
Фото: PxHere
Однажды мне было грустно. Так бывает, навалилось всё, проблемы со всех сторон... Я подошла к своему старшему сыну и говорю ему: «Ваня, помолись за меня, родной».
«Господи, помилуй!» — весело сказал Иван и перекрестился.
Я даже немного обиделась — слишком уж кратко помолился. А он увидел мое смятение и говорит: «Мама, да это же самая главная молитва!»
Молитва «Господи, помилуй» встречается почти во всех православных богослужениях. Часть службы, когда хор поёт «Господи помилуй» — называется ектения. Во время ектении священник или диакон возглашают молитвы — прошения, а хор подхватывает следом «Господи помилуй», иногда — троекратное «Господи помилуй» или «Подай Господи». Само слово «ектения» — греческое. В переводе оно означает «протяжное моление». Ектении бывают четырех видов: великая, малая, сугубая и просительная.
Во время великой ектении, тайно молясь в алтаре, священник просит Бога о самых главных духовных благах, о земном благоденствии, о даровании милости молящимся. Иногда эту ектению называют мирной, потому что начинается она словами священника или диакона «Миром Господу помолимся» (то есть помолимся с мирным духом).
Малая ектения — это короткий вариант великой. Она начинается словами «Снова и снова с мирным духом Господу помолимся» или по-церковнославянски «Паки и паки миром Господу помолимся». Давайте послушаем её в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Во время просительной ектении хор отвечает «Подай, Господи». Во время сугубой, то есть усиленной, ектении, хор отвечает троекратным «Господи, помилуй».
За многовековую историю православных богослужений сложились и музыкальные традиции исполнения ектении. Чаще всего её именуют по месту появления: Московская ектения, Киевская, Дивеевская. Бывают сложные и простые музыкальные варианты, много авторских. Но в Церкви сложилась традиция, что мелодия ектении не должна быть сложной. Иначе она будет отвлекать от главного — молитвы.
Мне, как и другим певчим церковного хора, трудно молиться во время службы. Богослужебные песнопения разные, бывают и сложные. Нужно быть внимательной к нотам, не отстать, не сбиться, ровно вести свою партию... Но именно во время ектении молиться оказалось проще всего. Собираюсь с мыслями, про себя вспоминаю имена родных и прошу от всего сердца. Самое время.
А молитву сына Ивана Бог действительно услышал и послал мне новую интересную работу.
Предлагаю ещё раз послушать малую ектению в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
«Помощь бездомным наркозависимым». Иеромонах Силуан (Цапин)
Гостем программы «Делатели» был руководитель центра социальной помощи «Благовещение» в селе Русские Казыли в республике Татарстан иеромонах Силуан (Цапин).
Наш гость рассказал, как он, переживая сложный кризис в жизни, оказался в далеком селе в Татарстане и начал помогать восстанавливать там сельский храм, в котором позже — после многочисленных чудес в жизни и испытаний — стал сам служить, став монахом и священником. Отец Силуан поделился, с чего началось его социальное служение — помощь бездомным наркозависимым, с какими сложностями при этом приходилось сталкиваться, и почему, как он считает, в реабилитации существенное место занимает приход желающих исцелиться людей к Богу и участие в богослужебной жизни.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.