В ночь на девятое января тысяча восемьсот девяносто девятого года радостно зазвонили колокола всех храмов Красноярска — словно на Пасху. Причиной столь необычного события послужил приезд в город нового епископа Енисейского и Красноярского Евфимия (Счастнева). Сойдя с поезда, он отправился в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, где был приветствован духовенством. «При постоянном увеличении населения, — сказал в числе прочего один из священников собора, — жатва многа, a делателей мало. Поэтому поборнику христианского просвещения открывается широкое поле деятельности. В здешней епархии ещё много отдалённых селений, куда не только не нроник луч школьного просвещения, но где и Церковь не имеет храмов».
По своей службе в Нижегородской и Черниговской епархиях владыка Евфимий был известен как ревнитель церковного просвещения. Будучи в молодости простым сельским священником в Нижегородской губернии, он устроил народную школу в собственном доме. И на сибирской земле в этом отношении епископу действительно открывалось широкое поле деятельности: ведь население Енисейской губернии быстро росло, храмов и школ не хватало, уровень общей грамотности был очень низким, что мешало и научению христианским истинам. При этом нужно было заботиться и о просвещении коренных сибирских народов на крайнем севере и юге епархии: якутов, эвенков, юкагиров, ненцев, долганов, хакасов и других.
«В пределах вверенной мне епархии живут многие тысячи неверующих и не ведающих Христа. — Сказал владыка Евфимий в ответном приветствии красноярскому духовенству. — Будьте мне добрыми споспешниками, охранителями и распространителями православия. Распространяйте свет истинного учения со всяким долготерпением и любовью».
Эти мысли стали лейтмотивом долгого служения епископа-просветителя на енисейской земле.
Владыка Евфимий заботился об умножении церковно-приходских школ, создал губернский комитет по строительству церквей и школ. Архиерей добился возведения нового здания Красноярской духовной семинарии. Как глава епархиального комитета Православного миссионерского общества, владыка Евфимий заботился о проповеди Православия язычникам, сектантам и раскольникам. При нём финансирование миссионерства было поставлено на систематическую основу: с тысяча восемьсот двенадцатого года ежегодно на проповедь Православия выделялось шесть тысяч четыреста рублей, что составляло значительную по тем временам сумму. Деньги расходовались на содержание миссионеров и школ, строительство и ремонт храмов.
Владыка Евфимий поддерживал усилия миссионеров в том числе в Туруханском крае, как называли самую северную часть Енисейской губернии. При нём в Туруханской миссии был открыт ещё один — шестой по счёту — приход: у отдалённого Ессейского озера. Были отремонтированы старые храмы и построены новые, в том числе в заполярной Хатанге.
Настойчивость миссионеров в деле народного просвещения приносила плоды: если раньше коренные жители Севера попросту боялись отдавать детей в школу, то теперь, по свидетельству диакона Григория Мелентова из Дудинки, они «учатся при всяком удобном случае, желают отдавать детей в школу, предлагая личные труды по постройке здания школы».
Благодаря миссионерским и церковно-приходским школам многие представители коренных народов Севера смогли получить образование. «Необходимо заботиться о том, — говорил владыка Евфимий, — чтобы образование сопровождалось и растворялось благочестием, чтобы вместе с ним развивалась вера в Бога, любовь к людям и укреплялась воля в добре».
Кончина владыки Евфимия, на старости лет сильно ослабшего и ослепшего, произошла девятого января тысяча девятьсот тринадцатого года —в годовщину его приезда в Красноярск четырнадцатью годами ранее. Да и погребён он был в том же кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы, в котором когда-то его так тепло встречало сибирское духовенство. Впоследствии тело владыки было сожжено большевиками, а кафедральный собор снесён. Но, согласно Псалтири, «в память вечную будет праведник». В полной мере можно отнести эти слова к епископу Евфимию (Счастневу), который заслужил добрую память среди христиан енисейской земли. Многих архиерей привёл к Богу. А как учил сам владыка Евфимий, «обратить к Богу и одну душу грешника есть великая заслуга пред Богом».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 95 зач., VII, 14 - VIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человек как существо не ограничен телом. В этом убеждена Православная Церковь, полагающая, что люди не должны рассматриваться исключительно в категориях физики и химии. Мы нечто большее, чем гормоны и ферменты. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Римлянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Глава 8.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Христианство учит, что человек — высшее творение Божие. Создавая Адама и Еву, Господь определил, чтобы человек стал как бы «пограничным» существом. С одной стороны, у человека есть бессмертная душа, которая роднит его с миром духовным. С другой — человеческое тело по своему устройству похоже на тела животных. Таким образом, мы являемся обладателями сложной природы. По мнению одних богословов, эта природа состоит из двух уже упомянутых частей — тела и души. По мнению других — к имеющимся двум составляющим добавляется третья — дух.
Активные размышления об устройстве человека среди христианских мыслителей начались после того, как древняя Церковь перешагнула границы иудейской цивилизации и приняла в общение людей иных национальностей и культур. Прежде всего, греков, которые сделали античную философию основой христианского богословия. Для древнегреческих философов было характерно с подозрением относиться к телу, которое, по их мнению, было темницей души. Античная культура даже противопоставляла тело и душу. Такое отношение отчасти было позаимствовано и христианством той эпохи.
Некоторые философские школы древней Греции имели мистическую направленность. Наряду с душой они признавали наличие у человека ещё и духа — особой составляющей, отвечающей за связь с миром духовным. Часто дух именовался умом, поскольку именно ум более всего ценился античными мудрецами. В среде христианских богословов древности дискуссия об устройстве человека длилась несколько веков, но окончательное мнение насчёт того, сколько же в человеческой природе частей, так и не сформировалось. Иными словами, оба подхода получили право на существование. Но при одном условии.
Христианство верит, что человек был создан Богом как целостное существо. Поэтому Церковь отказывается от разделения человека на составляющие, а самое главное — от их противопоставления друг другу. Имеющиеся в нас материальное и духовное начала должны пребывать в гармонии и находиться в согласии с замыслом Творца. Конечно, тело, бывает доставляет нам неудобства. Потому апостол Павел и восклицает: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?». Но тот же апостол в целом с оптимизмом смотрит на земную жизнь, где при всех недостатках и ограничениях всё же проявляет себя благодать Божия. Благодать, освящающая и душу, и тело того, кто живёт в жертвенном служении Христу Спасителю.
Таким образом, тело не является чем-то по умолчанию плохим или ненужным. Тело, как и любая другая составляющая человеческого естества, может подобно инструменту использоваться нами либо во благо, либо во осуждение — в зависимости от того, куда направлена дарованная Богом свобода. И если мы всё же поддаёмся греху, то превращаем тело (по апостолу Павлу храм души) в страстную плоть. Из этого следует довольно простой, но важный вывод. Не нужно ставить знак равенства между телом и плотью. И, конечно, следует тело, как и любой другой дар Божий, использовать исключительно для достижения спасения, дарованного нам Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Онкологика» оперативно помогает тем, кто столкнулся с раком

Фонд «Онкологика» шесть лет помогает взрослым людям с диагнозом рак, а также их близким по всей России. Фонд рассказывает, куда обратиться в первую очередь и что для этого нужно, оплачивает обследования, приобретает медицинские изделия, проводит юридические и психологические консультации и даже предоставляет продукты.
История фонда началась с Мирославы Сергеенко. Девушка сама перенесла рак. Пройдя через все трудности, связанные с болезнью, она поняла, насколько важны пациентам поддержка и грамотная навигация на этом пути. Спустя время Мирослава основала фонд «Онкологика», куда теперь каждый день обращаются сотни людей.
Однажды на горячую линию фонда позвонил и Никита из Нижегородской области. Ему 20 лет. Парень учится на сварщика и больше года живёт с четвёртой стадией рака. Никита проходит лечение и не думает сдаваться. «Эмоционально это тяжело, но главное – не надо отчаиваться. Нужно быть оптимистом, и обязательно всё получится», - говорит он. При этом молодой человек признаётся, что без помощи фонда «Онкологика» выстоять было бы в разы сложнее. Так получилось, что семья Никите не помогает, парень живёт самостоятельно. И когда он заболел и не смог работать, то столкнулся с финансовыми трудностями. Но благодаря друзьям и фонду он обрёл поддержку.
Команда проекта помогла ему оформить инвалидность, обеспечила продуктами, а также оплатила проезд в Москву, до больницы, и обратно.
Если вам или вашим близким тоже важна поддержка, позвоните на горячую линию фонда «Онкологика»: 8 800 350 57 85, вас не оставят в беде. Больше узнать о фонде, поддержать его работу и благополучателей можно на официальном сайте. Ваша помощь станет опорой для тех, кто не в силах справиться сам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Исторический контекст Нагорной проповеди». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя, об историческом контексте этого события, для кого эта проповедь произносилась и как воспринималась слушателями.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер