Евгеньевская улица в Петербурге получила своё название в 1911 году. Имя было дано не случайно. В доме номер один по этой улице размещалась община сестёр милосердия Святой Евгении. А основала её внучка императора Николая Первого – принцесса Евгения Ольденбургская.
Она много сделала для развития женского образования в России. В частности, когда в Петербурге открывали Рождественскую женскую гимназию, Евгения Максимилиановна стала её попечительницей. Душой болея за воспитанниц, принцесса сама разработала учебные программы, ввела новые предметы – гигиену, оказание медицинской помощи и домоведение. Кроме того, она возглавила «Общество вспомоществования нуждающимся ученицам». Оно вносило плату за обучение гимназисток из бедных семей, к выпускному балу выдавало им средства на покупку платьев.
Евгения Максимилиановна была также покровительницей Комитета о сёстрах Красного Креста. Она опекала больницу и «Дом милосердия». Открыла курсы медсестёр и амбулаторию. А ещё стала выпускать открытки с изображением репродукций картин из Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи. Про открытки люди говорили, что «у них лишь один недостаток - их жаль посылать на почту». За 20 лет было распродано больше 30-ти миллионов экземпляров этих открыток. Деньги шли исключительно на благотворительные медицинские цели.
Евгения Максимилиановна – тонкая ценительница живописи, стала и председателем «Общества поощрения художеств». На этой должности она оказывала помощь молодым живописцам, а заодно содержала Рисовальные классы и создала сеть художественных школ для детей ремесленников.
Когда принцесса выходила замуж, в качестве свадебного подарка Александр Второй преподнёс ей поместье Рамонь в Воронежской губернии. Евгения Максимилиановна возвела в нём чудесный дворец, построила сахарный завод и кондитерскую фабрику, конезавод и ковровые мастерские. Заботясь о рабочих и служащих своих предприятий, открыла лечебницу и столовую, общежитие для инженеров, начальную и рисовальную школы для детей.
В Петербурге Евгения Максимилиановна содержала убежище для женщин, вышедших из тюрем. Опекала девочек – дочерей арестантов, построив для них приют, в котором преподавали общеобразовательные предметы и обучали искусству шитья.
Во время русско-японской войны начала 20-ого века принцесса стала во главе Порт-АртУровского «Комитета по оказанию помощи раненым солдатам и увековечиванию памяти павших». И была награждена орденом «За беспорочную службу Отечеству на ниве благотворительности и просвещения».
После революции семья Ольденбургских оказалась во Франции. В России оставалось много учреждений, названных в честь Евгении Максимилиановны. Новая власть все наименования упразднила. Оставила только Евгеньевскую улицу. Но уже в наши дни петербургской женской гимназии возвратили её историческое имя - «Гимназия Принцессы Ольденбургской». А портрет Евгении Максимилиановны теперь висит в актовом зале и печатается на обложках дневников гимназистов.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 146 зач., X, 23-28.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Наверное, вам приходилось встречать детей, выросших в условиях вседозволенности, — печальное зрелище, не так ли? Едва ли можно допустить, что родители сознательно хотели, чтобы их дети выросли наглыми, бесчувственными, неуважительными к другим?
Отрывок из 10-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в православных храмах, помогает нам понять, где же скрыта ошибка родителей, позволявших своим детям избыточную свободу.
Глава 10.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
Слова апостола Павла звучат очень красиво с точки зрения риторики: «всё — да не всё!» Но дело не только в том, что апостол Павел блестяще владел своей речью: он мог мастерски «упаковать» глубочайшие смыслы в краткие, афористичные выражения, которые легко запоминались и быстро переходили из ума в сердце, начинали выстраивать вокруг себя определённое мироощущение.
«Всё мне позволительно — но не всё полезно!» Как много в этой фразе и восторга от безграничной свободы, дарованной человеку, — но и боли, горькой драмы от того, что воспользоваться этой свободой надо ещё научиться — чтобы не загубить себя самого! И, конечно же, было бы жестоким поместить читателей послания в столь неудобное положение широкой растяжки — и не предложить некоего ответа, или ключа — как же дальше быть?
Ответ апостола — в последующих стихах. «Ключ», разрешающий проблему отношения между безграничной свободой и хронической неспособностью правильно ей пользоваться — лежит на поверхности. Этот «ключ» — наши близкие люди. Только «об них», только в постоянном «столкновении», взаимодействии, общении с ними мы и может «оттачивать» свой навык правильного обращения с дарованной нам свободой.
Главная ошибка родителей, которые оставляют детей наедине с безграничной свободой, именно в том и состоит, что они не учат их принимать во внимание других людей — ведь моя свобода прежде всего ограничивается там, где начинается свобода другого!
И вся последующая речь апостола о проблеме вкушения идоложертвенного — именно об этом. По сути, нет никакой разницы — была ли пища посвящена каким-то духовным силам или не была — куда важнее то, что именно это значит для другого человека, например, хозяина, позвавшего в гости. На этом примере апостол Павел показывает, как практически следует применять принцип «выделывания» своей свободы об ближнего: если он для тебя важен, то ты бережно отнесёшься к его представлениям о должном и недолжном — и не станешь своей «духовной свободой» охаживать «замороченного» страхом перед идоложертвенным, словно дубинкой!
Вот к чему зовёт нас сегодня апостол: научиться бережному, уважительному отношению ко всему, что значимо для другого человека, — даже если для нас его убеждения — наивны и безрассудны!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Тверской Дом для мамы» помогает женщинам с детьми
Больше года назад в городе Твери при поддержке Синодального отдела по благотворительности Русской Православной Церкви открылся «Тверской Дом для мамы». Это приют, где женщины с детьми находят поддержку и защиту. Местные сотрудники помогают подопечным разобраться с трудностями, наладить отношения с родными, при желании освоить новую профессию и в дальнейшем встать на ноги и жить самостоятельно.
Ольга — одна из первых подопечных приюта. Молодая женщина пришла сюда в декабре прошлого года с двумя маленькими сыновьями — Славе был год с небольшим, а Саше всего пять месяцев. Своего жилья у семьи нет — дом сгорел несколько лет назад. Ольга снимала комнату и едва сводила концы с концами. Никакой поддержки со стороны близких не было. Однажды добрые люди посоветовали ей обратиться в «Тверской Дом для мамы». И это стало поворотным этапом в судьбе семьи.
В первые дни в приюте Ольгу переполняли эмоции. Она буквально плакала от радости. Здесь женщина с детьми обрела поддержку и ощущение безопасности.
Сейчас Ольга понимает, что сюда её привел промысл Божий. Она пришла к вере, покрестила мальчишек и вместе с ними посещает тверской храм иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Его настоятель, священник Александр Горячев, — духовник приюта.
Кроме Ольги в доме живут ещё несколько мам с детьми. Они по очереди готовят и убираются. А ещё занимаются рукоделием и учатся новому.
«„Дом для мамы“ помогает женщинам ощутить почву под ногами и не бояться будущего», — говорит Ольга.
Больше узнать о приюте и о том, чем помочь его подопечным, можно в группе «Тверской дом для мамы» в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/tverprolife
Либо, связавшись с директором Оксаной Азизовой по номеру: 8 910 539 70 77
Реквизиты для помощи:
Перевод с пометкой «для Домика»
Местная религиозная организация православный приход храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» г. Твери Тверской и Кашинской Епархии РПЦ (Московский Патриархат)
170043, г. Тверь, ул. Королева, д.5 корп.1
ИНН 6950025903
КПП 695001001
р/с 40703810563000000137 Тверское Отделение № 8607 ПАО Сбербанк России
г. Тверь,
к/с 30101810700000000679,
БИК 042809679,
ОГРН 1086900000802
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Цитаты христианских мыслителей». Константин Мацан
Это был необычный выпуск «Светлого вечера». Нашими собеседниками в некотором смысле стали христианские апологеты 20го века.
Константин Мацан представил фрагменты произведений Клайва Льюиса, Владимира Лосского, Гилберта Честертона, а также архивную запись проповеди Сергея Аверинцева.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер