
В 4-м веке, после трех столетий преследования христиан, во главе Римской Империи, наконец, встал правитель, который запретил гонения. Константин, вошедший в историю как Великий, положил конец борьбе языческого Рима против Церкви. Христиане впервые смогли открыто исповедовать свою веру. Прекратились казни и пытки, церкви были освобождены от налогов и повинностей.
По-настоящему великим делам Константина во многом способствовала его мать, царица Елена. Именно благодаря её активной деятельности были обретены главные святыни христианства — Гроб Господень и Животворящий Крест.
«Эта старица с юношеской быстротой устремилась на восток», сказано в житии. Несмотря на преклонный возраст, святая Елена была полна сил и спешила в Иерусалим с важнейшей миссией: отыскать тот самый Крест, на котором был распят Спаситель.
Прибыв на святую землю, царица сразу же развернула бурную деятельность по подготовке к археологическим раскопкам. В её распоряжении были только евангельские источники с точным описанием событий жизни Христа и мест, в которых они происходили. Но за три с лишним века город неоднократно разрушался и перестраивался. Повсюду были языческие капища.
Вместе с иерусалимским патриархом Макарием, не жалея сил и времени, под палящим солнцем, святая ходила по улицам священного города и собирала информацию, которая могла пролить свет на нахождение Креста.
Её труды были вознаграждены. По преданию, некий старец Иуда указал на храм языческой Венере и сказал — под ним находится пещера, где до Своего Воскресения был погребен Господь.
По приказу святой Елены капище разрушили и начались раскопки. При этом царица сама непрестанно следила за тем, как идет работа.
Под пещерой Гроба Господня были найдены три креста, четыре гвоздя и титло с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Чтобы понять на каком из крестов распяли Христа, их один за другим стали прикладывать к тяжелобольной женщине. От двух крестов чуда не произошло, когда же возложили третий — она исцелилась. Кроме того, есть предание, что от соприкосновения с Крестом воскрес умерший: его проносили мимо для погребения.
Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову. А вокруг уже собралось бесчисленное множество христиан, которые узнали об этом великом событии и желали хотя бы издалека увидеть святыню. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенное место и несколько раз поднимал Крест. Это было первое Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Как повествует житие, многие тогда уверовали.
Святая Елена прожила в Иерусалиме два года. Её непрестанными стараниями буквально на глазах возрождалась Церковь. В память о событиях земной жизни Христа она основала на Святой земле несколько храмов, в том числе Храм Гроба Господня. Своими проповедями и делами она укрепляла в вере христиан и привела на путь спасения множество иудеев и язычников.
В каждом деле и слове святой был миссионерский посыл. Житие описывает, как сменив царские одеяния на простую одежду, она щедро раздавала милостыню, помогала нуждающимся, устраивала трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала.
В лице царицы Елены и ее сына Константина христиане обрели долгожданную защиту и поддержку. За великие заслуги перед Церковью они канонизированы в лике равноапостольных и являются одними из самых почитаемых святых.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер