Гоголь считал, что искусство должно помогать человеку встретиться со Христом. «Портрет Николая Васильевича Гоголя» Фёдора Моллера обладает особой ценностью. Писатель заказал его для своей матери, живя в Италии, и остался очень доволен результатом.

— Добрый день! Какой богатый букинистический магазин у вас! Покажите, пожалуйста, синенький шеститомник Гоголя.
— Пожалуйста, посмотрите! Издание 1952 года, в идеальном состоянии.
— О, и с портретом кисти Фёдора Моллера! Чудесно!
— Надо же, я и не обращала внимания. А ведь портрет действительно интересный! Писатель на нём одет с иголочки: изящный шёлковый платок на шее, бархатный жилет, на котором эффектно поблёскивает цепочка от нагрудных часов. Очень элегантно!
— Этот портрет писатель заказал в 1840 году для своей матери. Он в то время жил в Италии и хотел показать, что всё у него благополучно. Николай Васильевич вместе с художником тщательно выбирал одежду и аксессуары, подыскивал наиболее удачную позу и выражение лица — заранее репетировал перед зеркалом, как будет выглядеть на портрете. И остался чрезвычайно доволен результатом. Работу Моллера Гоголь называл единственным действительно похожим на него изображением.
— А что за художник такой — Фёдор Моллер?
— Он был сыном адмирала и сам готовился к военной карьере. Воспитывался в Морском кадетском корпусе, получил офицерский чин. Но потом увлёкся живописью, поступил в Императорскую художественную академию, учился у Карла Брюллова. Получив образование, отправился в Италию, чтобы совершенствовать мастерство. Там, в Риме, Фёдор и познакомился с Николаем Гоголем.
— Они дружили?
— Наверное, было бы слишком смело назвать эти отношения дружбой. Гоголь всего на три года старше Моллера, но на момент знакомства их положение в обществе существенно различалось. Один — известный писатель, другой — начинающий художник. Но Николай Васильевич ценил такие человеческие качества Фёдора Антоновича, как искренность, простодушие, и очень высоко отзывался о его таланте. В одном из писем он назвал Моллера «первым ныне художником».
— Портрет Гоголя — это лучшая картина Фёдора Моллера?
— У художника немало удачных полотен. Но парадный портрет Николая Гоголя имеет особую ценность — не только художественную, но ещё историческую, и я бы даже сказала духовную. Моллер, может быть, сам того не ведая, запечатлел переломный момент в жизни писателя. В 1839 году Гоголь перенёс болезнь, которая сопровождалась приступами тоски. Этот недуг заставил Николая Васильевича совершить переоценку ценностей. Он нашёл смысл жизни и называл это чудесным исцелением.
— А в чём Гоголь нашёл смысл жизни?
— В Боге. Гоголь с детства был религиозен, но теперь его вера стала яснее. Он говорил о себе, что стал больше пригоден для монастыря, чем для жизни светской.
— А как же творчество?
— Николай Васильевич считал, что искусство должно помогать человеку встретиться со Христом. И очень переживал, не послужат ли какие-нибудь фрагменты его произведений соблазном для читателей.
— Поэтому он сжёг второй том романа «Мертвые души»?
— Да, Гоголь писал, что появление второго тома в том виде, в котором он был, принесло бы скорее вред, чем пользу.
— Но всё равно жалко — столько труда пропало.
— К этому можно по-разному относиться. Вот, современница писателя, княжна Варвара Репнина-Волконская призывала не плакать о сожжённом творении Гоголя, а порадоваться, что Николай Васильевич стал истинным христианином. Эти её слова невольно вспоминаешь, когда видишь картину Фёдора Моллера. На ней писатель — просветлённый, с ясным глубоким взглядом.
— А где сейчас хранится портрет Гоголя?
— Картина Моллера долгое время принадлежала семье писателя. После революции её передали в Полтавский художественный музей. А во время Великой Отечественной войны холст бесследно исчез. Хорошо, что Фёдор Моллер в свое время сделал точную копию своей работы, и её купил Павел Третьяков. Так что увидеть портрет Николая Гоголя сегодня можно в Третьяковской галерее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»

Самарский фонд просвещения «Вера» больше 5 лет помогает колониям и осуждённым. Его команда проводит для подопечных и сотрудников учреждений духовные беседы, вместе со священниками организует для них богослужения. Также, в рамках проекта «Апрель», фонд развивает в колониях обучение иконописи и помогает запускать там вещание Радио ВЕРА.
Возможность участвовать в церковных таинствах и узнавать о традициях православной веры, знакомство с процессом написания икон — всё это побуждает осуждённых задуматься о важном, направляет их на путь перемен.
Один из подопечных Самарского фонда, Руслан, несколько лет находится в Архангельской воспитательной колонии для несовершеннолетних. Здесь парень впервые открыл для себя веру в Бога и захотел научиться жить иначе. Сегодня он ходит в местный храм, продолжает знакомство с православием и помогает священнику во время богослужений. Не так давно Руслан сам написал икону Божией Матери, как сумел. Но теперь у него будет возможность профессионально освоить иконописное мастерство и создавать святые образы уже по всем церковным правилам. Благодаря Самарскому фонду просвещения «Вера» парень присоединился к обучающей программе. Ему предоставили нужные материалы и планшет, на котором он смотрит уроки, подготовленные иконописной школой.
Руслан задумывается о том, чтобы в будущем связать жизнь с Церковью. А пока он проходит сложный путь трансформации. И на этом этапе его поддерживают в том числе программы Радио ВЕРА. Они зазвучали в Архангельской воспитательной колонии тоже с помощью Самарского фонда.
Вы можете поддержать его тюремное служение и людей в местах лишения свободы. Для этого переходите на сайт фонда просвещения «Вера», в раздел проекта «Апрель».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Первые ветхозаветные праведники». Священник Александр Сатомский

У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел о третьем сыне Адама и Евы — Сифе, о его потомке Енохе, взятом живым на Небо, а также о других праведниках, живших до потопа.
Этой беседой мы продолжаем линейку из пяти программ, посвященных началу человеческой истории, описанному в первых главах книги Бытия.
Первая беседа была посвящена грехопадению и изгнанию Адама и Евы из Рая.
Вторая беседа была посвящена жизни Адама и Евы после изгнания из Рая и их первым детям Каину и Авелю.
Третья беседа была посвящена потомкам Каина.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Выбор места работы». Алексей Коровин

Гостем нового выпуска цикла «Вера и дело» стал Алексей Коровин — финансист, экс-руководитель четырёх банков, инвестор и ментор. В разговоре он поделился своими взглядами на выбор профессии, влияние работы на человека и поиск духовного смысла в профессиональной деятельности.
Главная тема беседы — как христианину определить своё призвание и согласовать выбор профессии со своими убеждениями. Алексей вспоминает, как в начале карьеры советовался со священником о том, можно ли работать в банке. Со временем он понял, что важно осознавать, на чём строится деятельность компании: если её успех связан с чужими потерями, стоит задуматься, нужен ли тебе такой путь. Он отмечает, что работа формирует личность, поэтому важно выбирать сферу, которая не будет противоречить внутренним принципам.
Особое внимание уделили роли наставника. Алексей советует молодым специалистам не только искать подходящую компанию, но и обращать внимание на руководителя, рядом с которым будет возможность расти. Ключевой показатель здоровой корпоративной культуры — соответствие слов и поступков: если в компании заявляют одни ценности, а на деле следуют другим, это может повлиять на взгляд человека на профессию и саму жизнь.
Отдельной темой стало выгорание и потеря мотивации. Алексей сравнивает это состояние с тупиком, из которого не выбраться без движения. По его словам, кризисы случаются не из-за возраста или усталости, а из-за ощущения, что усилия больше не приносят результата. Решение — пробовать новое, пересматривать подходы и не бояться менять траекторию.
Не обошли стороной и вопрос баланса между карьерой, семьёй и духовной жизнью. Алексей предлагает не воспринимать это как жёсткую дилемму, а смотреть шире: у каждого человека есть несколько сфер жизни, которые требуют внимания. Важно следить, чтобы они не пустели, даже если в определённые периоды одна становится главной.
Эта беседа напомнила, что работа — это не только источник дохода, но и пространство, где человек может реализовывать свои ценности и приносить пользу.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело