«Есть ли связь между нашими болезнями и грехами?» Священник Константин Мальцев - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Есть ли связь между нашими болезнями и грехами?» Священник Константин Мальцев

Поделиться Поделиться
Александр Ананьев и Алла Митрофанова

Наш гость — настоятель храма новомученников и исповедников российских в станице Ленинградской Краснодарского края священник Константин Мальцев.

В Международный день здоровья женщин мы говорили о том, есть ли связь между нашими болезнями и грехами. Отец Константин размышлял об отношении Церкви к ЭКО, можно ли сказать что онкологией чаще всего болеют обидчивые люди и может ли искреннее прощение и покаяние помочь победить болезнь.


Все выпуски программы Семейный час


Александр Ананьев:

— Женщины живут дольше мужчин, при этом болеют и к врачам обращаются чаще. Сердечнососудистые заболевания являются основной причиной смерти женщин. Депрессии в большей степени подвержены женщины, чем мужчины. Униполярные депрессии в два раза чаще встречаются у женщин. С этой жизнеутверждающей подборки удивительных фактов от моей жены и радиоведущей Аллы Митрофановой мы начинаем сегодняшнюю программу «Семейный час».

Алла Митрофанова:

— Здравствуйте. Фактов-то гораздо больше, просто ты попросил кое-что связанное с женским здоровьем покопать, посмотреть. Это то, что несколько парадоксально, много очевидных фактов есть.

Александр Ананьев:

— Фактов больше. Я Александр Ананьев. И сегодня мы вместе с Аллой Митрофановой пригласили отметить замечательный праздник нашего дорогого друга, настоятеля храма новомучеников и исповедников Российских в станице Ленинградская Краснодарского края священника Константина Мальцева. Добрый вечер, дорогой отец Константин. Здравствуйте.

Священник Константин Мальцев:

— Добрый вечер, мои дорогие. Рад вас приветствовать и всех наших родных и любимых слушателей радио «Вера».

Александр Ананьев:

— 28 мая на календаре, именно сегодня отмечается международный день защиты женского здоровья. Сегодня мы хотим с Алечкой поговорить о женщинах, о мужчинах, о том, почему болеют женщины и чем болеют женщины. О духовных корнях наших заболеваний. И о том, почему нельзя иначе-то, почему нельзя не болеть?

Алла Митрофанова:

— Да можно.

Александр Ананьев:

— Глядя на тебя, мы, конечно, все верим, что можно, но все-таки люди болеют, Алла Сергеевна. У меня очень важный вопрос, с которого я хочу начать. Вопрос даже не от меня, а от преподобного Ефрема Сирина, отец Константин. Причина болезни, утверждает преподобный Ефрем Сирин, грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость. Очень часто, когда мы слышим, что человек заболел, знающие немолодые женщины пальчиком покачивают и говорят: это все по грехам его, грешил, оттого и зубы все повыпадали. В какой степени связаны наши болезни с нашими грехами, с нашими ошибками?

Священник Константин Мальцев:

— Давайте немножко к переводу. Если мы переводим «грех» с латинского, с греческого, это — ошибка, промах. Естественно, если мы излишне самоуверенны и не имеем ни духовного, ни житейского благоразумия, то, естественно, один промах будет, как снежный ком, накапливаться и другие порождать. Я как-то, по-моему, об этом в беседе с вами говорил, но повторюсь. Часто говорят: на все ли воля Божия? Зачастую мы говорим: да, практически на все. Но, про здоровье. У человека слабый организм, слабый иммунитет, он об этом знает, но, тем не менее, он, тепло не одевшись, в холодную погоду выходит на улицу и заболевает. Угодно ли было Богу, чтобы он заболел? Я думаю, с одной стороны, нет. С одной стороны. Господь же его туда не выводил, он сам вышел, зная свои немощи. С другой стороны Господь ему попустил заболеть, как минимум по его глупости и халатности к своему здоровью. Поэтому, я думаю, что со святым можно согласиться, что большинство наших болезней по нашим грехам. Потому что мы порой не радеем и о теле, и о душе. Человек трехсоставен: дух, душа и тело. И за каждым нужно ухаживать. Как святые отцы говорят: болит душа, болит и тело. Много мы уделяем внимания внешнему: питанию, одежде — а душа болит. И Господь начинает… Как в акафисте «Слава Богу за все», я очень люблю этот акафист, там очень мудрая фраза есть, которую часто повторяю: «Благодарю Тебя, Господи, за скорби, которыми Ты меня отрезвляешь от угара страстей». Не труханешь — не одумаешься. Или для другого, то же самое практически начало, только концовка… То есть страданий мы же вообще никаких не хотим, для православного человека воцерковленного страдания, немощи это определенное очищение, искупление в какой-то мере.

Александр Ананьев:

— Или тренажер духовный.

Священник Константин Мальцев:

— Может, да, совершенно верно. А для не воцерковленного человека — вы чё, с ума сошли? Какие немощи?!

Александр Ананьев:

— Вспоминается экзальтированная довольно японка, которая в 90-е, начитавшись Достоевского, она очень любила Достоевского, переехала куда-то в Сибирь, в какую-то глушь, обнимая этот томик Достоевского. И когда ее спрашивали: ты что делаешь, ты с ума сошла? Она отвечала, закатив свои красивые карие глаза: страдать хочу — и все ее как-то понимали.

Священник Константин Мальцев:

— Когда женщина хочет страдать, потому что по-другому она никак не может привлечь внимание, это объективное наблюдение. И чтобы привлечь внимание, чтобы ее пожалели, поддержали, то есть определенная манипуляция…

Александр Ананьев:

— Я думал, что так только мужчины делают.

Священник Константин Мальцев:

— В большинстве своем. А иногда мы реально видим, что это не от самолюбия и тщеславия — тщетная слава — а от того, что на самом деле ее нужно поддержать. У нас же все очень индивидуально. Поэтому я думаю, относительно «дух, душа и тело» тут надо индивидуально, но очень внимательно к этому относиться. Даже Господь говорит, что тело это храм Духа Святого, значит, мы должны и за храмом ухаживать. Все должно быть благоразумно и без фанатизма. Вот тело. С одной стороны, для меня, как для священника, вот эти накачанные губы, грудь и тому подобное это уже абсурд. Одно дело, когда у тебя зуб испортился, а тебе нужно жевать, а другое дело, когда ты: мне что-то не так. Да тебя Господь сотворил.

Александр Ананьев:

— Тяжело судить женщин, которые пытаются сделать себя красивее, поскольку я сижу перед уважаемым батюшкой, и у меня две татуировки на руках, сам отчаянно грешен в этом вопросе. Так что я не берусь никого судить.

Священник Константин Мальцев:

— Мой дорогой, сегодня уже все выводится лазером. Всему свое время.

Александр Ананьев:

— А с души, отец Константин?

Священник Константин Мальцев:

— Исповедь достойна покаяния.

Александр Ананьев:

— Ну, конечно. Для меня это важное напоминание, что было у меня и такое. И такое тоже надо принимать с благодарностью и делать из этого какие-то свои выводы, и выслушать этот урок, который не просто так появился в твоей жизни. Я на самом деле немного удивлен. потому что я-то думал… Знаете, как часто бывает, задаешь вопрос, и как-то внутренне уже ответ услышал, а вы меня удивили, дали немножко другой ответ. Я-то был уверен, что преподобный Ефрем Сирин, называя причиной болезни грех, имел в виду грех первородный. Не мой личный грех, что я здесь накосячил, здесь, и поэтому у меня печень отвалилась, а первородный грех. В раю-то мы не болели.

Священник Константин Мальцев:

— Мы говорим о источнике. Первородный мы получили все и безысходно, скажем так, болезненность и смертность. Но мы же имеем свою свободу выбора и волю. Поэтому, естественно на основании этого… Мы-то по сути на исповеди о чем каемся? О том, что здесь и сейчас. А первородный, если Господь управил, то мы крещаемся и омываемся от этого греха. Пожалуйста, дальше живи уже без него. Но имея склонность, в том числе, к грехопадению.

Алла Митрофанова:

— Сложно, конечно, говорить, о женском здоровье в духовном измерении. Мужчины и женщины все-таки одинаково, в этом смысле, подвержены греху.

Александр Ананьев:

— Позвольте. Позвольте.

Алла Митрофанова:

— Что?

Александр Ананьев:

— Мужчины и женщины вообще не одинаковы.

Алла Митрофанова:

— Одинаково подвержены греху.

Александр Ананьев:

— А!

Алла Митрофанова:

— Ты же не дослушал, о чем я говорю. С одной стороны. С другой стороны, есть какие-то специфически женские болезни. Наверное, одна из распространенных — это бесплодие сейчас. Многие женщины пытаются понять причину, что-то выяснить, ходят по врачам, иногда помогает, иногда не помогает. Это тоже с духовной точки зрения корнями уходит в первородный грех?

Священник Константин Мальцев:

— Оттуда все идет. Вы затронули тему бесплодия, я очень плотно с этим связан. У меня даже есть традиция, или начало или конец месяца я служу молебен просительный, только Великим постом не служу. И из восемнадцати пар уже сегодня родили, и у меня в храме бегают эти деточки, в том числе, большая их часть. А некоторые из них не имели детей максимум девять лет. Я вас еще больше удивлю, я лицезрел это, я знаю этого человека. У меня соседка в другом городе была, родила, как вы думаете во сколько, всю жизнь детей не было? В 63 года.

Алла Митрофанова:

— Ого.

Священник Константин Мальцев:

— В 63 года. Для нас это сегодня — ого!. Но мы же читаем Священное Писание, Иоаким и Анна и далее. Как удивительно на эту тему пишут святые отцы: в таком дите меньше порока.

Алла Митрофанова:

— А почему?

Священник Константин Мальцев:

— А потому что меньше страсти. Когда молодость зачастую эмоции, гормоны, страсть. А когда возраст, это уже другое. И заметьте, в Священном Писании такие долгожданные дети, в сугубом возрасте когда рожают, чаще всего святые. Богородица Мария и далее…

Алла Митрофанова:

— Среди них святых много, действительно.

Священник Константин Мальцев:

— И далее, можно сказать, у Аврама. Поэтому всегда вспоминаешь на эту тему фразу: «То, что невозможно человеку, возможно Богу». И что удивительно. Здоровье позволяет, она обследовалась, муж обследовался, рожай. А не могу. Молилась и всегда говорила: будет Богу угодно, даст, нет, я буду нести свой крест. Не роптание, не обвинение кого-то, наследственность, мои родители что-то там — упование на Господа. Я верю, как Господь управит. Не Господа под себя я подстрою, как мне хочется, не кого-то я обвиню в своих проблемах, а я здесь и сейчас. Буквально вчера прочитал такую замечательную притчу, если позволите. Один человек ходил и искал определенный смысл жизни, подошел к одному, другому священнику. Конечно, говорят о Царствие Небесном, о конечной цели. Но как-то вот… Актуально чтобы было сейчас. Царство Небесное это когда-то, но я его зарабатываю, конечно, сейчас. Подходит девочка, говорит: что с вами, почему угрюмый такой, дядя? Он говорит: ищу смысл жизни. — Я вам могу сказать. — Девочка, да что ты можешь сказать, ты же еще маленькая, у тебя нет никакого опыта. — Смысл жизни, как минимум для меня, это сейчас. — Как понять сейчас? — Ну, смотрите, вчера уже прошло, вы ничего уже не измените, завтра еще не настало, вы тоже ничего не сделаете, а сейчас — есть, делайте. Она подошла в храме, поэтому понимаем, что делайте сейчас для спасения своей души, делайте сейчас для людей, делайте сейчас, но на перспективу. В этом есть смысл.

Александр Ананьев:

— «Семейный час» на «Светлом радио». Сегодня мы, Алла Митрофанова и Александр Ананьев, в день защиты женского здоровья — такой международный праздник отмечается сегодня, 28 мая — беседуем о сути грехов, болезни и здоровье с настоятелем храма новомучеников и исповедников Российских в станице Ленинградская в Краснодарском крае священником Константином Мальцевым. Сейчас очень глубокую штуку сказали, по поводу «сейчас». Вспомнилась, она предлагалась мне в социальной сети как шутка, а меня она так накрыла, я понял, что это вообще ни разу не шутка, и она корнями уходит в рассуждения о умирании в каждое мгновение. Мы каждое мгновение умираем, и поскольку именно в час смертный нас судить будут по тому, кем мы будем, чем мы будем заниматься, каждое мгновение нужно держать себя в кулаке, чтобы каждое мгновение быть готовым встретиться с Господом. Шутка-то сама, я хотел ее произнести. «Мы умрем через 90 секунд, просто с каждым вздохом таймер обнуляется». Мне так понравилось. Оно действительно так.

Алла Митрофанова:

— Может быть. Вы знаете, отец Константин, когда мы думали с Сашей о сегодняшнем разговоре, решили затронуть и тему эко, поскольку часто это сейчас практикуется, при этом, каково церковное отношение к такому способу забеременеть, мы не знаем. Есть пример, по-моему, даже в семьях священников, когда кто-то из их детей, помню, прибегал к эко и сохранял всех младенцев, пятерых в итоге. И вынашивала женщина, это было очень тяжело. Есть при этом священники, которые категорически говорят: нет. Каково церковное отношение? Или оно действительно разное, в зависимости от ситуации?

Священник Константин Мальцев:

— Давайте так посмотрим. Почему, в большинстве своем, на данном технологическом этапе как минимум, церковь против эко? Потому что подсадили пять оплодотворенных эмбриончиков. Я, говорит, пять не готова, в лучшем случае один, остальных абортируют. И, получается, ребеночек развивается на кладбище своих братиков и сестричек. Это основная, скажем так, причина. Я уже молчу, что там их замораживают, авось пригодятся, и клеточки и тому подобное.

Алла Митрофанова:

— Сейчас, кстати говоря, можно этого избежать. У меня подруга забеременела через эко. Мы с ней подробно на эту тему не говорили, но она говорит, что сейчас возможно…

Александр Ананьев:

— Избежать убийства?

Алла Митрофанова:

— Избежать убийства, правда, результат не гарантированный. Ты можешь пытаться, тебе будут внедрять необходимое, а это все очень болезненно, но может не получиться, зато ты никого не убьешь. Она этим путем шла и говорит, что это действительно тяжело, больно, страшно, переживательно. Однако вот такой вариант.

Священник Константин Мальцев:

— Я вам конкретный случай сейчас расскажу. Есть у меня семья, они мои духовные чада. Почему у них не было, позвольте маленькое предисловие. У них страшная беда произошла, во дворе в песочнице играл ребеночек, я сейчас могу ошибиться, годик или больше чуть-чуть. Буквально, как обычно, к сожалению, в нашей жизни бывает, секундное дело, она зашла в дом, а у соседа напротив у КАМАЗа отказали тормоза, он покатился назад. Итог мы понимаем, что с ребенком произошло. Длительные года они вообще не могли. С помощью Божией чуть-чуть успокоились душою, и стали пытаться зачинать естественно, и речь пошла, в том числе об эко. Я ж говорю, меня Господь очень плотно с этой темой связывает, с деточками. Она пришла ко мне, говорит: батюшка, благословите на эко. Я говорю: я тебе люблю, его люблю, дорожу вами, но не могу благословить, сегодня нет возможности технически избежать греха, я не хочу, чтобы этот ребенок начинал жить с кладбища своих братиков и сестричек. Она ослушалась, пошла, начала делать… Как вы знаете, перед эко делают огромное количество гормональных уколов в живот, это болезненно, как вы правильно сказали. Как Господь управил? Удивительно. Начали делать уколы, и она пришла говорит: батюшка, я каюсь, хочу на исповедь, я не буду делать эко. То есть осознала, что она, во-первых, пошла против воли Божией, потому что мы часто, не в этой ситуации, а вообще, эгоизм явно видим, комплекс, у того есть, у меня нет, а мне надо. Я хочу, как я хочу, здесь и сейчас. Это большая степень, почему, когда нет детей, хотят детей. Хочешь детя, ну возьми из детского дома, он тоже хочет мамочку, возьми. Я все-таки в двух словах доскажу. Господь чудо сделал.

Алла Митрофанова:

— Забеременела?

Священник Константин Мальцев:

— Она забеременела. Он родился, он сегодня бегает по храму. А я вам больше скажу, уже и второй родился. Может быть, в той ситуации нужно было, чтобы Господь ей дал возможность переоценить какие-то вещи. Ну, вот так Господь управил, два мальчика у нас.

Александр Ананьев:

— У двух разных людей разные истории, разные ситуации, разный духовный путь, разное здоровье, двух одинаковых людей не бывает. Поэтому если два человека подойдут к вам с одним и тем же вопросом, вы им, поговорив с ними, дадите, может быть, два диаметрально противоположных совета, я прекрасно отдаю себе в этом отчет. Какие вопросы вы зададите женщине, которая подошла к вам на благословение на такого рода медицинскую операцию, благословите ли вы ее, и в каких случаях вы скажете, не надо этого делать, давай лучше помолимся?

Священник Константин Мальцев:

— Первый вопрос сразу автоматически задам, потому что я окормляю детский дом, я общаюсь с этими деточками, я вижу и слышу, как они хотят мамочку. И первый вопрос, который я задам: почему не ребенок из детского дома? Почему ты готова на такие физические экзекуции и пойти на грех, я объясню почему, а не сделать ребенка счастливым, который биологически есть, а по факту нет.

Александр Ананьев:

— Потому что это не мой ребенок.

Священник Константин Мальцев:

— С одной стороны согласен. Но он может стать твоим, и ты так же можешь дать любовь. И мы опять вспоминаем о Христе: Я пришел, чтобы не мне послужили, а я послужу вам. Если мы говорим о христианстве, если мы говорим о женщине, которая пришла в храм и ко священнику.

Александр Ананьев:

— Я могу понять женщину, которая хочет ребенка от любимого своего мужа, которая хочет, чтобы его имя продолжилось, и воспитывать их общего ребенка. Я понимаю.

Священник Константин Мальцев:

— Понимаете, почему этот вопрос первым автоматически задается? Потому что сразу здесь видишь эгоизм — не эгоизм, мотивация.

Алла Митрофанова:

— Знаете, что еще может быть. Когда нет опыта воспитания собственного ребенка, рожденного, биологического, можно очень сильно накосячить с приемным ребенком. То, что дается во многом природными инстинктами, прокладывает в голове дорожки, по которым потом ты можешь вести уже приемного ребенка.

Священник Константин Мальцев:

— Аллочка, простите, я перебью. Накосячить, как вы сказали, можно и со своим.

Алла Митрофанова:

— Конечно, конечно.

Александр Ананьев:

— Более того, нельзя не накосячить, это тебе любая мама скажет.

Алла Митрофанова:

— Это понятно. Однако знаю, те, кто занимается школами приемных родителей, все-таки приоритет тем, у кого дети уже есть. Они понимают, что такое быть родителями. И в этом смысле страх человека, что он не справится, если у него нет опыта родительского, вполне понятен, мне кажется. То есть это не всегда про эгоизм, по-моему.

Священник Константин Мальцев:

— 50 на 50, с вами и соглашусь и не соглашусь. Сегодня просто так тебе дитя не дадут, ты проходишь школу приемных родителей. Там работают хорошие специалисты, которые тебе хорошо разложат по полочкам, где надо, где не надо. Естественно, ты сам будешь уже определяться, вот это первичный опыт, когда ты вообще после этой школы для себя делаешь вывод, а хочу ли я. У нас постоянно остается свобода выбора, идти дальше или нет. Или мне вот здесь на данный момент этого достаточно. Поэтому относительно деточек это очень разноплановые и совершенно, порой, противоположные истории, как, почему и зачем. Ведь мы можем сказать, что Господь где-то попускает для смирения, где-то мы знаем ситуации… Это живая история, когда одна женщина сказала: лучше бы Господь мне не дал возможности иметь чадородие. Когда ее сын в итоге, хотя она пыталась вкладывать в него, но опять-таки сделаем акцент, не духовное, а чисто материальное, кормила, одевала. Он стал убийцей. Она пришла к выводу в итоге, что лучше бы я бесчадна была, чем через меня мое дитя погубил других.

Александр Ананьев:

— Неожиданный поворот нашего разговора, и то ли еще будет. Сейчас у нас короткая пауза, полезная информация на «Светлом радио», а через минуту мы продолжим говорить о непростых нюансах женского здоровья. Даже тема необычная для «Семейного часа».

Алла Митрофанова:

— Ты ее придумал.

Александр Ананьев:

— Не я ее придумал, мне ее календарь подсказал. Видишь, как на самом деле интересно, а то ли еще будет. Не переключайтесь. Мы скоро вернемся.

Александр Ананьев:

— Алла Митрофанова, Александр Ананьев и настоятель храма новомучеников и исповедников Российских в станице Ленинградская в Краснодарском крае священник Константин Мальцев в Международный день женского здоровья пьем чай и говорим за женское здоровье, по большому счету. И к нам присоединяется апостол Петр. Первое послание Петра. Не мог же я обойтись без него, да, отец Константин? «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах». Девять из десяти женщин нахмурятся, если их назвать немощными сосудами. Потому что девять из десяти женщин дадут фору мужикам в вопросах вождения автомобиля, работы, карьеры, воспитания, домашнего хозяйства, здоровья опять-таки. Потому женщины, в отличие от мужиков, которые пойдут к врачу, только если у них отвалилась нога уже окончательно и по дороге на работу поликлиника, только тогда они обратятся к терапевту. Во всех остальных случаях они, в общем, подзабьют на себя, в то время как женщина, по крайней мере, по моим наблюдениям, внимательно следит за собой. Помните, мы с вами однажды говорили о том, что женщина с власами короткими, аки блудница, или вообще блудница по определению. И это устарело, понятное дело, потому что сейчас короткими волосами никого не удивишь.

Священник Константин Мальцев:

— Давайте поправимся, это не я говорил, а апостол Павел, о покрытости головы женщины: если покрыта, это радость для ангела, а непокрытость это подобие блудницы с короткими волосами.

Александр Ананьев:

— Ну, так вот, контекстуально исторически это устарело. Может быть, то, что женщина сосуд немощи тоже устарело?

Алла Митрофанова:

— А можно я побуду сосудом немощи, мне так нравится. У меня лапки, я делать ничего не умею.

Александр Ананьев:

— Солнце еще высоко, паши женщина, паши.

Алла Митрофанова:

— Я маленькая, слабенькая, у меня муж сильный, вот повезло.

Священник Константин Мальцев:

— Даже идеальная женщина, которая сильная, потому что с сильной женщиной становится сильным мужчина. По большому счету, могу ошибиться, но это моя точка зрения частная, даже не столько священническая, сколько как мужа, что мужчину делает женщина. Недавно такая шутка, что-то наподобие анекдота, кратенького. Она пристойная, поэтому позволю себе рассказать. Когда один хозяин, креативный, позвал всех своих прислужников, сотрудников, как хотите, и говорит: вот бассейн с крокодилами, кто прыгнет туда и живой останется, тот миллион получит. Никто… зачем… И тут один прыгает. Вылез живой и ругается: пип-пип-пип, кто меня толкнул в бассейн? Жена говорит: это я. И делаем вывод, что с хорошей предприимчивой женой становится вся семья богатая.

Александр Ананьев:

— Мне в этом смысле другая шутка нравится. Я каждый раз, когда пытаюсь проиллюстрировать наши с Аллой Сергеевной отношения, ее вспоминаю. Уместно и неуместно. Сейчас, наверное, такой случай, когда не совсем уместно, но уж не могу не рассказать, раз мы ее упомянули. Сидят однажды, отец Константин, козел и лев в баре. Звонит телефон у льва, и он заискивающе: да, дорогая, конечно дорогая, да нет еще минут пятнадцать, дорогая, и домой. Что купить? Молока купить и яиц, хорошо, обязательно куплю. Я тебя очень люблю, пока. Козел сидит, ухмыляется и говорит: что ты так заискиваешь со своей женой? Я вот со своей не позволяю таких отношений. Если что не по мне я ей меж рогов копытом — бам, пусть знает свое место. Лев вздыхает, убирает телефон, говорит: слышь, козел, у тебя жена кто? Коза. А у меня львица.

Священник Константин Мальцев:

— Ну да. Замечательная история. Я, слушая вас, вспомнил такую мысль замечательную. Мне ролик как-то попался, его экранизировали, а суть очень правильная. Когда сидят мужчины, и все пытаются из себя альфа самцов показать. Звонит одному из этих людей жена и говорит: приезжай, то-то купи. Он начинает вставать — а, покаблучник, поехал. На что он говорит: ты мои трусы стираешь, а ты когда я был болен, ты меня лечил, ты мне детей родил? Нет. Тогда молчите, там немного грубей звучало. Я поехал к тому, кому я нужен, и она мне нужна.

Александр Ананьев:

— Не так давно говорили с одним замечательным психологом, барышней, она сделала очень меткое наблюдение, которое мне в голову не приходило. Она говорит: вы понимаете, все, что мужчины делают, они делают для женщины, вообще все. Мужикам-то много не надо, еда самая простая, одежда самая простая, машина, да, лишь бы ездила. Ну что надо мужикам?

Алла Митрофанова:

— Ну, по-разному бывает.

Александр Ананьев:

— На самом деле, задуматься, чисто гипотетически, если бы не было женщины, в принципе, вообще не было, а были бы одни мужики? Греха нет, сребролюбия нет, уныния нет, вообще ни одного греха нет. Может быть, это имел в виду апостол, называя женщину вместилищем греха? Ведь по большому счету, многие грехи — не все, сразу скажу, но многие — от женщин.

Священник Константин Мальцев:

— Я не верю, что вы до конца эфира доживете.

Александр Ананьев:

— Я быстро бегаю.

Алла Митрофанова:

— Нет, я пытаюсь вспомнить, где там про вместилище греха.

Александр Ананьев:

— Я слышал такое выражение. На правах неофита я имею право предполагать. На то у нас и замечательный священник в студии, чтобы задать ему вопрос и получить от него по лбу: Александр, не придумывайте лишнего.

Священник Константин Мальцев:

— Я скажу более, женщины это самое лучшее, что мог Господь сотворить для мужчины. Ведь мы вспоминаем такое интересное свидетельство, что когда Адам увидел Еву, он не понял, он ли это или нет. Потому что, во-первых, она из него была создана, из ребра. А второй момент, он не имел различия, может, еще в какой-то мере не понимал, женщина это или не женщина, но он понимал, что это я. Поэтому, наверное, в идеале, чтобы, когда мы создаем отношения, у нас было единомыслие и единоверие. Единомыслие, как мы с вами можем предполагать, слово за слово, его можно немножко утратить, а вот единоверие единомыслие может возобновить. По покаянию, по укорению совести и так далее. Я думаю, что женщина вместилищем греха будет только тогда, когда твои отношения начинаются с греха, с блудного сожительства. А когда ты ищешь для себя будущую мать своих детей и спутницу по всей жизни, а женщина себя целомудренно сдерживает и не разменивается по всем — если здраво началось, здраво и будет. А если мы начинаем с греха, чего ты хочешь? Ты пошел в клуб, ты планировал себе мать будущих детей там найти? Нет, ты пошел туда развлекаться. Мне могут задать молодые люди, которые будут слушать этот эфир: батюшка, ну что мне в библиотеке искать, в храме искать? Первое я скажу, а почему нет? У нас сегодня много молодежных клубов при храмах. Сегодня Русская Православная Церковь очень много делает, чтобы не только литургически созидать человека и душу в совокупии его, но и его коммуницировать в приходе. Поэтому, почему нет, если ты хочешь нравственную, хорошую, здоровую семью? С другой стороны, мы сегодня, слава Богу, не сто процентов, но в онлайне находимся. Но здесь есть опасность, картинка такая, а за картинкой — не факт. Хотя бы по моменту общения уже можно увидеть, подходит тебе человек или нет. А дальше уже офлайн встреча, общение и далее. Тебя же никто не заставляет гнать сразу в ЗАГС. Есть возможность, есть инструменты. Другое дело, что ты хочешь от человека, зачем он тебе нужен? Самоутвердиться или проявить любовь? А любовь это не эмоции, которые проходят со временем. Любовь — хочу жить для этого человека.

Александр Ананьев:

— Прекрасно понимаю, о чем вы говорите. Не так давно мы с Аллой наткнулись на то, что если в храме, допустим, в замечательном храме новомучеников и исповедников Российских в станице Ленинградской Краснодарского края будет десять девушек, прекрасных, красивых, молодых, верующих девушек, мечтающих о семейном счастье; и десять молодых людей, которые мечтают о создании крепкой семьи, о том, чтобы стать главой семьи — они могут очень долго там находиться, дни, недели, годы, и не замечать друг друга.

Алла Митрофанова:

— Мда.

Александр Ананьев:

— Говоря насчет друг друга: хорошо, но что мимо все, мимо все.

Алла Митрофанова:

— Что не то, не мое, не подходит.

Александр Ананьев:

— И это большая загадка, как так?

Алла Митрофанова:

— Армии несчастных одиноких.

Александр Ананьев:

— Батюшка может так, одну руку девушкам, другую молодым людям: друзья, ну вот же вы, нашлись, счастье. Он, кстати, не имеет права так сделать, по-моему, да?

Священник Константин Мальцев:

— С одной стороны, конечно, сводничеством он не будет заниматься, но на основании их исповеди и на основании какого-то опыта общения вне исповеди, может сказать: знаешь, Маша, Василий на мой лично взгляд для твоей семейной жизни более бы подошел. А решать тебе. Он не говорит, иди-ка с ним знакомься, но мое такое разумение, а ты сама подумай, нужно ли тебе это или нет.

Александр Ананьев:

— Кто-то из знакомых на сей счет советует, знаете что? Есть «Общее дело», это замечательное движение, где молодые ребята, девушки вместе со священниками…

Алла Митрофанова:

— Храмы восстанавливают.

Александр Ананьев:

— Да, ездят на Север… не восстанавливают, а консервируют разрушающиеся деревянные храмы. Это тебе и приключения, это и песни под гитару, это и палатки, и каша на костре.

Алла Митрофанова:

— И прекрасное дело.

Александр Ананьев:

— И прекрасное дело общее. Люди не в первую очередь по этой причине, но отчасти по этой причине, едут туда именно встретить достойного, своего, дышащего синхронно человека, и ведь находят, сколько семей там построилось.

Алла Митрофанова:

— Да.

Александр Ананьев:

— Не только храмов, но и семей построило «Общее дело».

Алла Митрофанова:

Это правда. Потому что человека видно в деле. Смотришь в ситуации, где фактически ты ничем не прикрыт — ни комфортом, ни регалиями, какими-то достижениями. Нет-нет. Просто, какой ты есть и все. Ты в этой Архангельской или Карельской тайге с орудием в руках служишь хорошему делу, и человека видно сразу. И девушку видно мужчине там, как она, в чем проявляется.

Александр Ананьев:

— И самая большая загадка, как мы от женского здоровья скатились к сводничеству и знакомству и построению семьи. Хотя одно всегда с другим связано. К вам часто приходят на исповедь и девушки и молодые люди, и у вас есть возможность сравнить. Давайте поговорим о духовном здоровье тех и других. Насколько в целом — температура по больнице, я понимаю, о чем мы говорим — но в целом духовно здорова русская женщина и духовно здоров русский мужчина.

Священник Константин Мальцев:

— Если мы отталкивались изначально от первородного греха, то никто не здоров. Потому что идеал — только Бог.

Александр Ананьев:

— Это да. Но мы же не будем спорить с тем, что женщины более талантливы в вере, женщины чаще, объективно чаще, ходят в храм, женщины ведут гораздо более пристойный образ жизни — и по всем этим признакам, я-то вел к тому, что женщины в целом духовно более здоровы, чем мужики.

Священник Константин Мальцев:

— Тут если мы говорим о женском духовном здоровье, то женщина… Я сейчас не вспомню, у кого из святых читал, но такая интересная мысль. Мужчина прообразно с Адамом слышал из уст Божиих, и Господь конкретно лицом к лицу с ним общался. Женщина не имела этой прямой связи, она уже посредством Адама. И чтобы восстановить эту полноту, она больше нуждается в благодати Божией. Это первый момент. Второй момент, женщина более эмоциональна — то есть тире — более сострадательна. Давайте честно скажем, если женщина мстит, это ад, если женщина любит, то это самопожертвование. А у мужчины — мне средненько пойдет, устраивает.

Александр Ананьев:

— Нормально.

Священник Константин Мальцев:

— Поэтому, слава тебе, Господи, что у женщины есть эмоция, потому что она дает и ей, в том числе, не зачахнуть. А с другой стороны, она должна быть очень аккуратна с этой эмоцией, потому что через эмоцию может повредить душу лукавый. Поэтому здесь должно быть духовное трезвение и бодрствование.

Александр Ананьев:

— «Семейный час» на «Светлом радио». Алла Митрофанова, Александр Ананьев, настоятель храма новомучеников и исповедников Российских в станице Ленинградская в Краснодарском крае священник Константин Мальцев сегодня 28 мая беседуем в Международный день защиты женского здоровья о женщинах и мужчинах, о здоровье. Как бы вы отнеслись к предположению, что — мы уже отчасти об этом с вами поговорили, но все-таки — нам людям верующим всегда важно найти сияющие связи между событиями, происходящими в нашей жизни, как хорошими, так и плохими. Хорошие, ну вот, значит, Господь благоволил. Плохие, ну вот, значит, испытание, для чего-нибудь мне это дано, и это очень важно. «Болезнь явление закономерное потому — это я читаю цитату с одного православного сайта — что человек вольно или невольно впадает в грехи, которые так же ведут к болезням».

Алла Митрофанова:

— Ну, не всегда, не всегда эта причинно-следственная связь между грехами и болезнью. Понятно, мы все первородным грехом повреждены, но дети, когда младенцы заболевают, причем здесь? По-разному, это не всегда по грехам.

Александр Ананьев:

— Можно сказать, что по грехам родителей.

Алла Митрофанова:

— Конечно, конечно, еще к этим родителям подойдут и им в лицо скажут, что это вам по вашим грехам. Ёлки.

Александр Ананьев:

— Медицина так и не дала, сейчас подеремся. Отец Константин рефери будет. Врачи так до сих пор и не могут сказать, отчего и как берется онкология, страшнейшее заболевание, и такое впечатление, что сейчас эпидемия просто онкологии.

Алла Митрофанова:

— Это правда.

Александр Ананьев:

— И многие, я склонен, по тому опыту, который у меня есть, я вижу этих людей, я знаю их истории… Многие склонны полагать, что онкология рождается в голове, по сути от греха, от уныния, от отчаяния, неспособности простить, принять.

Алла Митрофанова:

— От обид.

Александр Ананьев:

— От обид. Я не стану утверждать, что так оно и есть, я просто допускаю, что что-то в этом есть, на самом деле.

Священник Константин Мальцев:

— Не так давно, я не знаком с этим профессором, просто помню, что профессор, генетик такую мысль озвучил, с которой, наверное, святые отцы будут согласны. Если женщина, вы же сказали, от греха могут быть какие-то вещи, делает страшный грех детоубийства, то генетически, об онкологии он, в том числе сказал, эта немощь, эта болезнь может до пятого колена дойти, как следствие повреждения, заложенного биологически женщиной. Святые отцы могут сказать, грех доходит до третьего-четвертого-пятого колена. Но когда он доходит? Как минимум, когда человек не каялся, как минимум, если этот человек не крещенный. Ведь что Господь сделал? Во-первых, Он показал Свой личный пример крещения, хотя ему не нужно было крещение. Что значит крещение в то время? Омовение от грехов. Ему не нужно было, но Он все равно исполнил волю пославшего Его Отца. Поэтому здесь у нас, по крайней мере, есть шанс этот наследственный генетический грех не получить. Тогда еще один вопрос возникает. Почему она все-таки возникает? Здесь можем параллель провести, психосоматика, уныние и тому подобное. А что такое уныние, если проведем параллель в грех? Это самолюбие, гордыня, тщеславие, и далее. Когда я весь такой хороший, а меня не принимают. Я начинаю свою жизнь вести не с Богом, желая к Нему стремиться в рай, а уже на земле, но в аду. А что в аду? Страдания, боли, немощь тебе. Поэтому такая развернутая точка зрения.

Александр Ананьев:

— Замечательная точка зрения. Она созвучна моим размышлениям. Единственное, я так до сих пор и не смог себя убедить, что у меня есть ответ на вопрос, почему мы все-таки болеем, почему болеют прекрасные женщины, почему болеют наши любимые люди? Это же не по воле Бога, Богу не угодно, чтобы мы болели. Нет Божьего замысла на то, чтобы мы умирали, это неизбежность.

Алла Митрофанова:

— И не всегда болезнь результат какого-то твоего собственного выбора или промаха. По-всякому бывает.

Александр Ананьев:

— Да. Я сейчас знаю, что нас слушают люди, которые борются с тяжелой болезнью, и люди, которые помогают бороться с болезнью своим близким. Я хочу сейчас попросить у вас, дорогой отец Константин, слов поддержки и каких-то ответов на невысказанный вопрос: почему?

Священник Константин Мальцев:

— Я бы, наверное, немножко перефразировал. Не почему, а для чего. Почему это как наказание, а для чего, это возможность осознать. Ведь святые отцы говорят, что онкология это одна из лучших болезней, хотя для нас, мы понимаем, она страшна.

Александр Ананьев:

— Это кто из святых отцов такое сказал, что онкология одна из лучших болезней?

Священник Константин Мальцев:

— Объясню, почему, что они дальше говорят. Они говорят: есть возможность и излечиться, химиотерапия и далее-далее, конечно, какая стадия, и вместе с тем, есть время на покаяние, самое главное, без которого ты не можешь прийти к Богу. Как мы понимаем, в раю нет греха, это ад. Вы просите от меня слов? Я бы сказал так, чуть-чуть пытаясь поставить себя на их место, я бы благодарил Бога за все, и просил бы подкрепить, чтобы эта моя немощь стала для меня в коей-то мере искуплением грехов, если исцелюсь, то сугубо возблагодарю тебя, Господи. Если я почию от этой страшной смертельной немощи, то прими мою душу, как блудницу, как разбойника, как мытаря и не отвергни, потому что Ты Сам сказал: «Приходящего ко Мне не изжену вон». О боге, как это ни парадоксально, мы вспоминаем, когда сугубо тяжело. А в их ситуации очень тяжело.

Алла Митрофанова:

— Думаю, что если действительно есть связь между онкологическими заболеваниями и нашим душевным и духовным состоянием, то в принципе, исповедь своего рода профилактика, получается. Прощение своего рода профилактика, когда мы отпускаем тем людям, которые нас обидели или от действий которых мы обиделись. Возвратная форма этого глагола, наверное, все-таки больше имеет права на существование.

Александр Ананьев:

— Дорогая, меня как-то смутила такая постановка вопроса.

Алла Митрофанова:

— Почему?

Александр Ананьев:

— Потому что для меня это прозвучало, как таинство исповеди есть профилактика кариеса.

Алла Митрофанова:

— Нет, не кариеса, а если действительно… Говорят, что действительно у онкологии есть какое-то измерение духовное. Я не врач, не имею право на эти темы рассуждать, но люди болеющие, нередко говорят, что да. В таком случае чемодан обид, который многие из нас тащим по жизни, может стать причиной такого заболевания, и лучше с этим чемоданом распрощаться сейчас, не тянуть его.

Александр Ананьев:

— Не знаю, у меня есть ощущение, что среди грешников — условно, если разделить людей на грешников и праведников, среди мужчин и женщин — больных и здоровых одинаковое количество, болеют и те и другие, и мужчины и женщины, и грешники и праведники. Стало быть, ни покаяние, ни исповедь не гарантируют тебе безусловного здоровья.

Священник Константин Мальцев:

— Наверное, исповедь дает возможность приблизиться к здоровью, а здоровье больше можем мы получить от совоскрешения нашей души посредством причастия. Но не ради только лишь физического здоровья, а в большей степени ради духовного здоровья, которое в том числе Господь нам подает посредством Тела и Крови Своей. Когда мы с Богом, то естественно, мы и физически и духовно здоровее, когда мы стремимся к Нему. Я слушал вас, и у меня проскользнула такая мысль. Женское нездоровье чаще попускается для того, чтобы не стать в какой-то мере выше мужчины, я имею в виду главы семьи, мужа, потому что когда ты становишься выше, то ты начинаешь сугубо погибать. Чаще всего немощь женщины, это возможность мужчине быть более сострадательным, более любящим. Я исключаю моменты сугубых эгоистов, хамов и тому подобное. Мужчине чаще всего нужна слабая женщина, хотя при всем при этом она может, как вы в начале говорили, лучше водить, лучше что-то делать. Но когда она имеет немощь, она от безысходности, я не говорю, что это нормально, что это должно быть так, это по наблюдению в большей степени, тогда отступает момент: ты кто, ты что можешь, откуда руки растут или не растут. Она немножко смиренней становится. Это факт. Я даже скажу больше. И мужчина тоже. Он уже не смотрит налево, к примеру. Я сталкивался с таким мужчиной, когда его немощь посетила — какие там женщины, я больше не пойду, мне бы с женой все наладить. Раз, и наладить захотел, как немощь наступила. Поэтому, наверное, мы не зря читаем в акафисте «Слава Богу за все»: благодарю Тебя Господи за скорби, которыми Ты меня отрезвляешь от угара страстей.

Александр Ананьев:

— Спасибо вам большое, дорогой отец Константин. Я надеюсь, что кому-то, особенно тому, кто сейчас находится в тяжелой жизненной ситуации, связанной со здоровьем своим или близких, наш разговор стал маленьким утешением. С вами была Алла Митрофанова.

Алла Митрофанова:

— Александр Ананьев.

Александр Ананьев:

— И настоятель храма новомучеников и исповедников Российских в станице Ленинградская в Краснодарском крае священник Константин Мальцев, который желает здоровья не только женщинам, но и мужчинам. Да, отец Константин?

Священник Константин Мальцев:

— Конечно. Храни всех Господь и Царица Небесная. Аминь.

Александр Ананьев:

— Всего доброго.

Алла Митрофанова:
— До свиданья.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем