«Епархиальный дом в Лиховом переулке — проекты и выставки». о.Андрей Постернак, Андрей Иванов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Епархиальный дом в Лиховом переулке — проекты и выставки». о.Андрей Постернак, Андрей Иванов

* Поделиться

У нас в гостях были декан историко-философского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, клирик храма святителя Николая в Кузнецах священник Андрей Постернак и контент менеджер Историко-культурного и просветительского центра «Соборная палата», куратор клуба волонтёров «Общество друзей Московского Епархиального дома» Андрей Иванов.

Разговор шел об истории Епархиального дома в Лиховом переулке и о различных проектах и выставках, которые организует здесь Свято-Тихоновский университет.

Ведущий: Алексей Пичугин


Алексей Пичугин:

— Дорогие слушатели, здравствуйте. «Светлый вечер» на «Светлом радио». Рад вас приветствовать. Меня зовут Алексей Пичугин. С удовольствием представляю наших гостей, в ближайший час эту часть «Светлого вечера» вместе с нами и вместе с вами проводят декан историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак. Добрый вечер.

Священник Андрей Постернак:

— Добрый вечер.

Алексей Пичугин:

— Андрей Иванов, контент-менеджер историко-культурного просветительского центра ПСТГУ «Соборная палата». Здравствуйте.

Андрей Иванов:

— Здравствуйте.

Алексей Пичугин:

— Сегодня мы будем говорить про большой проект, который реализуется в Свято-Тихоновском университете и в епархиальном доме, который является частью Свято-Тихоновского университета. Называется этот проект «Епархиальный дом — центр мирных общественных инициатив России начала 20-го века». Для начала, для того, чтобы лучше понимать, что за проект, мы, наверное, поговорим о самом епархиальном доме, о том, что это за такое было достаточно уникальное явление в жизни не только Москвы — в Москве он в центре города — но и Российской империи. Появился в самом начале 20-го века, Московский епархиальный дом, и буквально лет 15 назад он получил новую жизнь. Отец Андрей, давайте с вас начнем. Расскажите про Московский епархиальный дом, его историю. И, я так понимаю, что в своей очень недолгой истории перед революцией епархиальный дом все-таки во многих событиях успел поучаствовать в жизни нашей страны.

Священник Андрей Постернак:

— Действительно, епархиальный дом это уникальное явление, которое стало частью не только церковной истории начала 20-го века и всего 20-го, но и гражданской. Изначально это был проект, нацеленный на участие Церкви в просвещении народа. Епархиальный дом был создан по инициативе священномученика Владимира Богоявленского, который, как мы знаем, станет одним из первых мучеников уже в 18-м году и будет прославлен в лике святых. Он, когда эту инициативу предложил, считал, что не только храм должен быть в центре Москвы, в котором молятся, естественно, все, кто имеет желание. Но и этот храм имеет продолжение в виде общепопулярных лекций, нацеленных на рабочих, горожан среднего достатка, не имеющих какого-то образовательного ценза. И это найдет воплощение в самой архитектуре здания.

Алексей Пичугин:

— Но это была распространенная идея вообще для Российской империи вообще в начале 20-го века, идея общего просвещения, когда открывались курсы для рабочих, когда к рабочим приходили с лекциями.

Священник Андрей Постернак:

— Да. Но дело в том, что те же, например, фабрично-заводские рабочие.., эти собрания получат политическую направленность, а у священномученика Владимира идея была именно народного просвещения, которое действительно было популярно, но все-таки не всегда носило исключительно церковный характер. А у владыки Владимира идея была такая, что собирается хор, народный хор, сейчас такие в храмах тоже поют, из рабочих, поющие рабочие это тоже уникальное явление в условиях революционной России, соответственно, 1905 года и позднее. После этого рабочие остаются и выслушивают лекции на самые разные темы. Например, лекция, посвященная «Грозе» Островского. Или эффект электричества.

Алексей Пичугин:

— То есть это абсолютно не должно было в любом и каждом случае иметь какое-то церковное измерение. Это просто такое общекультурное пространство.

Священник Андрей Постернак:

— Совершенно верно. Причем, это не было еще и систематическим образованием, как это было в семинариях, гимназиях или училищах, а речь шла о том, что это именно просветительские лекции, которые в наше время имеют место для интересующихся. И эти лекции были в определенном сочетании — по естественнонаучным проблемам, литературным, историческим. То есть идея такая, что оказавшись в стенах церковного здания, рабочие включаются не только в церковную традицию, но и в просветительскую, связанную с тем, что он таким образом начинает самостоятельно мыслить. Он не становится легкой жертвой какой-то революционной агитации. Я думаю, что в конечно счете была именно и такая идея, чтобы народ понимал, что Церковь это не обскурантизм, а то явление, которое учитывает новые тенденции.

Алексей Пичугин:

— Ну и действительно, вторая половина 19-го века после, наверное, Побеносцева, все, что было в церкви, это уже начинало носить общепросветительский характер, церковь стала выходить к людям к простым и пытаться говорить с ними на одном языке.

Священник Андрей Постернак:

— Совершенно верно. Хотя дом был основан в 1902 году, то есть еще во времена Константина Петровича, но, поскольку он через несколько лет уйдет в отставку, начнется чехарда обер-прокуроров, церковь, действительно, вступает в новый этап. Это Предсоборное Присутствие, как я уже сказал, революционные события, когда обсуждается вопрос об учреждении, восстановлении патриаршества, изменении статуса архиереев, которые должны получить бо́льшую самостоятельность, оживление приходской жизни, собственно народное просвещение, женское образование. Ведь священномученик Владимир будет близок и к великой княгине Елизавете Федоровне. Собственно, благословит ее начинание в Марфо-Мариинской обители, которая тоже вписывается в эту концепцию новых веяний. Другой вопрос, что, к сожалению, не получила развития история епархиального дома как глобально-просветительский проект из-за недостатка времени. Начинается Первая мировая война, и уже в ее конце у Дома начинается новый этап, связанный с тем, что именно здесь проходили заседания Поместного собора.

Алексей Пичугин:

— А кстати, у нас на радио — и вы можете в архиве радио «Вера» найти много программ, посвященных Собору 17-18 годов — мы почему-то никогда не затрагивали тему, почему в епархиальном доме он проходил? И открывался и многие сессии, и вся деятельность Собора географически была связана с Московским епархиальным домом.

Священник Андрей Постернак:

— Я думаю, что здесь была и практическая причина — это огромное пространство. Это и сейчас достаточно большой зал, который помещает много народа. Знаменитая фотография архиереев, которые сидят спиной к алтарю, а лицом к молящимся — и сейчас ее можно реконструировать — она ведь свидетельствует о том, что действительно это было место, удобное для собраний. Ну и именно здесь принимается решение, можно сказать, о восстановлении патриаршества, призвании будущего патриарха Тихона. Так что с этой точки зрения епархиальный дом превращается в очень значимое место для Русской Православной Церкви в 20-м веке.

Алексей Пичугин:

— И у епархиального дома есть вторая страница в истории. Почему мы пока, надо сразу оговориться, больше говорим об истории епархиального дома с отцом Андреем, нам надо будет отпустить отца Андрея буквально через пять-семь минут, ему надо будет уезжать, и мы тогда уже с Андреем Александровичем будем подробно говорить про проект, которому посвящена наша сегодняшняя тема. Про епархиальный дом, несмотря на то, что мы говорили в разное время, не говорили про его историю много, и не будет лишним напомнить и рассказать, что у его истории есть вторая современная страница. После революции, насколько я понимаю, в самом помещении в Лиховом переулке — для москвичей это достаточно простой адрес: Садовое кольцо, неподалеку от метро Цветной бульвар — чего только не было. Расскажите, пожалуйста, о том, что в советские годы происходило по адресу в Лиховом переулке, и уже как это все отошло постепенно все к Свято-Тихоновскому университету.

Священник Андрей Постернак:

— Лихов переулок, дом 6. В каком-то смысле можно говорить о том, что епархиальный дом превращается тоже в новомученика. Он имел прекрасную архитектуру, сейчас она вся восстановлена. Это очень модная и популярная в начале века архитектура, связанная с неорусским стилем. Она будет полностью уничтожена. Фактически дом будет обезображен и превращен в тоже модный на тот момент к 20-м годам конструктивистское сооружение, совершенно не узнаваемое со стороны. Те, кто проходил в 90-е годы мимо епархиального дома, могли бы его и не узнать.

Алексей Пичугин:

— Даже в начале двухтысячных я достаточно часто бывал, и уже даже, когда я учился в Свято-Тихоновском, проходя мимо, опять же часто проходил мимо, мне сложно было представить, что это тот самый епархиальный дом, о котором говорят, но он совершенно не похож.

Священник Андрей Постернак:

— Да. Там были различные советские учреждения, из известных стоит назвать, оно просуществует дольше всех, это студия документальных фильмов. Сам дом будет, я сказал, перестроен, но и сама палата Соборная также будет переделана под специальную акустику. Я даже помню, какие были специальные укрепления на потолке соборной палаты для того, чтобы создавать специальный звук при записи документальных фильмов, в частности, там записывался звук для известного многосерийного фильма, посвященного Великой Отечественной войне, снятого для американских зрителей для того, чтобы показать, какой был вклад Советского Союза в итог войны. Не только этот, конечно, многие другие. Собственно, храм был отделен от Соборной палаты кирпичной стеной. Те собрания и лекции, которые проходили в 90-е, в начале двухтысячных годов, проходили...

Алексей Пичугин:

— А стена была построена в советские годы?

Священник Андрей Постернак:

— Да.

Алексей Пичугин:

— Удивительно. Надо сказать, что перестраивал его, и в чем тут еще одна трагедия епархиального дома, знаменитый российский, потом советский архитектор Олтаржевский, который построил много известных доходных домов в Москве, и, наверное, самая известная его советская постройка, это Даниловский универмаг тридцатых годов, неподалеку от метро Тульская, очень красивое здание. И вот, собственно говоря, это же не просто безликая постройка была, пускай даже и конструктивистская, конструктивистские тоже бывают безликими, но эта вот Олтаржевский, который достаточно интересно его переделал.

Священник Андрей Постернак:

— Я ничего не имею против конструктивизма.

Алексей Пичугин:

— Безусловно, да.

Священник Андрей Постернак:

— Но речь идет о том, что это здание возникает на основе другого и явно свидетельствует о новой идеологии. Так что здесь мы говорим не об архитектурных особенностях или преимуществах стиля, а о том, что это было сделано сознательно советской властью для того, чтобы саму память в определенном смысле уничтожить. И возрождение епархиального дома тоже становится символическим. Во-первых, там теперь два храма, второй храм, нижний, посвящен отцам Поместного Собора, который таким образом уже увековечивает память тех, кто там заседал. То есть получается, что сначала там люди заседали, члены Собора, они же будут канонизированы, и в память о них будет освящен новый храм. И сама традиция восстановления просветительских бесед и встреч также реанимируется. Ведь собственно Соборная палата сейчас одна из крупных площадок, где проходят различные концерты, лекции, опять же в традициях....

Алексей Пичугин:

— Конференции, научные конференции, просто я недавно был на одной из них.

Священник Андрей Постернак:

— ...в традициях, именно которые священномученик Владимир заложил, хотя история восстановления, реконструкции дома, была очень болезненной, связанной с массой судов, несколько десятков судов, чуть ли не убийства юристов, которые этим занимались. Все это было понесено, благодаря трудам нашего ректора отца Владимира Воробьева, который много сделал для того, чтобы этот дом был освящен.

Алексей Пичугин:

— И где-то к году 2005-6-му туда смог попасть Свято-Тихоновский, и постепенно, я уже плохо помню по годам, но в какой-то момент я вдруг увидел с Садового кольца этот замечательный купол, который теперь издалека виден, он закрыт окрестными домами с одной стороны, но с другой в просвет его хорошо видно.

Священник Андрей Постернак:

— Совершенно верно. Возрождение началось с литургической жизни, там начали служить литургию в еще совершенно неприспособленных и удобных для этого помещениях, а потом уже постепенно стали реконструироваться и внутренние интерьеры и сам, конечно, внешний вид. Так что, действительно сейчас епархиальный дом это возрожденное дело священномученика Владимира и всей нашей Церкви.

Алексей Пичугин:

— Напомню, друзья, что сегодня программа наша о Московском епархиальном доме и о проекте, который называется «Московский епархиальный дом — центр мирных общественных инициатив в России начала 20-го века». У нас в гостях Андрей Иванов, контент-менеджер историко-культурного просветительского центра Свято-Тихоновского университета «Соборная палата». И с нами вот сейчас был священник Андрей Постернак, декан историко-филологического факультета Свято-Тихоновского университета, кандидат исторических наук. Отца Андрея мы вынуждены отпустить по делам, дальше ехать ему надо, а мы с Андреем Ивановым продолжаем. Андрей Александрович, тогда вы расскажите про проект, который тоже непосредственно связан с историей Московского епархиального дома, как я понимаю, и его неотъемлемой частью Московской и Российской истории. Этот проект глобальный достаточно. Расскажите, пожалуйста.

Андрей Иванов:

— Я бы хотел напомнить, что сказал отец Андрей, что перестройка здания имела целью, помимо прочего, стирание памяти, перезапуск памяти. И сейчас, когда зданию возвращен исторический облик, когда в нем была открыта экспозиция, посвященная столетию Поместного Собора, и мне в частности приходилось среди прочих сотрудников университета проводить там экскурсии, оказалось, что очень мало кто что-то знает об этих страницах отечественной истории. В каком-то смысле та работа, которая была проведена новой властью, большевиками, оказалась успешной. Действительно, в большинстве своем люди не знают ни истории, ни вообще такого факта как Поместный Собор, ни этих инициатив.

Алексей Пичугин:

— Наверное, я плохой показатель в том смысле, что историческое образование и достаточно много проектов на радио «Вера», связанных с Поместным Собором, мы освещаем издания, посвященные Поместному Собору, научный сборник многотомный, который продолжает выходить уже несколько лет. Мне кажется, что это даже в виде фонового знания очень яркое явление в Российской истории. Если спросить случайного человека на улице, наверное, он как-то где-то из школьного курса вспомнит, что было восстановление патриаршества, что это связано с революционными годами и, может быть, не про сам Собор вспомнит, но хотя что-нибудь около него.

Андрей Иванов:

— Хотелось бы думать, что это так.

Алексей Пичугин:

— Но наивно достаточно.

Андрей Иванов:

— Дело в том, что у нас центр «Соборная палата», сотрудником которого я являюсь, это же просветительский центр ПСТГУ, в частности, проводит концерты классической музыки, то есть публика, которая приходит в епархиальный дом, это люди образованные часто. Я о них говорю, что они не знают что такое Поместный Собор. Одной из частей нашего проекта будет небольшое исследование, посвященное тому, каков образ отечественной истории этого периода начала 20-го века, что происходило еще помимо революции в это время. Мы хотим понять, что есть в общественном сознании, в массовом культурном сознании. И мы понимаем, что действительно ваше восприятие не очень показательно, к сожалению, хотелось бы думать, что так и будет.

Алексей Пичугин:

— Вполне возможно. Каждый раз, когда сталкиваемся с какой-то частью своей профессиональной деятельности, нам зачастую кажется, что об этом должно быть известно, раз мы этому посвящаем часть своей жизни. Ну да, это своеобразная деформация. И как он развивается этот проект? Напомню, что он называется «Московский епархиальный дом — центр мирных общественных инициатив в России начала 20-го века». У проекта три больших части. Одна из них — новая экспозиция, которая будет доступна всем гостям Московского епархиального дома, главного здания Свято-Тихоновского университета.

Алексей Пичугин:

— А как туда можно прийти? Нужно специальные билеты на выставку или это абсолютно открытое пространство, куда любой желающий человек с улицы может зайти.

Андрей Иванов:

— Нет, это все-таки главное здание университета, это учебное заведение, поэтому в любое время туда попасть нельзя. Но можно купить билет на любой из концертов, которые здесь проходят. У нас проходят...

Алексей Пичугин:

— Да, радио «Вера» поддерживало много концертов, мы тогда и начали говорить о Соборной палате и епархиальном доме много.

Андрей Иванов:

— Кроме концертов есть и научные и просветительские мероприятия и конференции. В общем, для всех гостей, как я сказал, будет доступна эта экспозиция. Наша экспозиция в галерее находится, на втором этаже, не все до нее доходят. А наша экспозиция нынешняя, которая в рамках проекта будет реализована, будет находиться прямо в фойе. Фойе наше тоже очень особенное место, я очень всех приглашаю приходить в главное здание университета. Это с одной стороны, место, где на первом этаже находится храм, нижний храм, посвященный отцам Поместного Собора, и это место где люди встречаются, где люди ждут начала мероприятий, где есть буфетная зона, где есть книжная лавка, где можно приобрести книги издательства ПСТГУ и не только. То есть это пространство, где очень много задач решается. И одной из этих задач будет, собственно, разместить там экспозицию.

Алексей Пичугин:

— Я вижу, что есть адрес lihov6.ru. Тут есть афиша, все желающие могут посмотреть и тут же на сайте приобрести билет. Здесь и Вивальди, здесь и Рахманинов, Шопен, Моцарт. Это я смотрю только ближайшие концерты, которые будут, это того стоит. И очень хорошая акустика, говорят, что это очень продумано было при реставрации.

Андрей Иванов:

— Да, это особенность, акустика, конечно, это надо слышать. Так что приходите.

Алексей Пичугин:

— И заодно, если вы придете на концерт, не сможете пройти мимо части проекта, о котором мы сегодня говорим.

Андрей Иванов:

— Кстати сказать, именно сейчас у нас проходит фестиваль, который называется «Весна духовная». Почему я хочу об этом сказать особо? Дело в том, что это не просто концертный зал. Это особенное место, и мы думаем о том, какая программа, какие произведения могут здесь исполняться, какие не могут исполняться. Мы сверяемся с той задумкой, которая была у митрополита Владимира, в начале 20-го века, и в частности, интересный момент, что культурная жизнь в Российской империи во время Великого поста прекращалась. Не предполагалось, что люди ходят на какие-то...

Алексей Пичугин:

— Она прекращалась, до революции это происходило во время Великого поста, или все-таки в начале 20 века на это уже смотрели сквозь пальцы?

Андрей Иванов:

— Наш пример показывает, что даже митрополит Владимир говорит, что нет, что должны быть мероприятия, конечно, особого содержания, особого контента, но они проходили и во время Великого поста.

Алексей Пичугин:

— Мы же понимаем, что до революции в России существовала очень большая прослойка нецерковных людей. Достаточно обманчиво впечатление, что до революции у нас была такая Святая Русь, и в воскресенье — все в храм, Великий пост — все постятся. Россия была разной, и в том числе, совсем нецерковной и не православной, и указ о веротерпимости 1905 года тоже мы помним. Понятно, что люди, которые не относились к традициям православия, не соблюдая Великий пост, вряд ли были в начале 20-го века лишены возможности пойти в театр, на концерты или в ресторан, и там сидеть и не есть скоромную пищу.

Андрей Иванов:

— Наверное, вы правы. В частности, во время экскурсии мы говорим, что собственно наивно полагать, что Россия до революции была такой идеальной. Хочется так думать, но, к сожалению, не получается. Характерный пример — отмена нормы об обязательном причащении солдат во время Великого поста.

Алексей Пичугин:

— Да, да, да. И она показала очень быстро, что — и отмена потом последовательно обязательной исповеди — это все показало, что люди, когда им не надо было получать справку, просто к причастию перестали ходить массово.

Андрей Иванов:

— Да.

Алексей Пичугин:

— Но мы о другом.

Андрей Иванов:

— Нет, почему. Кстати получается, что мы сейчас затрагиваем экскурсию, которую мы проводим.

Алексей Пичугин:

— Во, хорошо.

Андрей Иванов:

— И я всегда приводя этот факт, говорю, что мы обязательно вернемся к этим цифрам, к этой статистике, и заканчиваем нашу экскурсию, рассказываем о расстрельной переписи 37-го года, которая совершено другие проценты показала.

Алексей Пичугин:

— Но она показывает... Эта перепись не включала в себя вопросы, связанные с отправлением религиозных таинств, с участием в таинствах.

Андрей Иванов:

— Да, конечно.

Алексей Пичугин:

— Она говорила лишь только, задавала вопрос...

Андрей Иванов:

— Верите ли вы в Бога?

Алексей Пичугин:

— Верите ли вы в Бога, да. И на этот вопрос тогда большинство ответило утвердительно. Но если бы мы с нынешними подходами к социологии начали углубляться, мы бы, наверное, получили разные цифры. Среди тех людей, которые верят в Бога... У нас сейчас как? Что ни пост, что ни большой праздник церковный, то проводят опросы, где задают разные вопросы. Верите ли вы в Бога? 70%-80%, больше даже отвечают «да». Следующий вопрос: Участвуете ли вы в таинствах? Здесь цифры будут гораздо меньше. И так далее и так далее. И в итоге мы получаем какой-то совсем ничтожный, небольшой процент от общего числа людей, живущих в России, которые действительно сознательно участвуют в церковной жизни.

Андрей Иванов:

— Это правда.

Алексей Пичугин:

— Но тут надо понимать, что перед революцией в начале 20-го века ситуация была похожей.

Андрей Иванов:

— Тоже ситуация была очень специфической.

Алексей Пичугин:

— Разной.

Андрей Иванов:

— Как я ее себе представляю, с одной стороны, люди действительно массово из церкви уходили, с другой стороны, это время ренессанса духовного, свидетельством которого является, в том числе, и жизнь Московского епархиального дома.

Алексей Пичугин:

— Да, но тут тоже важная очень тема, как мне кажется. Давайте начнем ее развивать во второй половине программы. Я напомню, что мы сегодня говорим об истории Московского епархиального дома в рамках проекта «Московский епархиальный дом — центр мирных общественных инициатив в России в начале 20-го века. Андрей Иванов, контент-менеджер историко-культурного просветительского центра Свято-Тихоновского университета «Соборная палата». Здесь в этой студии я, Алексей Пичугин. И мы через минуту вернемся.

Алексей Пичугин:

— Возвращаемся в нашу студию. Напомню, друзья, что сегодня у нас в гостях Андрей Иванов, контент-менеджер историко-культурного просветительского центра Свято-Тихоновского университета «Соборная палата». С нами в начале программы был священник Андрей Постернак, декан историко-филологического факультета Свято-Тихоновского университета, но мы его отпустили, ему надо было дальше уже по делам ехать. Он рассказывал в начале об истории Московского епархиального дома. И мы сейчас остановились на том, что в начале 20-го века в России оно было интересным с точки зрения церковной жизни, церковных реалий. Люди из церкви или уходили или, номинально оставаясь православными, в церковной жизни не участвовали. Я уже не раз приводил этот пример замечательного писателя Аверченко, у него есть хороший рассказ «Колокол», который начинается со слов, что «на Пасху шел сильный дождь и в церковь, конечно же, пошла только прислуга». Ну а дальше он рассказывает, как они сидели за столом и рассказывали свои разные истории. Потом позвонил колокол, и они должны были говорить правду, но это уже к нашему разговору отношения не имеет. Но эта оговорка дореволюционная, что «конечно же, пошла только прислуга», характерна и говорит о многом. И в то же время это время небывалого церковного ренессанса, как мы уже в начале программы говорили, церковь поворачивается лицом к людям. Церковь начинает говорить с людьми на одном языке, читаются лекции о религии, о вере, очень харизматичные священники в крупных городах ходят на фабрики, в рабочие ночлежки, говорят с людьми о Христе. И все это готовит, в том числе, и Собор 17-18 года. Этот масштабный предсоборный период и очерчивал круг тех вопросов, достаточно радикальных, которые ставило время, которые обсуждались, но, к сожалению, в условиях революции никаких выводов по ним сделано не было. Но это было то назревшее, насущное, без чего Церковь не могла дальше жить в таком большом государстве, где она играла очень важную роль. И люди уходили, скорее, не от Христа, а люди уходили из традиции, которая им становилась по историческим всяким положениям не так близка, как могла бы стать Церковь, которая изменялась. И это огромное количество интеллигенции не из духовного сословия, пришедшее в Церковь, получившее до этого классическое университетское образование. Это и духовенство, поступающее в университеты, увлекающееся, как Булгаков, радикальными идеями, марксизмом и возвращающееся в Церковь. Это все, кстати говоря, похоже на то, что у нас происходило в 90-е годы и на то, что у нас, порой кажется, может произойти и сейчас.

Андрей Иванов:

— Да, действительно этот период в жизни Москвы, в том числе, представлен как раз жизнью Московского епархиального дома. Ведь там были собраны во множестве общественные организации, которые создавались — всевозможные братства, общества — которые низовая инициатива. То есть это люди, которые хотели оставаться верующими, быть при этом политически активными, граждански активными, заниматься делами благотворительности, социальным служением, и в общем, таким центром и был Московский епархиальный дом. И это та страница история, которая, к сожалению, сейчас забыта, практически.

Алексей Пичугин:

— И об этом мы тоже говорили в начале программы, он создавался, как раз задумывался таким центром, где простые люди могут получить какие-то не только духовные, но и очень светские знания о литературе, о природе веществ простейшие представления. И не только простейшие, я так понимаю, что там... Почему-то у меня такое сравнение напрашивается, мне кажется, оно достаточно актуальное, это сравнение с политехническим музеем.

Андрей Иванов:

— Да.

Алексей Пичугин:

— Каким он был и в 20-е годы, а потом спустя длительный достаточно перерыв в 60-е, 70-е, 80-е. Даже я в 90-е маленьким помню встречи и концерты в Политехе. Вроде бы суть изменилась, но площадка переехала, в какой-то мере. Помимо того, что у вас есть экскурсии и выставка, у вас еще есть клуб волонтеров. Что это такое?

Андрей Иванов:

— Такая штука. Историческая память это то, где усилия одного не может быть результативным. Это касается сообщества людей. Наша попытка создать такое сообщество желающих, которые интересуются историей Москвы, интересуются историей милосердного движения. Которые хотели бы по местам, связанным с исторической памятью, вместе попутешествовать, обсудить впечатления, понаблюдать за тем, как создается вот эта экспозиция, которая у нас будет открыта в сентябре. Ну и собственно говоря, это возможность, чтобы люди разные, с разным представлением о прошлом, люди разного возраста об этом говорили друг с другом. Вот в этот клуб волонтеров общества друзей Московского епархиального дома мы сейчас объявили набор. Первая программа будет длиться одиннадцать месяцев, это будет порядка восемнадцати или чуть больше встреч выездных, чтение лекций по истории Русской Церкви, по истории России этого периода, по истории милосердного движения и серия поездок таких.

Алексей Пичугин:

— Как в этом можно принять участие?

Андрей Иванов:

— Можно просто заполнить анкету. Достаточно желания, это совершенно бесплатное участие, всех желающих мы готовы принять. Конечно, есть ограничения по количеству мест, мы понимаем, что больше тридцати пяти участников группы это слишком много, не будет результативно. В общем, кто успеет, тот и попадет в наш коллектив.

Алексей Пичугин:

— Еще раз давайте напомним, что Лихов переулок, дом 6, это адрес Московского епархиального дома. Я, сколько провел программ на радио «Вера», посвященных Московскому епархиальному дому, Соборной палате, концертам, мне немножко даже у самого не структурируется в голове, как все сочетается друг с другом. Есть Свято-Тихоновский университет, и Лихов, 6 — это главное здание Свято-Тихоновского университета. Есть еще на Новокузнецкой улице, есть еще где-то, но вот это главное здание сейчас считается, правильно?

Андрей Иванов:

— Да.

Алексей Пичугин:

— Есть Соборная палата.

Андрей Иванов:

— Да.

Алексей Пичугин:

— Как они друг к другу относятся и взаимодействуют?

Андрей Иванов:

— Через наш центр, который призван аккумулировать просветительские инициативы университета и привлекать партнеров университета, то есть единомышленников, тех, кто разделяют ценности. Это не только концерты, это и выставки, это и публичные лекции, это и конференции. То, что мы сказали сегодня о фестивале «Весна духовная», собственно говоря, там условно темой, общей темой, объединяющей темой этого фестиваля являются церковные ценности. Вы знаете, что в этом году вспоминается 100-летие кампании по изъятию церковных ценностей, и в этом же году, так получилось, наш университет отмечает 30-летие. Собственно пафос университета связан... Это то тридцатилетие, когда возвращение к традиционным ценностям в нашем обществе, этот порыв, запрос на возвращение к церковным ценностям возник, и в ответ на этот запрос университет возник.

Алексей Пичугин:

— А что в университете к 100-летию изъятия церковных ценностей, какие-то мероприятия, конференции, что-то будет?

Андрей Иванов:

— В рамках фестиваля у нас как раз в фойе сейчас работает небольшая банерная выставка, которая называется «Церковные ценности. Сто лет изъятия». Она продиктована желанием познакомить гостей мероприятий, которые проходят в главном здании с самой темой. Потому что тоже кажется, что все знают, что происходило в России сто лет назад.

Алексей Пичугин:

— Не-е-ет, что вы.

Андрей Иванов:

— К сожалению, это не так. Это действительно настоящая тоже была драма.

Алексей Пичугин:

— А сейчас, мне кажется, для людей, которым от 20 до 35 лет и которые задумываются об истории России и даже считают, что они ее неплохо знают, события гражданской войны и первых послереволюционных лет это примерно...

Андрей Иванов:

— Пунические войны.

Алексей Пичугин:

— Пунические войны, да. Нет даже никакой беспрерывной традиции, которая бы их с ними связывала.

Андрей Иванов:

— Да, в том-то весь и ужас, что для современного молодого человека...

Алексей Пичугин:

— Нас сложно в этом обвинять.

Андрей Иванов:

— Конечно.

Алексей Пичугин:

— Потому что, во-первых, долгое время у нас достаточно однозначно эти события рассматривались, и у большинства наших соотечественников, я думаю, что в голове образ происходившего... У них героем всегда будет Мальчиш-Кибальчиш и Павлик Морозов.

Андрей Иванов:

— Чапаев еще.

Алексей Пичугин:

— И Чапаев, да. А нравственные оценки давать тут не принято, поскольку это все из разряда мифов и легенд. Так как мы конструируем мифы сами и очень горазды в этом, то, соответственно, и Павлик Морозов, и Чапаев, и гражданская война, и герои гражданской войны — это все сконструированные нами мифы, которые к реальным людям, к реальному Павлику Морозову, к реальному комдиву Чапаеву отношения не имеют.

Андрей Иванов:

— Да, конечно.

Алексей Пичугин:

— У нас анекдот о Чапаеве сформировал образ Чапаева. Мы, конечно, не об этом говорим сегодня, но раз мы затрагиваем это время... Так, например, кампания по изъятию церковных ценностей еще меньше, чем Собор 17-18 годов известна нашим людям. И события в Шуе, например, я вот буквально на днях был в Шуе, так получилось, и был в музее, где постарались сделать максимально возможную подборку материалов по событиям в Шуе 22-го года, перед Воскресенским собором памятник стоит жертвам вот этой кампании, происходившей в Шуе, расстрелянных людей. Но даже в экспозиции этого музея в самой Шуе, мне показалось, что не много материала. Там совсем не однобоко это показано, все взвешенно передано, но вот, казалось бы, что в Шуе можно было сделать и больше, можно было сделать целый музей, посвященный этому периоду.

Андрей Иванов:

— Ну да, действительно, это событие стало отправным пунктом. Но мне, даже мне почему-то важно в связи с Собором... Ведь связь между Собором и кампанией по изъятию ценностей, может быть, не сразу очевидна, но Собор и вообще революционные события, действительно, все изменили в жизни Церкви. Это было время, когда у Церкви не было другого пути, как самоорганизация, приходские изменения, вообще это действительно было время суда, в том смысле, что человек выбирал христианство не за комфорт, не за успех, это действительно было христианство до конца. То есть быть христианином, значит быть христианином до конца. Это же время, как ни странно, время духовного подъема. Пасха 18-го года, очень много воспоминаний о том, что это было совершенно особенное событие и в Москве, и в Петрограде, огромный был подъем духовный. В частности, в нашей небольшой банерной выставке, посвященной кампании по изъятию ценностей, особое место уделяно священномученику Вениамину Петроградскому, там есть в качестве эпилога эпизод вроде не относящийся к событиям 22-го года. Это эпизод, когда святейший патриарх Тихон посетил Петроград, и к нему во время этого визита, который был очень радостным, был очень большой подъем, к нему подошел с просьбой благословить Союз православных приходов, который там был создан, протоиерей Николай Рудницкий. Естественно, по благословению митрополита Вениамина. Николай Рудницкий сказал, что Союз объединяет людей, готовых умирать за веру. На это патриарх Тихон совершенно потрясающие слова сказал, что русский человек вообще умеет умирать, а жить и действовать не умеет, что задача братства не только вдохновлять на мучения и смерть, но и наставлять, как нужно жить, чтобы Церковь возрастала и крепла. Наше упование жизнь, а не смерть и могила.

Алексей Пичугин:

— Да, и в древней Церкви еще, кстати, об этом редко вспоминают, добровольное мученичество осуждалось. Когда люди искали, где в каких провинциях — там не обязательно монолитно гонения шли, где-то в каких-то провинциях были гонения — и люди ехали туда, чтобы умереть и пострадать за Христа. И это Церковью как раз осуждалось. Так же и здесь. Если все умрут за веру, то кто будет строить Церковь дальше в условиях государства. И какой будет Церковь тогда?

Андрей Иванов:

— Это очень сложный вопрос. Ведь священномученик Вениамин на это отвечает, вы же помните. Эти разговоры тогда велись, тоже ведь что... Эта кампания очень интересная. Выставка маленькая, мы имеем возможность просто показать, обнаружить копии нескольких документов, но даже вот эти несколько документов очень красноречивы. Это письмо Ленина известное, это несколько телеграмм Троцкого, это обращение патриарха Тихона с призывом помочь голодающим, направленное ко всему миру, ко всему человечеству.

Алексей Пичугин:

— Андрей Иванов, контент-менеджер историко-культурного просветительского центра Свято-Тихоновского университета «Соборная палата» в гостях у «Светлого радио». А проект называется «Московский епархиальный дом — центр мирных общественных инициатив в России начала 20-го века». А почему вот именно такое название?

Андрей Иванов:

— Потому что, мне кажется, мы с вами коснулись темы гражданской войны и коснулись мифов, и вот эти мифы от нас... Это вопрос ведь очень важный. Гражданская война это самая большая беда, которая может произойти с обществом. В гражданской войне не может быть победителей никогда. И гражданская война просто по умолчанию не заканчивается, никогда не заканчивается. В нашей экспозиции постоянной, которая в галерее находится, которую я упомянул, ее навестил в какой-то момент гость из Испании. Вы знаете, такой феномен испанских новомучеников, в Испании была гражданская война.

Алексей Пичугин:

— Да, я знаю, но это очень малоизвестный в России феномен.

Андрей Иванов:

— А это тоже тысячи имен.

Алексей Пичугин:

— Тысячи даже?

Андрей Иванов:

— Тысячи имен.

Алексей Пичугин:

— Вот про тысячи я не знал.

Андрей Иванов:

— Это действительно. И мы с большим трудом общались. Он говорит только на испанском, я немножко на английском говорю. В общем, понимали мы друг друга с трудом. Но меня очень поразило, это и для меня тоже было новостью, этот феномен. В Испании, где гражданская война это была история нескольких даже не лет, а месяцев, до сих пор эта тема под запретом, фактически, до сих пор эта тема болезненная.

Алексей Пичугин:

— Под запретом или она болезненная для общества?

Андрей Иванов:

— Болезненная для общества. То есть понятно, что гражданская война это тема... Она, наверное, вообще не преодолевается исторически. В нашем обществе гражданская война это такая рана, которую можно пережить только через подвиг новомучеников. Не удивительно, что это тема, которая нон грата, которая не желательна, которую не хочется вспоминать, о которой никто не хочет говорить. Достаточно мифа какого-то, даже у людей умных и образованных, они согласны какой-то оставить образ «Я все равно умру на той далекой, на гражданской».

Алексей Пичугин:

— На той единственной гражданской. Я не уверен, что мы сами пережили еще.

Андрей Иванов:

— Конечно, не пережили.

Алексей Пичугин:

— Даже в наших молодых людях, наверное, не зная этих слов, этих строчек, не зная про Гренаду, относительно той гражданской, но внутри живет.

Андрей Иванов:

— Внутри живет, конечно. И вы спросили, почему такое название, я про это хотел сказать, что в действительности, если пытаться это как-то преодолеть, нужно искать какие-то точки опоры. Мне кажется, что Поместный Собор может дать эти точки опоры, Поместный Собор и то, что ему предшествовало, то, о чем рассказывал отец Андрей и эта деятельность Московского епархиального дома, эти самые мирные общественные инициативы России, чревато революцией, все идет к тому.

Алексей Пичугин:

— И войнами.

Андрей Иванов:

— Войнами, и тем не менее, возникают такие явления, как Русская Палестина, которая одно из обществ, Московское отделение Императорского палестинского общества.

Алексей Пичугин:

— А как это должно актуализировать?

Андрей Иванов:

— Во-первых, знать, об этом рассказывать, это должно стать каким-то фактом сознания, поэтому весь пафос нашего проекта — рассказывать об этой странице истории. Не просто незаслуженно забытой, а той странице истории, которая может нам дать силы и какие-то перспективы, каким может быть Российское общество будущего, на что оно должно опираться. Можем ли мы преодолеть те травмы исторические, которые нам пришлось преодолеть.

Алексей Пичугин:

— Это очень актуально сейчас. В наше время особенно непростое, когда любые мирные инициативы должны пониматься и развиваться, и мы должны посмотреть, как в истории это было, совсем в недавней нашей истории. Потому что сто лет назад в историческом измерении это ничто, это позавчера. В измерении отдельно взятого человека это очень давняя история. Но чтобы это глобально-историческое вчера могло соединиться с очень давней историей в контексте жизни человека, и осмыслено было теми людьми, которые живут сейчас, наверное, то, что вы делаете, это важно. Все мирные инициативы это всегда очень важно для нас, помнить, знать и думать об этом. Есть ли какая-то финальная точка, даже не точка, как вы видите в целом реализацию этого проекта и завершение его?

Андрей Иванов:

— Есть несколько направлений, о которых я сказал. Сейчас мы создаем клуб единомышленников в обществе друзей Московского епархиального дома. Как будет проходить работа, какими будут результаты этой работы, никто не знает. Это в каком-то смысле эксперимент. Мы пытаемся изменить образ этой эпохи в контексте небольшого сообщества людей. Мы, встретившись в начале, поговорим, обсудим и зафиксируем какой-то образ, который есть сегодня. И встретимся спустя десять-одиннадцать месяцев, обсудим какие-то проекты индивидуальные, которые у нас будут рождаться в процессе работы. Будет готовиться экспозиция. Осенью начнется экскурсионная работа по новой экспозиции, не по той экспозиции, что у нас есть сегодня, а та экспозиция, что у нас будет открыта в фойе. Еще одно направление, о котором я еще не сказал, это создание некоторой библиотеки контента, какой-то доступный он-лайн контент, короткие мини-лекции, которые разные аспекты этой истории затрагивают. Надеюсь, что это будет интересно. Это то направление, в котором нет большой новизны, потому что есть попытки создать лекторий о наследии Поместного Собора, и, может быть, вы о них тоже что-то слышали. Но мы пытаемся сделать что-то доступное для восприятия человека неподготовленного, лекторий для новоначальных, изучающих этот период.

Алексей Пичугин:

— А что в этом периоде для вас лично важно?

Андрей Иванов:

— Для меня, это сложный вопрос, для меня это вопрос о патриотизме.

Алексей Пичугин:

— Наверное, любой разговор о патриотизме это разговор болезненный.

Андрей Иванов:

— Опасный разговор.

Алексей Пичугин:

— Потому что мы с высоких трибун слышим часто и сами говорим про патриотизм, как... и дальше каждый может в силу своих возможностей. А когда мы говорим о подлинном патриотизме, который внутри нас живет, это всегда сложный разговор.

Андрей Иванов:

— Собственно, я к этой теме пришел в связи как раз с патриотизмом. Меня не устраивала та аудитория, которую я слышал. Лично для меня она казалась фальшивой, но не хотелось себя считать не патриотом. И когда я стал задавать вопрос...

Алексей Пичугин:

— Это такой эскапизм, в какой-то мере.

Андрей Иванов:

— Наверное, да. Как же я не патриот? Какой России патриотом я являюсь? Для меня образом этой России является икона новомучеников и исповедников Российских. В этой связи опять же очень интересная история отца Иоанна Восторгова, который, конечно, имеет разные оценки его деятельности, и во время его трудов разные оценки она вызывала. Мне собственно, интересна эта личность потому, что он пережил крах патриотизма. То, для чего он работал, был абсолютно успешен, признан, он увидел крах этого, формально в феврале 17-го года он увидел, что та Россия, на благо которой он трудился, не нужна народу. И он для себя решил этот вопрос, что если мне выбирать между тем, каким быть патриотом — быть патриотом России или патриотом Церкви, я, конечно, буду патриотом Церкви. Эта история очень...

Алексей Пичугин:

— И стал одним из первых новомучеников.

Андрей Иванов:

— Одним из первых новомучеников в 18-м году 5 сентября.

Алексей Пичугин:

— Давайте под конец программы напомним еще раз основные положения вашего проекта. Я так понимаю, что он делится на три части. Это лекционная, выставочная, экскурсионная и связанная с волонтерами деятельность.

Андрей Иванов:

— Да. Волонтеры истории.

Алексей Пичугин:

— Волонтеры истории, да. Напомните в двух словах для тех, кто, может быть, к нам позднее присоединился.

Андрей Иванов:

— Мы начали работу над большим глобальным проектом, который называется «Московский епархиальный дом — центр мирных общественных инициатив в России начала 20-го века». И целью этого проекта является популяризация знаний о деятельности Московского епархиального дома, о Поместном Соборе 17-18 годов. Мы очень надеемся, что знания об этом помогут нашим современникам ориентироваться в сегодняшней непростой ситуации и обогатят знания, во всяком случае, о Москве. И здание Московского епархиального дома станет местом притяжения, знаковым местом туристической и паломнической карт Москвы.

Алексей Пичугин:

— Напомню, друзья, что сегодня в программе «Светлый вечер» принимали участие Андрей Иванов, контент-менеджер историко-культурного просветительского центра Свято-Тихоновского университета «Соборная палата». И в начале программы с нами был священник Андрей Постернак, декан историко-филологического факультета Свято-Тихоновского университета, кандидат исторических наук. Прощаемся. Всего доброго. Спасибо вам большое.

Андрей Иванов:

— Спасибо.

Алексей Пичугин:

— Доброго вечера. До свидания.

Андрей Иванов:

— До свидания.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем