
Признаюсь вам: я не очень-то верю в присловье о том, что на детях талантливых людей природа, мол, отдыхает. Мои наблюдения говорят об обратном: дети художников отлично рисуют, отпрыски музыкантов сочиняют музыку, потомки литераторов пишут стихи и прозу. Вот и сегодняшняя гостья наших «Рифм жизни» — Екатерина Сопровская-Полетаева (на её книге и афишах обычно прописана только летучая фамилия мамы), вослед своим родителям-стихотворцам, — покойному Александру Сопровскому и здравствующей Татьяне Полетаевой, — творит нежный и строгий художественный мир, полный красок, чувств и чудес.
Передо мною — Катина поэтическая книжка 2016 года, все даты под стихами, если они встречаются, отмечены новым веком, в который поэтесса вошла, судя по дате рождения, совершеннолетним художником. Перелистывая страницы сборника Екатерины Полетаевой «Клетчатый день», где почти все тексты исполнены в технике верлибра (иногда с угадываемой рифмой), я замечаю, что часть графики (в книге есть и рисунки) — выполнена автором. Живописное настроение благодатно присутствует и во многих её элегантных стихотворных этюдах:
Плавание — это почти что пение.
Ритмическое дыхание.
И любимый цвет — голубой.
Когда я возвращаюсь домой
Мимо парка рогатых троллейбусов,
Отражения блестят, тротуары мокрые,
Темнеют заброшенные строения.
Я иду по бордюрам под окнами,
Я иду вдоль забора, под фонарём, под луной,
Я иду под дождём-наводнением,
Как будто по сказке про город живой
Или по стихотворению.
Екатерина Полетаева, «Плавание — это почти что пение...», 14 февраля, 10 октября 2008 года. Из книги «Клетчатый день».
Наверное, вы заметили сейчас, что это маленькое стихотворение писалось на протяжении долгого времени: зародилось февральским днём, а окрепло и вызрело — октябрьским, спустя более полугода. Интересно.
Всматриваюсь в архивную публикацию стихотворений отца Кати, одного из основателей неформальной поэтической группы «Московское время» Александра Сопровского. Вослед его антологической подборке в замечательном журнале «Плавучий мост» — вижу и короткую справку о дочери-публикаторе:
«Екатерина Александровна Полетаева родилась в Москве. Закончила филологический факультет МГУ. Работала в школе, в интернет-лаборатории, научным сотрудником Дома-музея Марины Цветаевой. Пишет стихи и песни».
...Среди этих песен и стихов есть мудрый поминальный этюд об отчиме Кати, московском поэте Викторе Чубарове. Что ж, младшие, как говорится, берут всё на себя: Екатерина Полетаева и здесь не раз оказывалась благодарным публикатором (добавлю, что стихи и Александра Сопровского и Виктора Чубарова звучат в наших «Рифмах жизни»).
Памяти Виктора Чубарова
Сияет дерево, шлифованное лично
Поэтом, сборщиком бутылок
И парадоксов. Он мне говорил когда-то,
Что мы живём — какой там жизнью!
Чего за жизнь такая мы уже забыли.
Но, может быть, за эту жизнь всего-то
Случится два-три раза, когда всё,
Зачем дышал, трудился и боролся —
Вдруг пригодилось. Вот в единоборствах:
Тренировался, бился ежедневно.
Сначала ничего не получалось,
И было очень стыдно и нелепо.
А вдруг однажды в тёмном переулке
Спасаешь чью-то жизнь, пинаешь негодяя,
Продемонстрировав приёмы с блеском
Пришедшего с годами мастерства.
Поэта нет, стихи лежат в архиве,
А дерево сияет в нашем доме,
И он теперь похож на очень старый
Наш деревянный и живущий дом.
Екатерина Полетаева, «Памяти Виктора Чубарова». 2011-й год, окончено 18 января 2012-го. Из книги «Клетчатый день».
Все выпуски программы Рифмы жизни
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело