смешная и трогательная. Смотрит открыто и в то же время застенчиво. Столько чистоты в её взгляде! И в целом от картинки веет беззаботной радостью, которая присуща детству.
— Недаром автора этого изображения, художника Федота Сычкова, называют живописцем радости!
— Хорошо, что кто-то придумал поместить репродукцию картины «Подружки» на почтовую открытку.
— Это придумали, как ты говоришь, ещё в девятнадцатом веке. Такие карточки появились в 1916 году, сразу же после того, как художник представил полотно публике. Федот Сычков был необычайно востребован в издательствах. И выпускали они в основном открытки со сценами из жизни деревенских ребятишек.
— Сычкову была близка эта тема?
— Близка. Он сам родился в бедной крестьянской семье, в селе Кочелаево Пензенской губернии. Вырос в тех же условиях, что и маленькие героини картины «Подружки».
— А как же он стал художником?
— Школьный учитель Пётр Дюамаев заметил дарование мальчика и стал усиленно с ним заниматься рисованием. Федот овладел мастерством настолько, что смог работать подмастерьем в иконописной мастерской. Также он рисовал портреты односельчан. В двадцать лет художник выполнил заказ генерала Ивана Арапова — запечатлел закладку одной из станций Московско-Казанской железной дороги. Арапов, довольный результатом, помог юноше перебраться в Санкт-Петербург и поступить в рисовальную школу.
— Живя в столице, Федот продолжал рисовать деревенских ребятишек?
— А он не остался в Петербурге. Сычков окончил рисовальную школу, затем высшее художественное училище при Академии художеств, побывал на стажировке в Италии, и вернулся на родину. В деревенской жизни он черпал и вдохновение, и темы для своих работ. А дети всегда стайкой вились вокруг Федота Васильевича. Он называл своих маленьких друзей забавным ласковым словечком тибрики-вибрики. И отображал их мир на своих полотнах!
— Замечательно ему это удавалось!
— Художник умел передать кистью и красками главные черты детства — открытость, доверчивость, простоту. Потому так тепло на душе от его картин.
— Потому я так и полюбила работу Федота Сычкова «Подружки. Дети».
Картину Федота Сычкова «Подружки. Дети» можно увидеть в Мордовском музее изобразительных искусств.
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 апреля. Об истории Муромской иконы Богородицы
Сегодня 25 апреля. Церковь чтит Муромскую икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Максим Горожанкин.
25 апреля. О зависти
В 23-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем».
О зависти, — священник Константин Кокора.