Гоголь считал, что искусство должно помогать человеку встретиться со Христом. «Портрет Николая Васильевича Гоголя» Фёдора Моллера обладает особой ценностью. Писатель заказал его для своей матери, живя в Италии, и остался очень доволен результатом.

— Добрый день! Какой богатый букинистический магазин у вас! Покажите, пожалуйста, синенький шеститомник Гоголя.
— Пожалуйста, посмотрите! Издание 1952 года, в идеальном состоянии.
— О, и с портретом кисти Фёдора Моллера! Чудесно!
— Надо же, я и не обращала внимания. А ведь портрет действительно интересный! Писатель на нём одет с иголочки: изящный шёлковый платок на шее, бархатный жилет, на котором эффектно поблёскивает цепочка от нагрудных часов. Очень элегантно!
— Этот портрет писатель заказал в 1840 году для своей матери. Он в то время жил в Италии и хотел показать, что всё у него благополучно. Николай Васильевич вместе с художником тщательно выбирал одежду и аксессуары, подыскивал наиболее удачную позу и выражение лица — заранее репетировал перед зеркалом, как будет выглядеть на портрете. И остался чрезвычайно доволен результатом. Работу Моллера Гоголь называл единственным действительно похожим на него изображением.
— А что за художник такой — Фёдор Моллер?
— Он был сыном адмирала и сам готовился к военной карьере. Воспитывался в Морском кадетском корпусе, получил офицерский чин. Но потом увлёкся живописью, поступил в Императорскую художественную академию, учился у Карла Брюллова. Получив образование, отправился в Италию, чтобы совершенствовать мастерство. Там, в Риме, Фёдор и познакомился с Николаем Гоголем.
— Они дружили?
— Наверное, было бы слишком смело назвать эти отношения дружбой. Гоголь всего на три года старше Моллера, но на момент знакомства их положение в обществе существенно различалось. Один — известный писатель, другой — начинающий художник. Но Николай Васильевич ценил такие человеческие качества Фёдора Антоновича, как искренность, простодушие, и очень высоко отзывался о его таланте. В одном из писем он назвал Моллера «первым ныне художником».
— Портрет Гоголя — это лучшая картина Фёдора Моллера?
— У художника немало удачных полотен. Но парадный портрет Николая Гоголя имеет особую ценность — не только художественную, но ещё историческую, и я бы даже сказала духовную. Моллер, может быть, сам того не ведая, запечатлел переломный момент в жизни писателя. В 1839 году Гоголь перенёс болезнь, которая сопровождалась приступами тоски. Этот недуг заставил Николая Васильевича совершить переоценку ценностей. Он нашёл смысл жизни и называл это чудесным исцелением.
— А в чём Гоголь нашёл смысл жизни?
— В Боге. Гоголь с детства был религиозен, но теперь его вера стала яснее. Он говорил о себе, что стал больше пригоден для монастыря, чем для жизни светской.
— А как же творчество?
— Николай Васильевич считал, что искусство должно помогать человеку встретиться со Христом. И очень переживал, не послужат ли какие-нибудь фрагменты его произведений соблазном для читателей.
— Поэтому он сжёг второй том романа «Мертвые души»?
— Да, Гоголь писал, что появление второго тома в том виде, в котором он был, принесло бы скорее вред, чем пользу.
— Но всё равно жалко — столько труда пропало.
— К этому можно по-разному относиться. Вот, современница писателя, княжна Варвара Репнина-Волконская призывала не плакать о сожжённом творении Гоголя, а порадоваться, что Николай Васильевич стал истинным христианином. Эти её слова невольно вспоминаешь, когда видишь картину Фёдора Моллера. На ней писатель — просветлённый, с ясным глубоким взглядом.
— А где сейчас хранится портрет Гоголя?
— Картина Моллера долгое время принадлежала семье писателя. После революции её передали в Полтавский художественный музей. А во время Великой Отечественной войны холст бесследно исчез. Хорошо, что Фёдор Моллер в свое время сделал точную копию своей работы, и её купил Павел Третьяков. Так что увидеть портрет Николая Гоголя сегодня можно в Третьяковской галерее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 69 зач., I, 8 - II, 6.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что такое грех? Как он появляется на свет? И как от него избавиться раз и навсегда? Ответ на эти вопросы мы слышим в отрывке из 1-й и 2-й глав 1-го послания апостола Иоанна Богослова, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
8 Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
Глава 2.
1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
3 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.
4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем.
6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.
Нет человека, который бы жил эту жизнь и ни разу бы не согрешил. Более того, даже если перестаёт человек совершать явно греховные поступки, он всё ещё не свободен от греха. Величайшие святые признавались в этом на смертном одре. Нам это может показаться странным. Однако всё встанет на свои места, если под грехом мы будем понимать не только нарушение закона, не только антисоциальные поступки, не только явные преступления против человечества, но в первую очередь особое состояние, в котором находится человек. О каком именно состоянии идёт речь?
Православные богословы утверждают, что из-за преступления Адама в мир проникли три жутких болезни. Первая — это тленность. Всё подвержено старению, всё портится, всё разрушается, всё истлевает. Вторая болезнь — это страстность. Речь идёт не о противоестественных страстях, которыми бывает одержим человек. Такими, как например, зависимость от пищи, игр или веществ. Речь о наших вполне естественных реакциях на внешние воздействия. Мы испытываем боль, голод, жажду, холод, утомление. Страдает как наша душа, так и тело. Третья болезнь — это смертность. Это разрушение целостного душевно-телесного состава человека. То, чем оканчивается наша земная жизнь. Со времён Адама этому закону подчиняется каждый из нас. Без исключения. Тленность, смертность и страстность — это общее состояние нашего тела и души. Как говорится, средняя температура по больнице.
Наверное, если бы не был человек сотворён по образу Божию, то мы бы не видели в этом большую проблему. Но что-то подсказывает нам, что так быть не должно. Что есть в этом огромная несправедливость. Именно поэтому мы всеми силами пытаемся избежать этого состояния умирания. Своими мыслями, словами и поступками мы создаём иллюзию бессмертия. Например, пытаемся заработать побольше денег, окружить себя комфортом, получить статус в обществе, собрать вокруг себя единомышленников и почитателей. Так мы надеемся поймать синюю птицу за хвост, убежать от страдания и смерти. И часто к этой цели мы идём, не обращая внимания на окружающих. Здесь и рождается грех. Да, возможно, мы не грабим банки и не создаём финансовые пирамиды. Но всякий из нас наполнен претензиями и недовольством по поводу происходящего вокруг. А это и есть зачаток любого греха.
Поэтому говорить себе, что во мне нет греха — это большое заблуждение и горький самообман. Ведь правда жизни настигнет внезапно. В самый неподходящий момент. Апостол Иоанн напоминает об этом не для того, чтобы вызвать у нас чувство вины, стыда или страха. Он хочет обратить наше внимание на ту альтернативу, которую предлагает Христос. Не лучше ли сразу жить по закону Его Евангелия. Искать не своей воли, но воли Бога. Заботиться не о своей корыстной выгоде, но о пользе, которую мы можем принести окружающим. Тому, кто начинает так проводить свою жизнь, Господь даёт Свой свет, просвещает разум. Такой человек начинает отчётливо видеть своё истинное состояние и то, из какого страшного болота его вытягивает Бог. Это вдохновляет его исполнять заповеди Христовы с ещё большей силой и усердием.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Правда ли, что слово НОВЫЙ очень старое?

Когда мы говорим: «Новый год», мы имеем в виду и праздник, и начало следующего периода нашей жизни, и старт календарного года. Откуда же взялось слово «новый»?
Это древнее прилагательное, корень его известен с давних времён. В греческом «неос», в латинском — «новус», в древнеиндийском языке «навас».
Тот же корень учёные-лингвисты обнаружили в древнеирландском, хеттском, армянском языках.
А в современных английском и немецком языках есть «нью» и «нойе».
Но ещё более интересно, что этот корень встречается и в эвенкийском — «нёву», что означает «первый». И в таджикском — «нав».
Данное слово есть и во всех славянских языках. В старинных русских пословицах часто встречаем: «береги платье с нову, а честь смолоду», «старый друг лучше новых двух».
И конечно, необходимо сказать о «Новом завете», который несёт людям новый свет, призывает к переменам в мыслях и поступках, устанавливает иные отношения с Богом и ближними.
Получается, название для нового, ещё не познанного появилось уже давно, чтобы описывать что-то очень важное в человеческом мировосприятии.
Возникшее в глубокой древности, из праязыка, слово «новый» отражает одно из главных свойств человека — стремление посмотреть свежим взглядом, взглянуть под другим углом, сделать шаг вперёд. В канун больших зимних праздников мы ждём улучшения нашего бытия. Поэтому и в поздравлениях часто желаем друг другу открыть новую страницу жизни.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Правда ли, что слово НОВЫЙ очень старое?
- Кто такие полиглоты?
- Что такое дар рассказчика и можно ли этому научиться?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Дорога жизни» заботится о детях, оставшихся без родителей

Ваня из Алтайского края попал в дом ребёнка в четыре месяца. Он родился с тяжёлым заболеванием. Врачи сказали родителям, что мальчик не выживет и рекомендовали написать отказ ещё в роддоме. Супруги были растеряны и не видели другого выхода, поэтому согласились. Так Ваня и оказался в детском учреждении. Однако история мальчика имеет счастливое продолжение.
Спустя некоторое время после того, как мальчик попал в детский дом, его здоровье ухудшилось и потребовалась срочная операция. Её могли сделать только в специализированной московской клинике. Дом ребёнка обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Дорога жизни». Его команда заботится о детях, оставшихся без попечения родителей. Предоставляет им необходимую медицинскую помощь и сопровождение, а также работает на тем, чтобы подопечные возвращались в кровные семьи или обретали новые.
При содействии фонда Ване сделали операцию в Москве. А пока он находился в больнице, волонтёры проекта разыскали родителей и сообщили им о его состоянии. Папа с мамой прилетели в столицу, чтобы увидеть сына. Специалисты фонда «Дорога жизни» рассказали им об особенностях здоровья ребёнка, о том, как о нём позаботиться, и какие для этого есть возможности в их регионе. В итоге семья оформила все документы и забрала Ваню домой.
Сейчас малыш живёт с родителями и старшей сестрой. Они активно занимаются с мальчиком. Недавно Ваня начал произносить первые слова. И теперь, когда отец возвращается с работы, он встречает его радостным возгласом: «Папа, папа!»
При участии фонда «Дорога жизни» происходит множество добрых историй. Если вы хотите больше узнать о проекте, поддержать его работу и подопечных, переходите на сайт «Дорога жизни».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов