В ночь на девятое января тысяча восемьсот девяносто девятого года радостно зазвонили колокола всех храмов Красноярска — словно на Пасху. Причиной столь необычного события послужил приезд в город нового епископа Енисейского и Красноярского Евфимия (Счастнева). Сойдя с поезда, он отправился в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, где был приветствован духовенством. «При постоянном увеличении населения, — сказал в числе прочего один из священников собора, — жатва многа, a делателей мало. Поэтому поборнику христианского просвещения открывается широкое поле деятельности. В здешней епархии ещё много отдалённых селений, куда не только не нроник луч школьного просвещения, но где и Церковь не имеет храмов».
По своей службе в Нижегородской и Черниговской епархиях владыка Евфимий был известен как ревнитель церковного просвещения. Будучи в молодости простым сельским священником в Нижегородской губернии, он устроил народную школу в собственном доме. И на сибирской земле в этом отношении епископу действительно открывалось широкое поле деятельности: ведь население Енисейской губернии быстро росло, храмов и школ не хватало, уровень общей грамотности был очень низким, что мешало и научению христианским истинам. При этом нужно было заботиться и о просвещении коренных сибирских народов на крайнем севере и юге епархии: якутов, эвенков, юкагиров, ненцев, долганов, хакасов и других.
«В пределах вверенной мне епархии живут многие тысячи неверующих и не ведающих Христа. — Сказал владыка Евфимий в ответном приветствии красноярскому духовенству. — Будьте мне добрыми споспешниками, охранителями и распространителями православия. Распространяйте свет истинного учения со всяким долготерпением и любовью».
Эти мысли стали лейтмотивом долгого служения епископа-просветителя на енисейской земле.
Владыка Евфимий заботился об умножении церковно-приходских школ, создал губернский комитет по строительству церквей и школ. Архиерей добился возведения нового здания Красноярской духовной семинарии. Как глава епархиального комитета Православного миссионерского общества, владыка Евфимий заботился о проповеди Православия язычникам, сектантам и раскольникам. При нём финансирование миссионерства было поставлено на систематическую основу: с тысяча восемьсот двенадцатого года ежегодно на проповедь Православия выделялось шесть тысяч четыреста рублей, что составляло значительную по тем временам сумму. Деньги расходовались на содержание миссионеров и школ, строительство и ремонт храмов.
Владыка Евфимий поддерживал усилия миссионеров в том числе в Туруханском крае, как называли самую северную часть Енисейской губернии. При нём в Туруханской миссии был открыт ещё один — шестой по счёту — приход: у отдалённого Ессейского озера. Были отремонтированы старые храмы и построены новые, в том числе в заполярной Хатанге.
Настойчивость миссионеров в деле народного просвещения приносила плоды: если раньше коренные жители Севера попросту боялись отдавать детей в школу, то теперь, по свидетельству диакона Григория Мелентова из Дудинки, они «учатся при всяком удобном случае, желают отдавать детей в школу, предлагая личные труды по постройке здания школы».
Благодаря миссионерским и церковно-приходским школам многие представители коренных народов Севера смогли получить образование. «Необходимо заботиться о том, — говорил владыка Евфимий, — чтобы образование сопровождалось и растворялось благочестием, чтобы вместе с ним развивалась вера в Бога, любовь к людям и укреплялась воля в добре».
Кончина владыки Евфимия, на старости лет сильно ослабшего и ослепшего, произошла девятого января тысяча девятьсот тринадцатого года —в годовщину его приезда в Красноярск четырнадцатью годами ранее. Да и погребён он был в том же кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы, в котором когда-то его так тепло встречало сибирское духовенство. Впоследствии тело владыки было сожжено большевиками, а кафедральный собор снесён. Но, согласно Псалтири, «в память вечную будет праведник». В полной мере можно отнести эти слова к епископу Евфимию (Счастневу), который заслужил добрую память среди христиан енисейской земли. Многих архиерей привёл к Богу. А как учил сам владыка Евфимий, «обратить к Богу и одну душу грешника есть великая заслуга пред Богом».
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема