Многие говорят, что для сына важнее отцовская любовь, чем материнская. Это не совсем правильно – ребёнка должны воспитывать оба родителя, и они должны его любить одинаково сильно. Но отцы обычно вынуждены кормить семью, подолгу отсутствовать, уходя на работу, поэтому ребёнок чаще видит рядом с собой мать. А если у отца профессия, которая предполагает постоянные командировки… О каком воспитании тут может идти речь? Но тогда появляются письма, телефонные разговоры, беседы через интернет – любые виды связи, которые позволяют отцу быть рядом с ребёнком, даже если их разделяют тысячи километров.
О нежных чувствах знаменитого актёра Евгения Леонова к своему сыну Андрею мы знаем в основном из писем артиста. Он очень много работал, снимался в кино, играл в театре. Обязательным условием работы были гастроли и командировки, и Леонов был вынужден на долгие месяцы покидать дом и семью, оставляя маленького сына, которому требовалась твёрдая отцовская рука. Уезжая в другой город, Евгений Павлович каждый день писал Андрею письма. В них он пытался передать сыну свой опыт, рассказать о совершённых ошибках, чтобы Андрей не повторял их, когда станет взрослым. Леонов давал советы – не бояться рисковать в выборе жизненного пути, раскрывал секреты ремесла – Андрей ещё в школе решил, что тоже станет актёром.
Часто в письмах сквозила грусть от вынужденной разлуки. Тогда Леонов писал сыну: «Бродил сейчас по набережной и думал: был бы Андрей со мной, спустились бы мы к воде, сели так и помолчали бы вместе». Или рассказывал, как однажды мчался домой в перерыве между поездами, чтобы взглянуть на любимого сына, но успел только увидеть его в окне.
Любовь Евгения Павловича была поистине трепетной и крепкой. Как он говорил, знаменитую роль казака в фильме «Донская повесть» ему дали из-за чувств к сыну. Вот как сам актёр вспоминал этот эпизод из своей жизни: «Я как-то верил, что могу передать любовь к ребятёночку этому (у меня уже был мой Андрюшка). Фетин, по-моему, и дал мне эту роль потому, что я ему рассказывал про сына, а иногда, когда рассказывал, слёзы появлялись...»
Андрей рос непоседливым, плохо учился. И Леонов часто винил себя в том, что неправильно воспитывал его. Он говорил об этом и в письмах: «Андрюша, ты люби меня, как я люблю тебя. Ты знаешь, какое это богатство – любовь. Правда, некоторые считают, что моя любовь какая-то не такая и от неё один вред. А может, на самом деле моя любовь помешала тебе быть примерным школьником? Ведь я ни разу так и не выпорол тебя». Повзрослев, Андрей оценит мягкость и искренность отца и сам будет поступать так же со своим сыном, не препятствуя ему в выборе своего пути.
Постоянный обмен письмами, телефонные разговоры создавали у маленького Андрея впечатление, что отец рядом. И их связь с годами становилась всё крепче. Когда у Леонова случился инфаркт, сын не мог найти в себе сил, чтобы далеко уйти от больницы. Он ходил под окнами палаты и молил Бога, чтобы Он спас отца. И Евгений Леонов тогда выжил… Он скончался через пять лет – когда актёр собирался на очередной спектакль, у него оторвался тромб.
Даже спустя много лет после смерти отца Андрей продолжает чувствовать его любовь. «Папа незримо присутствует в моей жизни по сей день! – говорит он. – Бывает, что-то у меня не получается, наваливаются проблемы. И такое отчаяние... И в эти моменты случаются чудеса — появляется отец! Он как будто чувствует. И приходит ко мне: включу телевизор, а там фильм с его участием или мультик про Винни-Пуха с его голосом. Или во сне его увижу. Он приободрит, и легче становится!»
Связь с сыном, которую Евгений Леонов тщательно налаживал и укреплял в течение десятилетий, не порвалась до сих пор - настолько сильна была его отцовская любовь. По словам Андрея Леонова, Евгений Павлович оставил ему силу и выдержку, чтобы вынести любые жизненные испытания. Когда такие дары передаются по наследству, то это и есть лучшее свидетельство настоящей родительской любви, подлинного воспитания.
Ирина Токмакова. «И настанет веселое утро»: «О пустом времени»

Фото: PxHere
Есть у писательницы Ирины Токмаковой детская повесть «И настанет весёлое утро». Её героиня, маленькая Полина, совершает путешествие в прошлое. Зачем? Чтобы вернуть в дом утраченную радость. А помогает ей подруга — звезда по имени Ая.
По дороге Полину и Аю ожидает несколько удивительных встреч. Об одной из них у нас с вами и пойдёт речь. Подруги подходят к поезду, который должен отправить их в прошлое и смотрят, как Машинист, по имени Шкандыба, грузит на поезд ящики, наполненные временем, — минутами, часами, днями.
Оказывается, что весят ящики по-разному. Одни необычайно легки, другие — едва поднимешь. Попусту потраченное время, поясняет Шкандыба, это очень тяжёлая вещь, можно сказать, неподъёмная. А вот лёгкие ящики заполнены нужным, полезным, добрым временем.
Попусту потраченное время тяготит душу. А что, если в ящике, помимо пустого времени, кроется ещё что-то? Маленькая трусость — или небольшая подлость — или крошечное предательство? Совсем маленькие, конечно, но вот в чём дело: маленький грех всё равно остаётся грехом и давит на сердце.
Святитель Николай Сербский, известный подвижник и богослов двадцатого века, пишет: «Бывает, что есть много мелких грехов и проступков, которые человек считает незначительными и не исповедуется, не кается в них. Словно паутина, опутывают они сердце и свивают гнездо для тяжкой печали».
Как избавиться от тяжести потраченного попусту времени, выбросить ящики Шкандыбы, смести душащую паутину? На этот вопрос можно ответить словами святителя Николая Сербского: «Исповедь проветривает и очищает дом души, и войдёт в него свежий и здоровый воздух от Духа Божия».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли» — «Полнота жизни»

Фото: PxHere
Все мы стремимся обрести полноту жизни. Но как её обрести? Этим вопросом задаётся Энн Ширли, главная героиня цикла книг, написанных канадской писательницей Люси Монтгомери.
В одной из повестей этого цикла под названием «Энн из Эйвонли» семнадцатилетнюю сироту Энн, которую в детстве удочерили фермеры Катберты, ждёт новое испытание. Несмотря на полученную стипендию, ей не удастся поехать в колледж, поскольку воспитавшая её Марилла теряет зрение. Энн придётся остаться на ферме и стать — по крайней мере на один год — всего лишь сельской учительницей. Энн горюет — ей кажется, что она уже никогда не сможет выбраться на широкий путь.
Миссис Аллан, лучший друг девушки, утешает её, говоря: «Не горюй слишком сильно. В конце концов, Энн, не то, что ты берёшь у жизни, делает её богатой и полной, а то, что ты в неё вкладываешь. Жизнь может быть тесной, а может быть широкой. Но мы сами делаем её такой».
В сто восемнадцатом псалме царя и пророка Давида есть слова о том, что полнота жизни определяется исполнением воли Божьей: «Буду ходить в широте, ибо я взыскал заповеди Твои».
Исполнение заповедей Божьих не лишает человека свободы а, напротив, выводит его на духовный простор. Это и есть та полнота жизни, о которой говорит героиня повести Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Марфо-Мариинский женский монастырь — Владивосток

Фото: Piqsels
Ансамбль Марфо-Мариинского монастыря появился во Владивостоке в конце девятнадцатого века как архиерейское подворье. Комплекс зданий в живописной долине реки Седанки построили для первого епископа Владивостокской епархии, Евсевия (Никольского). Рядом с домом архипастыря возвели церковь, посвящённую его небесному покровителю — священномученику Евсевию Самосатскому, а также храм-часовню во имя Александра Невского. При подворье отрылись церковно-приходская школа и учительская семинария для подготовки преподавателей.
Святитель Евсевий возглавлял Церковь во Владивостоке почти двадцать лет. За это время в епархии было построено сто семьдесят храмов и начало действовать более ста образовательных учреждений. С благословения владыки на Дальнем Востоке учредили Камчатское православное братство. Благодаря этой организации дети коренных северных народов обучались грамоте и ремёслам. В таёжной глубинке появились больницы с бесплатными лекарствами.
В 1917 году Евсевий (Никольский) отправился в Москву, чтобы принять участие во Всероссийском поместном соборе. Вернуться на Дальний Восток владыке помешали революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война. Архиерейское подворье на реке Седанке безбожные власти национализировали. На территории комплекса в разные годы размещались школа для малолетних преступников, кинотеатр и ремонтные мастерские.
В 1989 году архитектурный ансамбль, созданный епископом Евсевием, вернули Русской Православной Церкви. Здесь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая вскоре была преобразована в женский монастырь. Его насельницы с помощью благотворителей восстановили и отреставрировали здания архиерейского подворья.
Возродили сестры Марфо-Мариинского монастыря и традиции милосердия, заложенные при владыке Евсевии (Никольском). Монахини посещают пациентов «Приморской детской туберкулезной больницы», «Дома ветеранов и пенсионеров», клинической больницы № 2 Владивостока, ухаживают за больными на дому и оказывают молитвенную помощь всем, кто об этом попросит.
Все выпуски программы ПроСтранствия