Елизавета, принцесса Гессен-Дармштадская, отказывала всем претендентам на ее руку и сердце. Она ждала единственного мужчину – принца своей души. Однако возраст девушки уже близился к критическому – ей пошел двадцатый год. Родители принцессы забеспокоились – еще пара лет, и по меркам того времени она бы считалась старой девой. Такую никто не возьмет замуж.
На одном из семейных вечеров Елизавета после долгих лет разлуки увидела великого князя Сергея Александровича Романова, друга детства. Встретилась взглядом с этим высоким и привлекательным голубоглазым мужчиной – и уже не смогла забыть. Он и стал ее единственным принцем на всю жизнь.
Через год пара сочеталась браком. Елизавета произвела фурор в высшем свете – ее холодная красота не оставляла равнодушными даже стариков, княгиня обладала поистине царским достоинством, а в обходительности ей не было равных. Говорили даже, что в Европе есть только две красавицы: Елизавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елизавета Федоровна. Она сводила с ума мужчин, а женщины завидовали ее красоте и духовным качествам.
Великий князь Сергей Александрович дорожил своей женой. Для нее он не жалел ничего и считал ее небесным ангелом, которого не должны тревожить мирские заботы. Тем, кто восхищался обилием зеркал в их доме, князь отвечал: «Думаю, ее высочество достойна того, чтобы быть отраженной миллионы раз».
Иногда муж бывал строг с женой, но ее любовь не уменьшалась от этого. Елизавета знала, каковы истинные чувства Сергея. Современники записывали некоторые свидетельства ее отношения к мелким семейным ссорам: «Однажды… у старого князя… вырвалось несколько слов сочувствия молодой женщине. Она возразила ему, удивленно и искренно: “Но меня нечего жалеть. Несмотря на все, что можно обо мне говорить, я счастлива, потому что очень любима”».
Сергей и Елизавета были образцовыми супругами. Она во всем слушалась мужа, занимаясь исключительно домашними делами. Он принимал решения по любым вопросам, всегда оставляя последнее слово за собой. Никто ни разу не видел, чтобы красавица Елизавета появлялась в компании других мужчин, а Сергей – с другими женщинами, хотя среди высшего света легкое отношение к брачным узам не было чем-то из ряда вон выходящим. Супруги всегда, на все приемы приходили вместе и никогда не разлучались.
Елизавета Федоровна и Сергей Александрович прекрасно подходили друг другу внешне: супруги были голубоглазыми и светловолосыми, их отличали строгие манеры, выдержанность, скупость в выражении эмоций, отстраненные холодные взгляды. Они были похожи и внутренне. Сергей Александрович, многим известный как честный и благородный человек, на посту генерал-губернатора Москвы делал все, чтобы помочь простым людям. К тому же стремилась и его жена, которая занималась благотворительностью и спустя годы стала сестрой милосердия.
Елизавета, по рождению лютеранка, под влиянием глубоко верующего мужа приняла православие, хотя не обязана была этого делать. Это стало порывом души, попыткой сблизиться с религиозным мужем. Вера потом и спасла княгиню, когда Сергея убил террорист. Елизавета нашла в себе силы прийти в тюрьму к убийце и простить его…
Оплакав мужа, Елизавета могла вернуться домой, уехать куда-нибудь за границу. Еще раз выйти замуж – ведь она оставалась достаточно красивой женщиной. Однако Елизавета осталась в России – там, где жил и работал ее любимый Сергей. У супругов не было детей, и для Елизаветы простой народ заменил сыновей и дочерей.
Она основала Марфо-Мариинскую обитель, которая существует в России до сих пор. В ней сестры милосердия занимались медицинской и благотворительной работой. Наравне с другими женщинами Елизавета кормила нищих, ухаживала за тяжелобольными, вызволяла из нужды маленьких детей.
В обители действовало много учреждений для бедняков, и всем этим руководила одна волевая женщина, которая не жалела собственной жизни ради других. В 1918 году Елизавета был убита большевиками. В 1992 году она была прославлена Русской Православной Церковью в лике святых. До конца своих дней Елизавета помогала людям, на благо которых когда-то трудился и ее муж.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема