
Признаюсь вам: я не очень-то верю в присловье о том, что на детях талантливых людей природа, мол, отдыхает. Мои наблюдения говорят об обратном: дети художников отлично рисуют, отпрыски музыкантов сочиняют музыку, потомки литераторов пишут стихи и прозу. Вот и сегодняшняя гостья наших «Рифм жизни» — Екатерина Сопровская-Полетаева (на её книге и афишах обычно прописана только летучая фамилия мамы), вослед своим родителям-стихотворцам, — покойному Александру Сопровскому и здравствующей Татьяне Полетаевой, — творит нежный и строгий художественный мир, полный красок, чувств и чудес.
Передо мною — Катина поэтическая книжка 2016 года, все даты под стихами, если они встречаются, отмечены новым веком, в который поэтесса вошла, судя по дате рождения, совершеннолетним художником. Перелистывая страницы сборника Екатерины Полетаевой «Клетчатый день», где почти все тексты исполнены в технике верлибра (иногда с угадываемой рифмой), я замечаю, что часть графики (в книге есть и рисунки) — выполнена автором. Живописное настроение благодатно присутствует и во многих её элегантных стихотворных этюдах:
Плавание — это почти что пение.
Ритмическое дыхание.
И любимый цвет — голубой.
Когда я возвращаюсь домой
Мимо парка рогатых троллейбусов,
Отражения блестят, тротуары мокрые,
Темнеют заброшенные строения.
Я иду по бордюрам под окнами,
Я иду вдоль забора, под фонарём, под луной,
Я иду под дождём-наводнением,
Как будто по сказке про город живой
Или по стихотворению.
Екатерина Полетаева, «Плавание — это почти что пение...», 14 февраля, 10 октября 2008 года. Из книги «Клетчатый день».
Наверное, вы заметили сейчас, что это маленькое стихотворение писалось на протяжении долгого времени: зародилось февральским днём, а окрепло и вызрело — октябрьским, спустя более полугода. Интересно.
Всматриваюсь в архивную публикацию стихотворений отца Кати, одного из основателей неформальной поэтической группы «Московское время» Александра Сопровского. Вослед его антологической подборке в замечательном журнале «Плавучий мост» — вижу и короткую справку о дочери-публикаторе:
«Екатерина Александровна Полетаева родилась в Москве. Закончила филологический факультет МГУ. Работала в школе, в интернет-лаборатории, научным сотрудником Дома-музея Марины Цветаевой. Пишет стихи и песни».
...Среди этих песен и стихов есть мудрый поминальный этюд об отчиме Кати, московском поэте Викторе Чубарове. Что ж, младшие, как говорится, берут всё на себя: Екатерина Полетаева и здесь не раз оказывалась благодарным публикатором (добавлю, что стихи и Александра Сопровского и Виктора Чубарова звучат в наших «Рифмах жизни»).
Памяти Виктора Чубарова
Сияет дерево, шлифованное лично
Поэтом, сборщиком бутылок
И парадоксов. Он мне говорил когда-то,
Что мы живём — какой там жизнью!
Чего за жизнь такая мы уже забыли.
Но, может быть, за эту жизнь всего-то
Случится два-три раза, когда всё,
Зачем дышал, трудился и боролся —
Вдруг пригодилось. Вот в единоборствах:
Тренировался, бился ежедневно.
Сначала ничего не получалось,
И было очень стыдно и нелепо.
А вдруг однажды в тёмном переулке
Спасаешь чью-то жизнь, пинаешь негодяя,
Продемонстрировав приёмы с блеском
Пришедшего с годами мастерства.
Поэта нет, стихи лежат в архиве,
А дерево сияет в нашем доме,
И он теперь похож на очень старый
Наш деревянный и живущий дом.
Екатерина Полетаева, «Памяти Виктора Чубарова». 2011-й год, окончено 18 января 2012-го. Из книги «Клетчатый день».
Все выпуски программы Рифмы жизни
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер