«Накопление богатства – самый худший из всех придуманных человечеством идолов. Если я сосредоточусь исключительно на зарабатывании денег, то очень скоро деградирую без всякой надежды на возрождение», - говорил американский миллионер Эндрю Карнеги.
Он появился на свет в 1835 году в небогатой семье ткача. О том, что такое социальная несправедливость, мальчик знал не понаслышке. Его отец остался не у дел, а мама трудилась швеёй и пропадала на трёх работах. Да ещё брала на дом заказы, которые выполняла по ночам. Но денег всё равно не хватало, и родители Эндрю продавали даже личные вещи, чтобы прокормить двух сыновей. Потеряв всякую надежду на сносную жизнь, Карнеги перебрались в американский город Питтсбург. Там Эндрю устроился работать кочегаром. Первое жалованье будущего миллионера составляло полтора доллара в неделю. В свободное время Эндрю учился на курсах телеграфистов, а по их окончании показал такие способности, что вскоре стал начальником отделения связи небольшой компании и получал приличный оклад.
У Карнеги не было задачи разбогатеть. Он хотел одного – успеха в делах и выработал железное правило – работа должна быть сделана на отлично. Было и второе правило – ничего не бояться. Несколько раз Эндрю закладывал и перезакладывал имущество своей семьи и смог купить акции компании, занимавшейся строительством железных дорог. Это была большая удача: вложенные в дело 50 000 долларов через полтора года превратились в 630 000. А ещё через несколько лет в два миллиона. Карнеги не остановился на этом, он приумножил свои богатства, скупая землю, леса, водоёмы, болота, фермы. Стал владельцем металлургических предприятий и сталелитейных заводов, объединил их и основал крупнейшую корпорацию в мире. В 1901 году, сколотив фантастическое состояние, «король стали», как его называли, отошёл от дел. Один из самых богатых людей планеты посвятил себя благотворительности и делал это с размахом.
Карнеги говорил, что каждый человек, став состоятельным, обязан отдавать, чтобы «улучшить участь бедных собратьев». В Америке к концу 19-ого века стремительно развивались и росли учебные заведения. Карнеги, которому так и не удалось получить высшее образование, счёл своим долгом помочь просвещению США. Каждый десятый американец того времени учился в школе, построенной на деньги Карнеги. Он открыл по всей стране публичные библиотеки – а это две с половиной тысячи книжных залов и хранилищ. Создал институты и университеты, музеи и театры, бесплатные детские центры. Знаменитый концертный зал - Карнеги-Холл появился в Нью-Йорке на средства филантропа. Так же, как и здание Международного трибунала в Гааге. Многие американские студенты, преподаватели, спортсмены, полицейские не знали нужды, благодаря щедрым дотациям Карнеги. Он финансировал исследования в области экономики и медицины, основал бесчисленное количество благотворительных фондов. В 1910 году меценат Карнеги, которого в Америке прозвали «Санта-Клаусом», сделал то, что считал главным достижением своей жизни – создал Фонд Мира, который был призван спасти человечество от Первой Мировой войны. Карнеги организовывал мирные конференции, встречался с президентом Рузвельтом и кайзером Вильгельмом. Когда, несмотря на все усилия, война всё же разразилась, Эндрю счёл это своей личной трагедией и серьёзно заболел.
Однако пример благотворительной деятельности Карнеги оказался вдохновляющим для американских миллионеров. Может быть, следуя тезису Эндрю: «Кто умрёт богатым – умрёт позорно» - Рокфеллеры, Форды и ещё десять династий основали собственные благотворительные фонды. Своей единственной дочери Карнеги оставил по завещанию десять миллионов долларов. А на добрые дела потратил 350 миллионов, показав всему миру, на что должно тратить деньги.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 102 зач., IX, 18-33.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории исхода евреев из Египта есть очень непростой для понимания сюжет. Бог как будто бы издевается над фараоном, Бог прямо говорит, что Он собирается определённым образом воздействовать на фараона: «Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской» (Исх. 7:3). Фараон здесь выступает лишь как некий объект, как некая кукла, которая не способна ни к какому самостоятельному действию, и это поражает, ведь мы привыкли к мысли, что у человека есть свободная воля, и Бог хранит эту свободу. Конечно, у слов книги Исход есть масса толкований, которые объясняют, что дело не в Боге, а в самом фараоне, а слова — это лишь некоторая метафора. Однако вот что любопытно: апостол Павел в звучащем сегодня в православных храмах во время литургии отрывке из 9-й главы Послания к Римлянам ссылается на историю фараона как на некую норму, и делает этой истории весьма неожиданные выводы. Давайте послушаем этот отрывок и попытаемся понять мысль святого апостола.
Глава 9.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною.
26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.
27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
33 как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
Только что прозвучавший отрывок апостольского послания начался с фразы, которая по своей сути является продолжением рассказа, начатого ещё Моисеем в книге Исход: «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9:18). Эта краткая фраза описывает историю становления избранного Богом народа, ведь избрание Авраама и потомков его внука Иакова не было обусловлено какими бы то ни было внешними факторами, Авраам избран по одной простой причине: так захотел Бог. Да, конечно, можно попытаться порассуждать о достоинствах Авраама, однако все его достоинства проявили себя лишь после того, как на него обратил внимание Бог. Нечто подобное переживали и многие христиане: вот человек живёт совершенно обычной жизнью, у него нет ни малейшего интереса к Церкви, но в какой-то момент что-то меняется, откуда-то появляется интерес и тяготение к духовной жизни, сопротивляться им почти невозможно, и человек приходит ко Христу. В богословии выработан особый термин, который описывает происходящее с таким человеком — на него действует призывающая благодать Божия.
Но почему же она действует не на всех? Есть два возможных ответа, первый из их оправдывает Бога, но обвиняет человека, он утверждает, что благодать действует на всех, да не все на неё откликаются по причине глубокой внутренней испорченности или же по причине банального нежелания. Второй возможный ответ предлагает апостол Павел, и здесь уже человек не виноват, всё дело в Боге, Которого Павел уподобляет гончару, решающему, какую глину для какого сосуда использовать — одна глина идёт, скажем, на сосуд для молока, а другая — на сосуд для помоев. Может ли глина заявлять о своих правах? Конечно же, нет. Но разве можно глину сопоставлять с человеком?
Вообще, конечно, нельзя. Однако в контексте размышлений апостола Павла — вполне, ведь Павел хочет донести до своих адресатов из числа римских христиан-евреев довольно незатейливую мысль: происхождение не может быть незыблемым основанием для спасения во Христе. Еврей может спастись, а может и погибнуть, язычник может погибнуть, а может и спастись. И с первым, и со вторым происходит то же самое, что произошло в своё время с фараоном: Бог смотрит на сердце человека, и если сердце переполнено гордыней, то Богу не остаётся ничего иного, как отвернуться от такого человека, вернее же будет сказать, что гордыня отворачивает человека от Бога и только искреннее покаяние способно изменить эту плачевную ситуацию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Участвовать в акции «Лето добрых дел. Время помогать!»

Тамара Фёдоровна много лет трудилась учителем русского языка в одной из московских школ. А когда вышла на пенсию, стала заниматься с ребятишками при храме, в Воскресной школе. Через некоторое время она уехала в другую страну помогать дочери и внуку, которые оказались в сложной ситуации. Но и там Тамара Фёдоровна не оставила своего призвания. Бесплатно обучала детей русскому языку на православном приходе. Но вскоре ей пришлось вернуться в Москву. Выяснилось, что дальние родственники собираются лишить её единственного жилья. Завели судебную тяжбу. Чтобы оплатить услуги юриста, пенсионерка была вынуждена влезть в кредит. Так Тамара Фёдоровна оказалась в непростой финансовой ситуации. Денег не хватало даже на еду. К счастью, она узнала о Марфо-Мариинской обители. Здесь, в службе помощи «Работа со случаем», женщине бесплатно выдают продукты, лекарства и нужные вещи.
Благодаря Обители милосердия пожилые, немощные люди, семьи с детьми и все те, кто оказался в беде получают ощутимую помощь. У них появляются силы на то, чтобы жить и не отчаиваться.
Самой Марфо-Мариинской обители тоже важна поддержка. В частности, в летний период, когда человеческого участия и финансовой помощи особенно не хватает. Именно поэтому в эти дни Обитель проводит акцию «Лето добрых дел. Время помогать!». Чтобы привлечь внимание к делам милосердия и к людям, которые прямо сейчас нуждается в заботе и внимании.
Принять участие в акции просто: нужно перейти на сайт «Лето добрых дел», сделать любой благотворительный взнос или оформить регулярную подписку. Кроме этого, вы можете передать в Марфо-Мариинскую обитель продукты или помочь делами.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский

Константин Залесский
Гостем программы «Исторический час» был историк Константин Залесский.
Разговор шел об известном российском флотоводце, адмирале Андрее Августовиче Эбергарде, который в период Первой Мировой войны командовал Российским Черноморским флотом.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час