Гоголь считал, что искусство должно помогать человеку встретиться со Христом. «Портрет Николая Васильевича Гоголя» Фёдора Моллера обладает особой ценностью. Писатель заказал его для своей матери, живя в Италии, и остался очень доволен результатом.

— Добрый день! Какой богатый букинистический магазин у вас! Покажите, пожалуйста, синенький шеститомник Гоголя.
— Пожалуйста, посмотрите! Издание 1952 года, в идеальном состоянии.
— О, и с портретом кисти Фёдора Моллера! Чудесно!
— Надо же, я и не обращала внимания. А ведь портрет действительно интересный! Писатель на нём одет с иголочки: изящный шёлковый платок на шее, бархатный жилет, на котором эффектно поблёскивает цепочка от нагрудных часов. Очень элегантно!
— Этот портрет писатель заказал в 1840 году для своей матери. Он в то время жил в Италии и хотел показать, что всё у него благополучно. Николай Васильевич вместе с художником тщательно выбирал одежду и аксессуары, подыскивал наиболее удачную позу и выражение лица — заранее репетировал перед зеркалом, как будет выглядеть на портрете. И остался чрезвычайно доволен результатом. Работу Моллера Гоголь называл единственным действительно похожим на него изображением.
— А что за художник такой — Фёдор Моллер?
— Он был сыном адмирала и сам готовился к военной карьере. Воспитывался в Морском кадетском корпусе, получил офицерский чин. Но потом увлёкся живописью, поступил в Императорскую художественную академию, учился у Карла Брюллова. Получив образование, отправился в Италию, чтобы совершенствовать мастерство. Там, в Риме, Фёдор и познакомился с Николаем Гоголем.
— Они дружили?
— Наверное, было бы слишком смело назвать эти отношения дружбой. Гоголь всего на три года старше Моллера, но на момент знакомства их положение в обществе существенно различалось. Один — известный писатель, другой — начинающий художник. Но Николай Васильевич ценил такие человеческие качества Фёдора Антоновича, как искренность, простодушие, и очень высоко отзывался о его таланте. В одном из писем он назвал Моллера «первым ныне художником».
— Портрет Гоголя — это лучшая картина Фёдора Моллера?
— У художника немало удачных полотен. Но парадный портрет Николая Гоголя имеет особую ценность — не только художественную, но ещё историческую, и я бы даже сказала духовную. Моллер, может быть, сам того не ведая, запечатлел переломный момент в жизни писателя. В 1839 году Гоголь перенёс болезнь, которая сопровождалась приступами тоски. Этот недуг заставил Николая Васильевича совершить переоценку ценностей. Он нашёл смысл жизни и называл это чудесным исцелением.
— А в чём Гоголь нашёл смысл жизни?
— В Боге. Гоголь с детства был религиозен, но теперь его вера стала яснее. Он говорил о себе, что стал больше пригоден для монастыря, чем для жизни светской.
— А как же творчество?
— Николай Васильевич считал, что искусство должно помогать человеку встретиться со Христом. И очень переживал, не послужат ли какие-нибудь фрагменты его произведений соблазном для читателей.
— Поэтому он сжёг второй том романа «Мертвые души»?
— Да, Гоголь писал, что появление второго тома в том виде, в котором он был, принесло бы скорее вред, чем пользу.
— Но всё равно жалко — столько труда пропало.
— К этому можно по-разному относиться. Вот, современница писателя, княжна Варвара Репнина-Волконская призывала не плакать о сожжённом творении Гоголя, а порадоваться, что Николай Васильевич стал истинным христианином. Эти её слова невольно вспоминаешь, когда видишь картину Фёдора Моллера. На ней писатель — просветлённый, с ясным глубоким взглядом.
— А где сейчас хранится портрет Гоголя?
— Картина Моллера долгое время принадлежала семье писателя. После революции её передали в Полтавский художественный музей. А во время Великой Отечественной войны холст бесследно исчез. Хорошо, что Фёдор Моллер в свое время сделал точную копию своей работы, и её купил Павел Третьяков. Так что увидеть портрет Николая Гоголя сегодня можно в Третьяковской галерее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема